ГлавнаяИнтервьюК 2025 г. количество отходов, отправляемых на полигоны в Киеве, должно уменьшиться вдвое

К 2025 г. количество отходов, отправляемых на полигоны в Киеве, должно уменьшиться вдвое

Инициатива по внедрению раздельного сбора мусора – это практика, предусмотренная законодательством, инициатива предприятий-перевозчиков ТБО или городских властей? Это предусмотренная законодательством инициатива городских властей. Внедрение раздельного сбора мусора решает огромную проблему – ми

Инициатива по внедрению раздельного сбора мусора – это практика, предусмотренная законодательством, инициатива предприятий-перевозчиков ТБО или городских властей? 
Это предусмотренная законодательством инициатива городских властей. Внедрение раздельного сбора мусора решает огромную проблему – минимизирует нагрузку на полигоны по захоронению ТБО. Перед городом стоит задача, чтобы к 2025 г. уменьшить количество отходов, отправляемых на полигоны на 50%.

Все ли компании-перевозчики, работающие в Киеве, занимаются раздельным сбором мусора?
Сегодня в столице вывозом мусора занимаются восемь компаний: ОАО «Киевспецтранс», ООО «Володар Роз», ООО «Селтик», ООО «Гринко-Киев», КП «АТП Шевченковского райсовета», ЗАО «Спецкоммунтехника», ООО «Крамар-Рисайклинг» и ДП «Фирма Альтфатер Киев». Большинство из них занимается раздельным сбором мусора («Властелин Роз», «Селтик», «Гринко-Киев» и «Фирма Альтфатер Киев». – ред.).

Последних лет пять представители городской власти, комментируя состояние полигона №5, на котором захоранивается большая часть киевского мусора, заявляют, что еще год-два и его возможности будут исчерпаны. Как обстоит ситуация на самом деле?
Если сейчас прекратить все работы, которые проводятся, чтобы продлить срок эксплуатации этого полигона, то его ресурсы действительно исчерпаются через год-два. Сегодня там проводятся серьезные реконструкционные работы, насыпаются дамбы, рекультивируются площадки, идет изучение возможности добычи биогаза… Вместе с внедрением системы раздельного сбора отходов это позволит продлить срок эксплуатации полигона на 5-7 лет. Так что в этих часовых рамках перспективы строительства нового полигона мы не рассматриваем. 

Каким образом определяются предприятия-перевозчики мусора?
В конце 2008 г. было принято решение Киевского городского совета, которым был определен единый исполнитель услуги по вывозу и утилизации ТБО – КП «Киевкомунсервис». Данное предприятие провело конкурс между предприятиями-перевозчиками, и с лучшими из них, в частности с теми, которые имеют финансовые и организационные возможности обеспечить раздельный сбор мусора, в 2010 г. заключило договора на пять лет. Это касается пяти административных районов Киева: Печерского, Деснянского, Днепровского, Святошинского и Голосеевского. В остальных пяти районах столицы КП «Киевкомунсервис» не успело провести таких конкурсов, поскольку в 2010 г. были внесены изменения в законодательство относительно осуществления государственных закупок, согласно с которыми исполнитель услуг по вывозу и утилизации ТБО должен определяться на тендерной основе. До введения этой законодательной нормы можно было проводить не тендеры, а конкурсы, потом тендеры начали проводить ЖЕКи и определять организации-перевозчики. Таким образом, на сегодня в половине районов Киева договора с предприятиями-перевозчиками заключили ЖЕКи.

По моему мнению, необходимо исключить законодательные противоречия между Законами «О жилищно-коммунальных услугах» и «Об отходах», согласно которым услуга по вывозу и утилизации отходов является тарифообразующей, с Законом «О государственных закупках». Исходя из экономически обоснованных затрат орган местного самоуправления устанавливает единый тариф на услуги по вывозу и утилизации ТБО. После этого проводится тендер и его суть заключается в том, чтобы была установлена меньшая цена. Если мы говорим о том, чтобы тариф был на уровне экономически обоснованных затрат предприятия, тогда получается нонсенс: если предприятие во время тендера опускает цену, получается, оно начинает работать ниже обоснованного уровня затрат, т.е. заведомо убыточно.

Какой тариф на сегодня утвержден, и какой является экономически обоснованным согласно расчетам?

На сегодняшний день в тех пяти районах, где ЖЕКи проводили тендеры, тарифы колеблются от 43 до 38 грн за куб. м. ТБО. Поэтому складывается следующая ситуация: предприятие, которое заявило на тендере заведомо убыточную цену, потом предоставляет некачественную услугу, чтобы обеспечить прибыльность своего бизнеса. Некоторые компании, например «Володар Роз», могут позволить себе демпинговать на рынке за счет наличия собственного полигона, поскольку захоронение на полигоне является составляющей частью тарифа на вывоз и утилизации ТБО.
При прежней системе, когда проходили конкурсы, а не тендеры тариф был единый для всех предприятий, а орган местного самоуправления или КП «Киевкомунсервис» осуществлял контроль за качеством предоставляемых услуг.

Утвержденный тариф для «Киевкомунсервиса» в отношениях с теми предприятиями, которые заключили с ним договора, составляет 46 грн за куб. м. ТБО. Но перед предприятиями, работающими по этому тарифу, стоит задача не только перевезти ТБО из пункта «А» в пункт «Б», но и обеспечить организацию раздельного сбора мусора.

Предпрятия-перевозчики жалуются на то, что их затраты на предоставление услуг возросли, и тарифы не соответствуют обоснованному уровню. Будут ли в Киеве устанавливаться новые тарифы?
Законодательство предусматривает, что если одна из составляющих тарифа возросла, то перевозчик должен пересчитать свой тариф и подать эти расчеты в Государственную инспекцию по контролю за ценами, которая, в свою очередь, проверит обоснованность этих перерасчетов. Если корректировка тарифа соответствует произошедшему скачку цен на составляющие услуги, тогда эти расчеты попадают в Главное управление ценовой политики КГГА. Оно в свою очередь рассматривает эти предложения и готовит соответствующее распоряжение об увеличении тарифа для конкретного перевозчика. Следует принимать во внимание, что эта услуга отражается в общем тарифе на обслуживание домов и придомовых территорий. То есть, следующим шагом должно быть изменение этого тарифа. Но руководство КГГА неоднократно заявляло, что в обозримом будущем увеличения тарифа на обслуживание домов не будет. Таким образом, разница, которая образуется между экономически обоснованным затратами и действующими тарифами, должна покрываться за счет местного бюджета. 

Не смотря на программы по раздельному сбору и переработке мусора, строительства нового полигона для захоронения ТБО в Киеве ведь не избежать?
Да, даже при внедрении раздельного сбора остается определенный процент отходов, не поддающихся переработке. Их нужно отправлять либо на мусоросжигательный завод, либо захоранивать на полигоне. Благо, в Киеве на сегодняшний день есть мусоросжигательный завод («Энергия». – ред.), поэтому проблема отходов в столице решается лучше, чем в других городах. Тем не менее, сегодня на повестке дня серьезно стоит вопрос реконструкции предприятия. В частности, мы хотим увеличить его мощность с 200 тыс. до 300 тыс. т в год.

Что касается существующего полигона, то он действительно не безразмерный, поэтому между КГГА и областной администрацией подписан меморандум, одним из положений которого является договоренность относительно строительства в будущем мусоросжигательного завода и полигона или только полигона на территории Киевской области.

Участки, где будет проходить строительство, уже определены?
Этот вопрос прорабатывается нашими коллегами из Киевской областной государственной администрации, но касательно Киева известно следующее. В апреле этого года было принято решение коллегии КГГА, которым предполагается зарезервировать в столице пять участков для потенциального размещения мусороперерабатывающих комплексов. В частности, как перспективный для реализации инвестиционного проекта определен участок на ул. Коллекторной, 44, расположенный возле завода «Энергия». Что касается остальных участков – возле ТЕЦ-6, полигонов №1 и №6 - где мы предполагали возможности строительства мусороперерабатывающих комплексов, то этот вопрос еще прорабатывается.

На протяжении последних нескольких лет периодически появляется информация, что достигнуты договоренности с различными зарубежными компаниями о строительстве мусороперерабатывающего либо мусоросжигательного завода в Киеве. Вы можете подтвердить или опровергнуть эти данные?
Пока это остается на уровне разговоров по одной простой причине - на сегодняшний день украинцы не готовы платить за утилизацию или за захоронение по 50 евро за тонну. Захоронение 1 т ТБО на полигоне стоит 90 грн, т.е. 15 евро. И если говорить о том, что этот тариф вырастет в три раза, то вопрос перерастет из социального и экономического в политический. В сегодняшней ситуации мы не можем согласиться на такие условия.

 
Комментарии (0)