ГлавнаяИнтервьюБорис Климчук: Большая часть людей у нас «убаюканная» советской системой льгот и популистскими тарифами ЖКХ

Борис Климчук: Большая часть людей у нас «убаюканная» советской системой льгот и популистскими тарифами ЖКХ

Перечислите, пожалуйста, основные проблемы Волынской области в сфере ЖКХ в 2011 году. Как удается их решать? Прежде всего отмечу, что на совещании с руководителями структурных подразделений я официально запретил своим подчиненным употреблять слово «проблема» в деловом общении. У нас, государственны

Перечислите, пожалуйста, основные проблемы Волынской области в сфере ЖКХ в 2011 году. Как удается их решать?

Прежде всего отмечу, что на совещании с руководителями структурных подразделений я официально запретил своим подчиненным употреблять слово «проблема» в деловом общении. У нас, государственных служащих, есть задачи, которые необходимо решать. В сфере ЖКХ эти задачи накапливались даже не годами, а десятилетиями. Отсюда - сложность их реализации, что, прежде всего, обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов. Если дом простоял 50-100 лет без единого ремонта, то понятно, что логичнее на его месте поставить новый, с современными строительными технологиями. Но если таких домов сотни и все - в частной собственности людей, доходы которых не позволяют строить новое жилье, то задачи выходят на государственный уровень и становятся общенациональными.

Как и везде в Украине, для нас первоочередной является модернизация всех объектов отрасли: теплового, водопроводно-канализационного, жилищного хозяйства. Вторая задача - переход с газа на альтернативные виды топлива. На сегодня у нас хватает технологий, знаний, объемов, специалистов. Не хватает, как я уже говорил, денег. Поэтому еще одной задачей формулируем комплекс мер по привлечению финансов в переоснащение отрасли из всех доступных источников: частные и государственные инвестиции, тарифная политика, местные бюджеты, программы добрососедства Евросоюза и гранатовая помощь США подобное.

Сравните, пожалуйста, состояние ЖКХ области в 2010 году с нынешним состоянием.

За год работы значительно улучшилась финансовая дисциплина в отрасли. Причем тщательными в расчетах стали как поставщики услуг ЖКХ, так и население, с которым работать – всегда сложно. Только за половину этого года долги волынян перед отраслью уменьшились на 5,8 млн грн, что, я считаю, является ощутимым прогрессом. Потому что в этих числах - не только изменение бухгалтерских показателей, а изменение отношения общества к ЖКУ, осознание их жизненной необходимости и рыночных механизмов оказания услуг. Скажем правду: большая часть людей у нас «убаюканная» советской системой льгот, преференциями, отсрочкой оплат, популистскими тарифами, которые долгое время применялись в сфере ЖКХ. Теперь люди постепенно избавляются этих иллюзий и трезво оценивают ситуацию.

Хорошо, что Кабинет Министров Украины существенно упростил порядок назначения субсидий на услуги ЖКХ. Социальная помощь и ее оперативность, вместе с другими факторами, по-моему, тоже существенно повлияли на уровень расчетов населения.

У предприятий ЖКХ финансовая дисциплина позволила значительно сократить долги по заработной плате (уменьшились в два раза) и перед ресурсопоставщиками (имею в виду природный газ и электроэнергию), при этом - не уменьшая, а иногда - даже наращивая объемы продукции, работ и услуг в натуральном отображении.

Удается привлекать инвестиции в развитие ЖКХ области?

Частный инвестор очень осторожно идет в отрасль ЖКХ, ведь она сложна в структуре, очень регулируемая действующим законодательством, имеет значительный износ основных фондов. Относительно комфортно на рынке ЖКХ чувствуют себя разве что частные предприниматели, специализирующиеся на ритуальных услугах.

Хотя в области есть и примеры масштабного государственно-частного партнерства в коммунальном хозяйстве. В свое время областной центр Волыни - город Луцк - был пилотным по отработке механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли. Тогда же, в Луцке, появился первый частный ЖЭК и была передана в частную собственность крупнейшая городская котельная. Это был эксперимент. И должен признать, что он был и до сих пор остается дискуссионным: нормативная база и главное - уровень доходов населения на сегодня еще не позволяют вывести сферу жилищно-коммунальных услуг в зону умеренных рисков для предпринимательства. А там, где высок риск и низкие ставки, хорошего бизнеса не построишь.

Гораздо лучше работают в сфере ЖКХ бюджетные инвестиции. Используются средства самих предприятий. А еще - помощь международных организаций. Например, в рамках программы «Чистая вода Прибужжя» в г. Владимир-Волынский недавно состоялась презентация совместного украино-польского проекта по улучшению питьевого водоснабжения городов Грубешов (Польша) и Владимир-Волынский (Украина) за средства Евросоюза с 10 процентным софинансированием местных бюджетов этих городов. Сейчас продолжаются переговоры по привлечению польских инвестиций на строительство очистных сооружений в селе Свитязь Шацкого района, что позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в этом рекреационном уголке Волыни. Имеющаяся высокая заинтересованность иностранных структур в инвестировании переработки мусора.

Или внедряются в области инновационные системы в сфере ЖКХ?

Большим инновационным проектом в Луцке является модернизация станции водоподготовки на Дубновском водозаборе. В этом году из государственного бюджета на объекте будет освоено 8 млн грн, из местного - 2,8 млн. Общая стоимость проекта, который планируется завершить в 2012 году, - более 20 млн грн. После его внедрения качество питьевой воды в нашем областном центре будет соответствовать европейским стандартам.

В прошлые годы проведена замена старых отечественных водозаборных насосов на новые, фирмы Willo. Это сделано в городах: Владимир-Волынский, Нововолынск, Ковель, Луцк. Проведена модернизация станции обезжелезивания питьевой воды в Нововолынске. Построено такую же станцию в Любомле. Кстати - станции стали продуктом последних разработок уже украинских, а не иностранных ученых. В этом году будет завершена модернизация станции обезжелезивания в Ковеле, построим ее и в селе Горькая Полонка Луцкого района.

В области теплоснабжения внедряются энергосберегающие проекты на котельных в городах Луцк, Киверцы, Ковель, поселках Рокини и Турийск. Там переходят на альтернативные виды топлива. Если меняются теплосети - то только на предварительно изолированные трубы.

Как идет подготовка области к отопительному периоду?

Подготовка жилищно - коммунальной отрасли области началась сразу же после окончания прошлого отопительного сезона. Такая практика в области уже стала нормой, объекты области готовятся своевременно, работа в зимних условиях проходит стабильно. Основными отраслями, которым уделяется первоочередное внимание в подготовке к работе зимой, - тепловое, водопроводно-канализационное хозяйство и жилой фонд коммунальной собственности.

По состоянию на 31 августа 2011 года уже подготовлено 175 котельных из 189 запланированных (92,6%), из них капитально отремонтировано 39 из 41 (95,1%). Заменено 46 котлов из 48 (95,8%) на котлы с КПД более 90 %. В водопроводно-канализационном хозяйстве уже отремонтировано или заменено 24 км водопроводных сетей, 7 км канализационных труб, подготовлена 271 артезианская скважина из 290 планируемых. В жилищном хозяйстве комплексно подготовлено 1 683 дома из запланированных 1 803 (93,3%), отремонтировано 491 крышу из запланированных 522 (94,1%).

Объекты социальной сферы (школы, детские сады) подготовлены к зиме в полном объеме.

Работы в подготовительном периоде проходят стабильно, согласно намеченных мероприятий, с опережением прошлогодних сроков подготовки, что позволяет констатировать: отопительный сезон в области начнется своевременно и качественно.

В чем проявляется помощь местных органов власти развития ЖКХ области?

Органы местного самоуправления, согласно полномочиям, являются хозяевами жилищно-коммунальных служб, отвечающих за их работу и развитие. Именно они являются основными заказчиками в вопросах благоустройства, освещения и уборки улично-дорожной сети, содержание кладбищ и т.п. Чаще местное самоуправление жалуется государственной местной власти на недостаток средств.

Эта задача решается путем финансирования государственных целевых программ, которых в области реализуется три, и региональных программ. Это, в частности, общегосударственная «Программа реформирования и развития ЖКХ на 2009-2014 годы» (запланированный объем финансового ресурса на 2010-2014 годы составляет 769,9 млн грн, в том числе из государственного бюджета – 406,5 млн грн, бюджетов территориальных громад сел, поселков и городов области – 344,4 млн грн, других источников -18,9 млн грн). Согласно национальной программе «Питьевая вода Украины» в области предусмотрено освоить в 2011 году 9,4 млн грн средств государственного бюджета на условиях финансирования местных бюджетов, в частности в Луцке - 8 млн грн, г. Ковеле - 1,2 млн грн, с.Гирка Полонка Луцкого района - 0,2 млн грн. Освоение этих средств позволит улучшить качество услуг и снизить затраты энергоносителей.

В области решением сессии областного совета от 13.05.11 № 4/16 утверждена Региональная программа повышения энергоэффективности Волынской области на 2011-2015 годы. Только за первое полугодие этого года меры сэкономили более 1 млн грн. Также действует региональная программа «Экология», где ежегодно из областного Фонда охраны окружающей среды финансируются работы по обустройству полигонов твердых бытовых отходов, другие мероприятия по охране природной среды.

Какие направления развития сферы ЖКХ области запланированы на будущее?

Направления развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства области изложены в нашей «Программе реформирования и развития ЖКХ на 2010-2014 годы».

Это, в первую очередь, техническое переоснащение жилищно-коммунальной отрасли, демонополизация и развитие потенциально конкурентных рынков жилищно-коммунальных услуг, создание системы эффективного управления жилищным фондом, совершенствование системы государственного регулирования естественных монополий.

Особое внимание в Волынской области будем предоставлять развитию рынка жилищно-коммунальных услуг в сельской местности. Это - абсолютно новое направление работы. Однако мы осознаем, что уровень цивилизации в III тысячелетии новой эры должен дойти и до села. Местные строители уже сориентировались в новых условиях - строят водопроводы из индивидуальных скважин, монтируют автономное отопление. Однако специалистов, которые бы обслуживали новую инфраструктуру - на селе нет. Низкий уровень или полное отсутствие жилищно-коммунальных услуг в сельских территориях открывает для потенциальных частных инвесторов огромный рынок, с широкими возможностями инноваций и преимуществами конкурентной среды.

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)