ГлавнаяИнтервьюАльтернативная энергетикаГАСК не должен останавливать каждую неугодную кому-то стройку

ГАСК не должен останавливать каждую неугодную кому-то стройку

Александр Владимирович, какие новые функции возложены на Инспекцию? Функции, которые всегда выполнял ГАСК, – это контроль за соблюдением государственных норм, правил и стандартов в строительстве объектов и сооружений; контроль соответствия работ согласованной проектной документации; лицензионн

Александр Владимирович, какие новые функции возложены на Инспекцию?
Функции, которые всегда выполнял ГАСК, – это контроль за соблюдением государственных норм, правил и стандартов в строительстве объектов и сооружений; контроль соответствия работ согласованной проектной документации; лицензионная деятельность; ввод в объектов эксплуатацию и др. В соответствии с Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 г. № 439/2011 к этому перечню добавились функции инспекции жилищно-коммунального хозяйства.

Сейчас на нас дополнительно возложили контроль над поставщиками и производителями услуг ЖКХ, количеством и качеством этих услуг.

Но нужно сразу оговориться: наша деятельность не касается услуг природных монополистов – поставщиков ресурсов. Мы контролируем органы местной власти в сфере похоронного дела; отслеживаем соблюдение госстандартов, норм и правил в сфере обращения с бытовыми отходами; соблюдение правил и норм технической эксплуатации жилых домов, пользования придомовыми территориями и т.д.

То есть, ГАСК теперь занимается исключительно инспекционной деятельностью?
Фактически, да. Если коротко, то мы выявляем нарушения в сфере строительства и ЖКХ и от лица государства инициируем их устранение.

Надо понимать, в Инспекцию были приглашены специалисты из сферы ЖКХ?
Очень немного. Штат центрального аппарата ГАСКа на 85% укомплектован опытными, проверенными сотрудниками, которые проработали в Инспекции многие годы. Опыта этих сотрудников вполне достаточно, чтобы мы могли осуществлять контроль над работой территориальных органов. Кроме того, этот опыт нужен для того, что бы обеспечить реализацию государственной градостроительной политики на территории всей страны, разработать недостающие для работы нормативные документы; отстоять интересы Инспекции как самостоятельного органа, перед местными властями – в том случае, если они пытаются ею манипулировать.

Территориальные инспекции занимаются работой на местах: проверяют объекты строительства, выдают разрешительные документы, вводят в эксплуатацию объекты, а также непосредственно контролируют работу поставщиков и производителей услуг ЖКХ. Поэтому мы заинтересованы, чтобы специалисты по ЖКХ были именно в местных инспекциях.

Каковы механизмы влияния Инспекции на нарушителей норм и правил?
Инспектор, согласно существующему законодательству, может проверить любую стройку, любой дом. При выявлении нарушений он выдает предписание об их устранении, а в некоторых случаях – и о приостановке определенных работ или строительства в целом. Эти предписания обязательны к исполнению. Если нарушитель не выполняет предписаний, вопрос передается в суд.

Сейчас только в Киеве находится на рассмотрении в судах около 30 дел по самовольному строительству: это рестораны, частные дома, незаконные реконструкции. Судебная система в нашей стране, к сожалению, не работает быстро, но все же, я могу заверить, что скоро мы услышим о первых сносах незаконно построенных объектов в Киеве.

А как обстоят дела в регионах?
В регионах намного проще. Люди там более законопослушны и не так подкованы юридически. Когда инспектор приходит на площадку и выписывает предписание с требованием ликвидировать нарушения, заказчик в регионах их ликвидирует, платит штраф и делает все, чтобы не доводить дело до суда. Крупные застройщики там боятся ответственности, предусмотренной Законом «Об ответственности предприятий, их объединений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства». Их пугает штраф в размере 50% от стоимости выполненных без разрешения работ или 10% стоимости строительных работ за эксплуатацию строения без ввода в эксплуатацию. Что же касается физических лиц – частные дома, магазинчики, маленькие кафе и т.д., – то они составляют основную массу работы Инспекции в регионах. Но, благо и они по старой памяти боятся судов...

А как же так называемые скандальные стройки? Все ждут от ГАСКа каких-то действий...
Многие думают, что возможности Инспекции безграничны. Cчитают, что Инспекция должна останавливать каждую неугодную кому-то стройку. Но при этом никто не хочет понять, что земельный участок выделяется местной властью застройщику под конкретный объект. У застройщика уже есть инвестиционная программа, будущая прибыль рассчитана, деньги взяты в кредит и т. д.

К сожалению, чаще всего объекты, вызывающие общественный резонанс, имеют все необходимые документы. Земельные участки под ними выделены законно. Проектная документация тоже есть, и она согласована в установленном порядке. Нам на остановку таких строек влиять очень сложно именно потому, что формально они законны. А законы у нас, как известно, обратной силы не имеют.

И если местная власть в процессе реализации инвестиционного проекта меняет свое решение под давлением общественности, то должен существовать механизм компенсации затрат инвестору. И логично предположить, что компенсировать придется из местного бюджета, то есть из кармана граждан. Местным властям в дальнейшем стоит не один раз подумать, прежде чем выделять землю под потенциально «скандальне» объекты.

Мы возлагаем большие надежды на новый Закон «О регулировании градостроительной деятельности», в котором закреплено главенство Генерального плана населенного пункта. Вносить изменения в Генплан теперь можно только постановлением Кабинета Министров не чаще чем раз в 4 года.

А если этот закон будет нарушаться, Инспекция будет иметь не только полномочия, но и веские основания остановить незаконное строительство, наложить штрафные санкции и вместе с правоохранительными органами привлечь нарушителя к ответственности.

Насколько нам известно, механизма взыскания денег Инспекцией нет...
К сожалению, это так. Сейчас мы ждем принятия закона об ответственности за нарушения в сфере градостроительства. Надеюсь, что он существенно изменит ситуацию. И у нас будет возможность влиять на ситуацию. Сейчас же наши полномочия распространяются лишь на выписку протокола.

Получается, что все спорные вопросы чаще всего решаются через суд?
Застройщики, действительно, часто жалуются на «неправомерные» действия ГАСКа. Такие вопросы решить может только суд. Других механизмов пока не существует. Наша судебная система настолько забюрократизирована, что рассмотрение подобных дел длится годами. А так как штрафы за нарушение в строительстве весьма значительные, застройщику есть за что бороться, и он готов затягивать судебные процессы до бесконечности...

Закон «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривает снос самовольно построенных объектов по инициативе Инспекции. Это ведь нешуточные полномочия!
Да, к тому же Инспекция выступает истцом в суде и отвечает за снос. Вот только механизма реализации данной нормы закона и средств на это пока нет.

Повторюсь, Законом предусмотрена процедура сноса, а мы являемся его заказчиком и от лица государства готовим все необходимые документы в суд. Другой вопрос, как снос осуществляется практически. Это действительно сложный механизм. ГАСК сносить не может. Заказчик это должен сделать сам, по решению суда. И только когда решение суда не выполняется, Инспекция за свои деньги объявляет тендер, определяет компанию, которая будет сносить объект. А после этого может взыскать деньги за снос с заказчика. Наверное, поэтому в Украине еще очень мало прецедентов сноса объектов ГАСКом.

Подготовил Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

Ищете надежный и доступный метод создания свайного фундамента? Вдавливание свай наиболее популярный. Его можно использовать на разных типах почв и применяется он при строительстве от малых домов до многоэтажных зданий.

 
Комментарии (0)