ГлавнаяКолонкиАльтернативная энергетикаГосударственно-частное партнерство споткнулось о популизм чиновников

Государственно-частное партнерство споткнулось о популизм чиновников

Гораздо интереснее вариант передачи водоканалов и ТКЭ в концессию. Чтобы не заявляли наши ученые мужи об опыте других стран, в Европе передача в концессию широко распространена и успешно работает. Государство в этом случае ни чем не рискует, ведь водоканалы и ТКЭ остаются собственностью городских об

Гораздо интереснее вариант передачи водоканалов и ТКЭ в концессию. Чтобы не заявляли наши ученые мужи об опыте других стран, в Европе передача в концессию широко распространена и успешно работает. Государство в этом случае ни чем не рискует, ведь водоканалы и ТКЭ остаются собственностью городских общин, но управляет ими концессионер-инвестор, который за свои деньги реконструирует и модернизирует объекты, а за это получает нормальный, рентабельный тариф, по которому требует 100-ную оплату, как за любой товар.

Концессионный договор можно заключать сроком до 49 лет. С моей точки зрения, в первую очередь, это должно быть интересно отечественным компаниям, но только тем, кто имеет лобби в правительстве или хотя бы на уровне местных элит, которые готовы и могут отстоять и в судах, и с помощью административного ресурса интересы данных компаний.

Большой интерес к концессии сегодня проявляют и зарубежные компании. Они изучают ситуацию в Украине и готовы заходить в страну, но при определенных правилах игры на рынке, другими словами – при условиях, создавать которые наше государство пока не готово. А правила достаточно просты: тарифы не должны быть убыточны, а инвестиции должны защищаться законом и госгарантиями. Вот тогда в развитие ЖКХ страны иностранные инвесторы начнут вкладывать большие деньги.

У мелкого и среднего бизнеса пока нет перспектив зайти на этот рынок: слишком большие политические и финансовые риски. Вероятность того, что они потеряют свои инвестиции в течение 5-7 лет очень высока. А отстоять сегодня свои права в суде, учитывая их «независимость», «незаангажированность» и «некоррумпированность», будет достаточно сложно. Развитию государственно-частного партнерства в ЖКХ мог бы послужить опыт удачной работы на рынке хотя бы нескольких крупных компаний, но похвастаться нам пока нечем, а как раз наоборот.

К примеру, компания «Росводоканал», которая работает в Луганске, за недолгое время приобрела печальный опыт взаимодействия с городскими властями, не выполняющими все свои обязанности по концессионному договору. В то же время власти требуют от предприятия огромных инвестиций. А защищая себя в глазах общественности, при любом удобном случае делают инвестора виноватым во всех бедах. Естественно, это не способствует захождению иностранных компаний на рынок.

Или возьмем, к примеру, ПАО «Киевэнерго», которое, кстати, первым подало на утверждение НКРРКП (Национальная комиссия регулирования ринка коммунальных услуг – Ред.) тарифы, разработанные по новой методологии, принятой 18 августа этого года. Их до сих пор рассматривают. Все знают о ситуации с ПАО «Киевэнерго». Городская власть требует, чтобы компания бесплатно отремонтировал все сети, которые находятся в собственности городской общины. Но ведь рыночная экономика таких отношений не подразумевает. Деньги всегда вкладываются с одной целью – получить прибыль.

Кроме того, большинство украинцев до сих пор думают, что придет частная компания и начнет поднимать тарифы. Это в корне неправильно. Форма собственности не играет никакой роли. Поднимать тарифы на услуги любой, частной или коммунальной компании может только специально созданный государственный орган. Компания может только сделать экономическое обоснование тарифа и подать его на утверждение уполномоченному органу, в нашем случае это НКРРКП. Другое дело, что коммунальные предприятия, к сожалению, у нас зависят от органов местного самоуправления, постоянно рассчитывают на их помощь, сами ничего сделать и решить не могут, поэтому и находятся в таком плачевном состоянии. Частные же компании придут на рынок работать с целью получения прибыли, то есть будут закладывать в расчет экономически обоснованные цифры, а не надеяться на помощь государства и местных властей, как это у нас привыкли делать. Инвестор будет бороться за возврат инвестиций. В данном случае, вернуть свои затраты он сможет только тогда, когда тарифы станут реально экономически обоснованными. Иначе теряется весь смысл инвестиций в коммунальную сферу.

Частная форма управления она всегда была и будет эффективнее, чем коммунальная, при которой никто ничем не владеет и никто ни за что не отвечает.

Все понимают, что заявления чиновников по поводу пагубности влияния частных компаний на ЖКХ страны – это не больше чем политические танцы в угоду очередным наступающим выборам. Перед выборами все кричат, что тарифы завышены, а позже те же люди вынуждены будут принимать в парламенте «непопулярные» решения по увеличению тарифов, как того требует внутренний рынок, Международный валютный фонд и другие финансовые доноры для экономики Украины. Именно это произошло с нынешней властью, которая сейчас страдает от своей популистской политики, проводимой перед прошлыми выборами. А так как выборы в нашей стране происходят с завидной регулярностью, решения важных для страны вопросов превращается в замкнутый круг популизма и заигрываний.

Сейчас тарифы не повышаются, хотя это и необходимо. В НКРРКП заявляют, что коммунальные предприятия не привыкли к требованиям, которые ставит перед ними вновь созданная структура. Но ведь это бред. Видимо, представителям НКРРКП нужно хоть что-то сказать, чтобы оправдать свою бездеятельность, ведь закон гласит: если поднялась стоимость энергоресурсов, необходимо увеличивать тарифы. Но понятно, что сейчас, в преддверии выборов, Кабмин не спешит этого делать...

Сергей Бульбас, президент «Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ», специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

 
Комментарии (0)