ГлавнаяПубликацииТранспортЭлектронный билет: «ЧП» локального масштаба

Электронный билет: «ЧП» локального масштаба

Львов стремится получить пальму первенства среди городов Украины, введя электронный билет для оплаты за проезд в общественном транспорте.

По крайней мере, Львовский горсовет уже завершил подготовительный этап для реализации электронного билета. Остался лишь последний шаг - решение городского совета дать проекту путевку в жизнь. Однако, именно депутатский корпус стал помехой внедрению электронного билета во Львове. Одновременно аппарат Львовского горсовета продолжает настаивать на целесообразности нововведения.

Цена вопроса

На сегодняшний день уже проведен инвестиционный конкурс. Известна компания, которая будет внедрять с горсоветом электронный билет - латвийское предприятие «Ригас-Карте». Также есть цена проекта - 45 млн гривен. Реализация введения электронного билета ложится на совместные действия названных структур, которые объединятся в предприятие ООО «Леокарт». Вот тут и происходит торможение процесса, поскольку создание названного предприятия утверждают депутаты Львовского городского совета, которые, в свою очередь, пока не видят в этом процесс благо для Львова. Между тем власти Львова убеждают - проект принесет только пользу городу, жителям, ведь все пункты, задекларированные в нем, открыты.

Как отметил «У.К.» начальник управления внешнеэкономических отношений и инвестиций Львовского горсовета Сергей Кираль, Львовский городской совет провел прозрачный инвестиционный конкурс по реализации проекта внедрения электронного билета. В начале согласились пять компаний, но реальные предложения предоставили только два: турецкая и латышская. Последнюю компанию мы предпочли, поскольку она имеет опыт в подобных проектах, учитывая специфику таких городов, как Львов. Создание совместного предприятия ООО «Леокарт» базируется на принципах, где доля латвийской компании «Ригас-Карте» составляет 49%, а предприятия «Леокарт» - 51%. Уставный капитал в свою очередь составит: 7,7 млн ​​грн. Сумма инвестиций - 42 млн грн. При этом, данная сумма будет привлекаться из собственного капитала совместного предприятия, а из бюджета города - более 3 млн грн, остальные средства - 28,5 млн грн будут приниматься как заем из банка, где залогом станет оборудование. Аналогичная схема была внедрена в Риге.

Сделано для людей

Следует подчеркнуть, что 15% от продажи электронного билета будет получать ООО «Леокарт». А комплект оборудования для одного транспортного средства будет стоить 2,5 тысячи евро. По мнению авторов проекта, «переход на электронный билет внесет только удобства для пассажиров. Ведь людям не придется в транспорте искать деньги и передавать. У них будет пластиковая карточка, которой нужно только прикоснуться к аппарату и все: проезд оплачен», - пояснил Сергей Кираль.

Сам электронный билет будет продаваться в любых торговых точках Львова. По крайней мере, так обещают чиновники городского совета. Да и цена за один проезд останется на уровне предыдущей - две гривны. Таким образом, водители лишаются права продавать билеты, что автоматически лишает их и контроля наличности. Хотя в начале внедрения электронной системы оплаты за проезд Львовский городской совет допускает продажу у водителей временных пластиковых карт с электронной лентой. Эксперты убеждают, что основная цель электронного билета - контроль денежного потока.

Доверяй, но проверяй

Как сообщил депутат Львовского горсовета Игорь Гладыш (фракция ПР), данный проект, в первую очередь, касается финансовых потоков. «Не для кого ни секрет, что коммунальные транспортные предприятия охватывают от 25 до 30% перевозок, остальное - принадлежит частникам. Понятно, что часть денег оседает у водителей (возможно, по договоренности с перевозчиком, а другая - у самого перевозчика). Таким образом, большая часть денег не попадает в транспортную систему, например, для ремонта машин или дорог. По сути, электронный билет нам помогает ввести легализацию выручки за перевозки. Это позитивный шаг. Однако нужно учесть все нюансы города, львовские узкие дороги, опоздание транспорта. Крайне необходимо предоставить полную информационную базу для общины Львова относительно электронного билета.

С мнением народного избранника солидарен и заместитель начальника управления транспорта и связи ЛГС Андрей Белоус. По его мнению «как только в городе заработает электронный билет, то сразу начнется формирование прозрачной системы планирования транспортной инфраструктуры города. Да, это учет. И средства должны учитываться», - выразил позицию Андрей Билоус.

Вопросы без ответа

Перевозчики также поддерживают идею 100% учета, однако не уверены в цене за проезд при электронной системе оплаты. В беседе с корреспондентом президент ассоциации перевозчиков Роман Лобода подчеркнул, что «перевозчики только за единый учет, но здесь возникает ряд вопросов, которые могут вызвать возражения. Каким образом будут обслуживаться льготники? Кто будет наполнять их электронный билет?  Не думаю, что стоимость за проезд останется на уровне двух гривен. То есть, сам механизм внедрения вызовет ряд проблемных моментов».

Тем временем, большинство депутатского корпуса, а это представители ВО «Свобода» не поддерживают идею создания совместного предприятия. По мнению главы фракции ВО «Свобода» ЛГС Руслана Кошулинского «сосредоточение основных средств в руках совместного предприятия не добавляет доверия. Скажем, почему бы не воспользоваться коммунальной структурой? Мы категорически «против», поскольку данный проект еще сыроват.

Введение электронного билета не приведет к качеству транспортных услуг и не сохранит прежнюю цену за проезд в транспорте. Гражданам придется заплатить за изготовление электронного билета 20 гривен. Перевозчики сейчас не готовы заплатить за оборудование немалую сумму денег. И, наконец, заем в банке. Это же опять долговая яма для жителей. Впоследствии средства нужно отдавать. Единственный плюс - изъятие наличности у водителей. Поэтому больших преимуществ в проекте не видим, документ требует дополнительной наработки», - заявил Руслан Кошулинский.

Следует отметить: эксперты в один голос утверждают, что  электронный билет - путь к легализации выручки от перевозок. В этом преимущество проекта, о чем публично сообщают как авторы проекта, так и депутаты, и перевозчики. На этом и завершается единство в производстве электронного билета во Львове. Для дальнейшего развития транспортной сферы на пути стоят споры относительно стоимости за проезд в общественном транспорте, долговых обязательств и основного владельца учета наличности за перевозку. Предусмотреть дальнейший сценарий развития событий вполне возможно при условии обоснованного экономического подхода к реализации проекта всех сторон, где политические амбиции не превалируют.

Дарья Вильченко, Львов

 
Комментарии (0)