ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоДепутаты взялись за велосипедистов

Депутаты взялись за велосипедистов

В Верховной раде вспомнили о велосипедистах и велосипедном транспорте. Велодорожки и велопарковки из добавочного элемента благоустройства могут превратиться в обязательный атрибут торговых центров, крупных офисов, новых дорог и генеральных планов городов.

 «Первая ласточка» перемен

Проект закона №4268а «О велосипедном транспорте», поданный в Верховную Раду народным депутатом Сергеем Кальцевым в июле, – первая попытка превращения велосипедистов в полноценных участников дорожного движения – с четкими правами и обязанностями. Еще одна цель законопроекта – сдвинуть развитие велосипедной инфраструктуры в украинских городах с «мертвой» точки. 

Сегодня в Украине насчитывается около 8,5 млн автомобилей. Сколько в стране велосипедов и велосипедистов, никто не знает. Зато известно сколько велосипедистов попали в дорожные происшествия: за последние 5 лет около 15 тыс. человек. При отсутствии велотранспортной инфраструктуры любителям езды на велосипеде приходится расплачиваться травмами и жизнями.

 Для сравнения, в Германии показатели дорожного травматизма велосипедистов почти в 10 раз меньше, чем в Украине. Это при том, что количество велосипедов, «бороздящих» украинские и германские дороги несопоставимо. За неделю среднестатистический немец проезжает около 30 км. И это не удивительно, так как на 81 млн жителей Германии приходится более 70 млн велосипедов. В Украине даже в селах, где велосипеды есть у многих, такое соотношение – за гранью самых смелых фантазий. 

В троллейбусе велосипеду – место! 

В действующее законодательство проект №4268а вносит три ключевых изменения. Во-первых, расчищает «место под солнцем» для велосипедного транспорта – устанавливает принципы государственной политики и управления, в частности, выводит велосипедный транспорт из под действия Закона «О дорожном движении». Во-вторых, существенно расширяет права велосипедистов. В-третьих, закладывает базу для развития велосипедной инфраструктуры. 

Проект содержит целый ряд нововведений, облегчающих жизнь людей с велосипедом. Велосипедисты наделяются правом двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам и переходам, а также по дорогам (линиям движения маршрутного транспорта) – если рядом нет велосипедной дорожки. А так как велосипедных дорожек в большинстве украинских городов нет вообще, законопроект легализует езду по дорогам и тротуарам. 

Читайте также: Безопасная езда на велосипеде

Кроме этого велосипедистов могут наделить правом провоза велосипедов в трамваях, троллейбусах, метро и в транспорте общего пользования – поездах, автобусах и самолетах. При этом законопроект требует, чтобы нормативы, которые поручается разработать Министерству инфраструктуры, содержали не только порядок и условия перевозки велосипедов в транспорте, но и требования по обустройству транспорта конструктивными элементами для удобного доступа пассажиров с велосипедами и крепления велосипедов. 
 
Еще одно принципиальное нововведение проекта – наделение велосипедистов правом перевозки пассажиров, в том числе в велоприцепах,  при условии, что для каждого пассажира оборудовано отдельное место, предусмотренное конструкцией велосипеда или прицепа. 

В довершение ко всему, в случае принятия Закона «О велосипедном транспорте» велосипедисты смогут парковать своих «коней» на тротуарах, пешеходных дорожках, обочинах и автостоянках. 

Прописаны в проекте и обязанности велосипедистов, но они лишь конкретизированы и немного дополнены по сравнению с действующими нормами Закона «О дорожном движении» и Правил дорожного движения, поэтому большим открытием для велосипедистов не станут. Штрафы за нарушение правил повышаются незначительно, со 136 до 170 грн.

Каждому супермаркету по велопарковке

Наиболее важное нововведение проекта – четкие требования по развитию инфраструктуры велосипедного транспорта. Так, собственникам супермаркетов, гипермаркетов и прочих объектов розничной торговли с торговой площадью свыше 400 кв. м проект предписывает организовать на прилегающей территории велопарковки и/или велостоянки – охраняемые или оснащенные средствами безопасности. Причем строить их собственники должны за свой счет. Аналогичные требования установлены для вузов и предприятия со штатом свыше 250 человек. 

Жесткие требования проектом установлены для местной власти, участников дорожного строительства и контроля, градостроителей: запрещается планирование и застройка новых микрорайонов, разработка транспортных схем и схем дорожного движения без обеспечения безопасных условий для движения велосипедистов. Проект запрещает утверждать генеральные планы населенных пунктов, планы зонирования территорий, проектировать, строить, реконструировать и ремонтировать автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды без учета потребностей велосипедистов и мер по развитию велотранспортной инфраструктуры.

За нарушение требований по организации велопарковок и включению велотранспортной инфраструктуры в генеральные платы населенных пунктов, детальные планы и планы зонирования территорий разработчики проекта предложили нарушителей штрафовать. 

При этом размеры штрафов для должностных лиц предприятий и представителей местной власти проектом устанавливаются нешуточные – от 1700 до 2030 грн.

Курс на Европу

В Европе, кстати, велотранспортная инфраструктура тоже не за один день возникла. В Голландии первая велосипедная дорога появилась еще в 1885 году, в Германии на дорогах полосы для движения и велосипедов разделены почти 100 лет назад – в 1926 году. Однако кардинальные изменения в развитии велотранспорта в Европе произошли за последние десятилетия. В той же Германии десятилетний национальный план развития велотранспорта был утвержден в 2002 году. В результате, к 2012 году в стране построено 10 тыс. км велодорожек, а количество велосипедов возросло наполовину. 

При этом Украине, действительно, есть на что равняться. С 1995 года в Европе реализуется амбициозный проект создания трансевропейской сети велосипедных дорог «EuroVelo» из 14 маршрутов общей протяженностью свыше 70 тыс. км, 40 ты. км велодорог уже действуют. Так, в апреле 2008 года открыта велодорога, соединившая Прагу с Парижем. В Словакии сегодня 3,5 тыс. км велодорог, в Австрии только в лесных зонах Тироля 2,7 тыс. км велодорог. 

Читайте также: Львов улучшает велосипедную инфраструктуру

Понятно, что в Украине даже в случае принятия Закона «О велосипедном транспорте», ситуация не изменится сразу. Тем более что конкретных сроков преображения украинских городов и улиц проект не устанавливает, он лишь предписывает Кабмину в течение года разработать и утвердить Государственную программу развития велосипедного транспорта – а как в Украине реализуются госпрограммы, ни для кого не секрет. Если внедрение закона ограничится выведением велосипедистов из «тени» дорожного движения – даже это будет серьезным прорывом вперед. 

Главное, чтобы благие начинания разработчиков на практике не обернулись традиционными для Украины «перегибами», например, при взимании «велоинфраструктурных» штрафов. Принятие закона в предложенном виде автоматически переведет в категорию нарушителей большую часть предприятий, все вузы и крупные торговые центры, так как переходный период для выполнения «велопарковочных» требований им не предусмотрен. Остается надеяться, что в процессе прохождения проекта он будет откорректирован.

Несомненно одно. Рано или поздно «велосипедный» закон в Украине будет принят. Чем длинней автомобильные пробки и дороже проезд в городском транспорте, – тем выгоднее велосипед. В Европе это давно осознали. Теперь очередь за Украиной.

 
Комментарии (0)