ГлавнаяКолонкиБюджет-2012 - сознательное уничтожение местного самоуправления

Бюджет-2012 - сознательное уничтожение местного самоуправления

Правительством с 01.01.2012 года в бюджетной сфере вводится новый более высокий размер минимальной заработной платы - 1073 грн и повышен до 773 грн должностной оклад работников I тарифного разряда единой тарифной сетки. Местные бюджеты для соответствующих повышений в бюджетной сфере потребуют дополн

Правительством с 01.01.2012 года в бюджетной сфере вводится новый более высокий размер минимальной заработной платы - 1073 грн и повышен до 773 грн должностной оклад работников I тарифного разряда единой тарифной сетки. Местные бюджеты для соответствующих повышений в бюджетной сфере потребуют дополнительно 6 млрд грн, но проект государственного бюджета на 2012 год таких средств не предусматривает. Хотя прямая обязанность государства компенсировать органам местного самоуправления расходы, понесенные в результате принятых государством решений, прямо предусмотренное статьей 142 Конституции Украины.

Для обеспечения этих выплат органы местного самоуправления будут вынуждены направить весь объем собственных доходов местных бюджетов на покрытие дефицита финансовых ресурсов по защищенным статьям расходов в бюджетной сфере, отказавшись от финансирования:

- содержание инфраструктуры ЖКХ (водопроводы, теплосети и т.д.). Вследствие этого украинцев могут постигнуть, в частности, катастрофические ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве - достаточно вспомнить Алчевск зимой 2006 года или Суходольск летом 2003 года;

- изготовление градостроительной документации, предусмотренной Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Отсутствие такой документации с 1 января 2012 года приведет к запрету предоставления земельных участков для градостроительных нужд. Это в свою очередь остановит инвестиционное развитие городов;

- изготовление (восстановление) документации по землеустройству, отсутствие которой приводит к потерям местных бюджетов по оплате за землю;

- работы по благоустройству (уборка улиц, парков, мест общего пользования, озеленение), вывоз мусора, содержание кладбищ;

- капитальный ремонт жилого фонда, коммунальной инфраструктуры, что увеличит вероятность техногенных аварий и сделает невозможным проживание в многоэтажных домах, лишенных канализации, водо-и теплоснабжения;

- дотации жилищно-коммунальному хозяйству, следствием чего является резкий рост тарифов при низкой платежеспособности потребителей;

- мероприятия по энергосбережению, не проведение которых усугубит энергозависимость отрасли;

- содержания общеобразовательных учебных заведений, довоз детей в школы, что приведет к невозможности соблюдения Государственного стандарта общего среднего образования;

- содержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (вывоз мусора, дезинфекция и т.д.) помещений учебных заведений;

- компенсационные выплаты за льготный проезд граждан, что вызовет недовольство частных перевозчиков, которые и так обременены высокими ценами на топливо.

Собственных финансовых ресурсов местных бюджетов не хватит на покрытие заложенного чиновниками дефицита. Ведь и показатели доходной части местных бюджетов, предусмотренные в проекте Госбюджета на 2012 год являются завышенными аж на 5,7 млрд грн.

Поскольку, при существующих площадях земель и ставок платы за землю завышенными на 1,3 млрд являются планируемые поступления по земельному налогу. Средства от продажи земли - свыше 2 млрд грн - невозможно получить, потому что отсутствует законодательная база, регулирующая порядок продажи земли.

Не ожидается поступлений от налога на практически нулевую прибыль предприятий коммунальной собственности - 0,7 млрд грн. Отсутствует имущество, которое можно продать. На 90 млн грн уменьшаются поступления от налога на недвижимое имущество в результате отсрочки введения этого налога в полгода; поступления от единого налога уменьшатся на 0,6 млрд грн, в связи с закрытием бизнеса каждым третьим мелким предпринимателем, не желающих работать в условиях действия действующего Налогового кодекса.

Удивляют также бюрократические подходы к определению объемов и направлений межбюджетных трансфертов.

Во-первых, вообще не предусмотрена субвенция местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению. Разница возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или согласовывались соответствующими органами государственной власти. По расчетам экспертов местным бюджетам необходимо минимум 7 млрд грн, чтобы избежать коллапса коммунальной теплоэнергетики.

Во-вторых, не в полной мере предусмотрено финансирование социальных льгот предоставленных государством, в частности относительно льготного проезда (объем субвенции на уровне 2 млрд грн, хотя потребность составляет более 3 млрд грн).

Наибольшее возмущение вызывает ситуация с отсутствием должного государственного финансирования сферы ЖКХ. В то время как расходы Сводного бюджета по сравнению с 2011 годом возрастают на 41,7 млрд грн они направляются, в частности, на правоохранительные органы и судебную власть (3,3 млрд грн дополнительно), а расходы по отрасли ЖКХ уменьшаются на 4 млрд грн.

Показательно, что бюджетный запрос министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и строительства по обеспечению надлежащего финансирования сферы ЖКХ Минфином было проигнорирован по всем статьям. Не нашло поддержки в правительстве и предложение Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики относительно финансирования в объеме 11 млрд грн сферы ЖКХ.

Имеется в виду предоставление государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья - 1,8 млрд грн, обеспечение счетчиками учета воды и тепловой энергии - 1 млрд грн; Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010-2015 годы (Постановление КМУ от 01.03.2010 р . № 243) - 458 млн грн; предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов по техническому переоснащению и капитальному ремонту домов в которых образуются ОСМД - 525 млн грн; реконструкция и строительство централизованных систем водоотведения - 1,5 млрд грн; капитальный ремонт и модернизация лифтового хозяйства - 1,9 млрд грн; реализация инвестиционных проектов по энергосбережению, развитию и реконструкции систем теплоснабжения - 458 млн грн; капремонт общежитий, передаваемых в собственность территориальным общинам - 124,5 млн грн; субвенция местным бюджетам на разработку градостроительной документации - 251 млн грн; субвенция местным бюджетам на приобретение вагонов коммунального электротранспорта - 318, 98 млн грн; компенсация расходов связанных с переброской воды в маловодные регионы каналами и водопроводами - 700 млн грн, создание фонда жилья социального назначения - 100 млн грн подобное.

Отдельно нужно обратить внимание на отсутствие и в этом году финансирование Государственной целевой программы поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011-2015 годы (Постановление КМУ от 29.11.2010 г. № 1090), мероприятия которой в 2011 году вообще не финансировались. Для Правительства уже стало нормой не финансировать Государственные целевые программы. Тогда возникает логичный вопрос: зачем было его принимать?

Александр Слобожан, эксперт по мониторингу законодательства Проекта «ДИАЛОГ» Ассоциация городов Украины специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)