ГлавнаяВыбор редакцииБомба отопительного периода

Бомба отопительного периода

Владимир Кривенко, начальник управления ЖКХ Черниговского городского совета считает, что основная причина, не позволяющая городам качественно подготовиться к холодам, - отсутствие средств из-за кризиса платежей населения, невозмещения платежей, предусмотренных законодательством льготным категориям н

Владимир Кривенко, начальник управления ЖКХ Черниговского городского совета считает, что основная причина, не позволяющая городам качественно подготовиться к холодам, - отсутствие средств из-за кризиса платежей населения, невозмещения платежей, предусмотренных законодательством льготным категориям населения, непогашения субсидий, а также роста цен на горюче-смазочные и строительные материалы.

В общем, ничего нового, ведь эта тенденция наблюдается на протяжении последних лет.

Какие-то свежие проблемы и подходы к их решению, если такие имеются, узнаем не раньше средины сентября, когда будут готовы окончательные отчеты управлений ЖКХ городов. Наверное, именно поэтому ничего нового пока не смогли сообщить ИА «Украина Коммунальная» ни в Ассоциации теплоэнергетических компаний Украины, ни в межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго». Что ж, дождемся осени...

Газовых дел мастера
Но даже если после обнародования официальных данных окажется, что к отопительному сезону техническая готовность домов, сетей и коммунальных служб будет 100%-ной, этого все равно недостаточно для того, чтобы спокойно встретить холода.

Уже не первый год над жителями большинства городов Украины весит угроза остаться зимой без горячей воды в батареях и кранах, ведь уровень задолженности предприятий ТКЭ перед поставщиками за использованные природные ресурсы для производства тепловой энергии остается еще высоким. В прошедшем отопительном сезоне одесситы сидели без тепла...

Кабинет Министров, НАК «Нафтогаз Украины» уже устали требовать от предприятий коммунальной теплоэнергетики (ТКЭ) обеспечить погашение задолженности за потребленные природные ресурсы. В июле-августе этого года ДК «Газ Украины», входящая в состав НАК, проводила совещания с руководством местных органов власти и теплоснабжающих предприятий практически из всех регионов Украины. По итогам совещаний были подготовлены протокольные решения, гарантирующие предоставление предприятиями ТКЭ новых графиков погашения задолженности за природный газ, потребленный с 1 октября 2010 года.

«Однако, немало предприятий ТКЭ не выполняют в полном объеме требования поручения Кабинета Министров Украины к протокол совещания у Первого вице-премьер министра Украины - Министра экономического развития и торговли Андрея Клюева от 13 июля 2011 г., - комментирует пресс-секретарь ДК «Газ Украины» Алексей Ткач. - Согласно требованиям указанного поручения, руководители местных органов власти до начала отопительного периода 2011-2012 годов должны обеспечить 100-ную оплату всеми категориями потребителей, в т.ч. и предприятиями ТКЭ, задолженности за потребленный в 2011 г. природный газ».

Вопрос о выделении предприятиям ТКЭ плановых объемов природного газа для производства горячей воды в межотопительный период ДК «Газ Украины» вправе решать в зависимости от фактического выполнения указанных графиков и согласно балансу задолженности за потребленный газ.

В этом году поставщики настроены довольно решительно, ведь в случае наличия у теплопроизводителей задолженности за потребленные с 1 октября 2010 года природные ресурсы для производства тепловой энергии и проведения расчетов за них в неполном объеме, компании-поставщики по закону не будут иметь оснований для поставки предприятиям-должникам природных ресурсов в отопительном периоде 2011-2012 гг.

А что же тепловики?
Задолженность предприятий ТКЭ перед ДК «Газ Украины» за природный газ, потребленный с начала отопительного периода 2010-2011 годов составляет более 4 млрд грн. Общий уровень расчетов предприятий ТКЭ - порядка 70 %. И это при том, что общий по стране уровень расчетов населения с ТКЭ за потребленные ресурсы – более 90 %.

Но значит ли это, что предприятия ТКЭ безосновательно не гасят долги перед поставщиком? Вряд ли. Ведь, у тепловиков есть масса общих проблем, которые, во многом, и становятся причиной огромных задолженностей.

Так как проблемы у всех общие, рассмотрим их на примере одного из ТКЭ. Основными сложностями в работе ТКЭ с нами любезно поделилось Луганское городское коммунальное предприятие «Теплокоммунэнерго».

Начнем с того, что постановлением НКРЭ Украины от 14 декабря 2010 г. №1797 «Об утверждении тарифа на тепловую энергию ЛГКП «Теплокоммунэнерго» предприятию был утвержден тариф на тепловую энергию для населения - 256, 21 грн. за 1 Гкал (без НДС).

«Утверждение тарифа данным Постановлением произошло без учета экономически обоснованных затрат предприятия, - считает Алексей Русаков, директор ЛГКП «Теплокоммунэнерго». - Тарифы для бюджетных и прочих потребителей не изменились. Таким образом, тарифы на услуги теплоснабжения, предоставляемые нами, являются экономически необоснованными и не возмещают фактическую себестоимость. Такие тарифы к концу года могут привести к убыткам предприятия в сумме 12 0376,3 тыс. грн».

В других ТКЭ городов Украины ситуация с тарифами схожая... Но продолжим.

По словам Алексея Русакова, согласно постановлению КМУ от 3 декабря 2008 г. №1082 «Вопросы усовершенствования схем расчета за потребленную электроэнергию и природный газ» ЛГКП «Теплокоммунэнерго» открыло текущий счет со специальным режимом использования, на который зачисляется оплата за тепловую энергию от всех категорий потребителей и проводятся расчеты за потребленный природный газ. Норматив отчисления средств в июле 2011 г. cоставил 67,63 %. В распоряжении предприятия остается 32,37 % средств, которых явно недостаточно для оплаты за электроэнергию, холодную воду, материалы и услуги, выплату заработной платы работникам предприятия и оплату обязательных платежей, а также проведение ремонтных работ в межотопительный период.

В идеале, в программах по внедрению энергосберегающих технологий предусмотрено финансирование ТКЭ из местного и государственного бюджетов, однако деньги пока не выделяются.

Теперь следующее. Согласно письму Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 29. 04. 2011г. №2996/25/17-11 ЛГКП «Теплокоммунэнерго» необходимо выполнить расчеты тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку в соответствии с постановлением НКРЭ Украины от 17.02.2011г. №242 «Об утверждении порядка формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку». Однако, по словам Алексея Русакова, на сегодняшний день отсутствует методика распределения затрат по видам лицензионной деятельности, что не дает возможности произвести расчет экономически обоснованных тарифов.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. №503 «Об утверждении порядка перечисления в 2011 году субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности разницы в тарифах на тепловую энергию, которая вырабатывалась, транспортировалась и подавалась населению, возникшая в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления» ЛГКП «Теплокоммунэнерго» произведен расчет объемов задолженности разницы в тарифах и оформляются договора об организации взаиморасчетов за потребленный природный газ в 2010 году. Но, опять же, обещанного финансирования нет.

И это еще не все. С принятием Налогового кодекса Украины к ст. 197 «Операции, которые освобождены от налогообложения» пп.197.1.28 относится «поставка товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими затратами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета», а поэтому согласно ст. 198 «Налоговый кредит» пп. 198.4 «если плательщик налога приобретает, (изготавливает) товары/услуги и необоротные активы, которые предназначаются для использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то сумы налога, оплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика».

Данный налоговый кредит ЛГКП «Теплокоммунэнерго» отнесет на себестоимость тепловой энергии и коммунальных услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения, что приведет к дальнейшему увеличению суммы на покрытие разницы между фактическими расходами производства и регулируемыми ценами (тарифами), установленными НКРЭ Украины, или, проще говоря, прямо увеличит убытки предприятия, что значительно ухудшит и без того крайне тяжелое финансовое положение.

Ввиду несоответствия фактической себестоимости тепловой энергии для бюджетных и прочих потребителей действующим тарифам предприятие понесло убытки. На сегодняшний день отсутствует законодательная база возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию, которая вырабатывалась, транспортировалась и подавалась бюджетным и прочим потребителям.

Законом Украины от 12 мая 2011 г. №3319-VI «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электроэнергию» предусмотрено списание задолженности за природный газ по состоянию на 01.01.2010г.; задолженности пени, штрафных и финансовых санкций, которые начислены на задолженность за природный газ, потребленный за период с 1 января 1997г. по 1 января 2011г. Однако, как отмечает Алексей Русаков, на сегодняшний день отсутствует порядок списания задолженности за потребленный природный газ.

На 18 августа общая задолженность ЛГКП «Теплокоммунэнерго» за газ составляла 140 млн грн.

И последнее, в законодательной базе, по словам Алексея Русакова, отсутствует методика расчета пени за несвоевременную оплату потребителями услуг теплоснабжения. Поэтому тепловикам остается разве что «понять и простить» потребителей и продолжать нести убытки...

В итоге, по причине нехватки денег на оплату электроэнергии, на подготовку к отопительному сезону и на выплату заработной платы, ЛГКП «Теплокоммунэнерго» вынуждено обращаться в Минрегионстрой с просьбой о снижении норматива отчисления средств. К счастью, скидку такую оно получает. В августе предприятие платило 57,37% от норматива, в сентябре будет платить лишь 56,93%.

Учитывая все вышесказанное, трудности тепловых предприятий Украины понятны, и можно было бы в полной мере сослаться на несовершенство нормативной базы и отсутствие финансовой поддержки государства, но куда деть факт, что разброс расчетов ТКЭ за газ сегодня составляет от 42 % (Запорожская обл.) до 88 % (Черкасская область). Выходит, дело тут не только в нормативах... А, может быть, как у нас часто бывает, каждый решает проблемы по-своему – кто-то хуже, кто-то лучше. И, возможно, отстающим стоит присмотреться к опыту более успешных коллег?

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)