ГлавнаяКолонкиДоля инвестиций в ЖКХ зависит от поведения нацрегулятора

Доля инвестиций в ЖКХ зависит от поведения нацрегулятора

Другое дело, как эту идею в сегодняшней Украине реализовать. На этот вопрос, наверное, смогут ответить немногие специалисты. Сегодня мы не можем говорить о том, чтобы закладывать инвестиционную составляющую в тарифы, поскольку у нас они даже окупаемости не предусматривают, то есть они даже не доведе

Другое дело, как эту идею в сегодняшней Украине реализовать. На этот вопрос, наверное, смогут ответить немногие специалисты. Сегодня мы не можем говорить о том, чтобы закладывать инвестиционную составляющую в тарифы, поскольку у нас они даже окупаемости не предусматривают, то есть они даже не доведены до уровня экономически обоснованных. Никто не пересматривает тарифы для предприятий теплокоммунэнерго и водоканалов, которые фактически работают себе в убыток, не покрывая даже расходов. Для одних предприятий установленная цена покрывает 5%, а для остальных 50%.

Можно вспомнить декабрь прошлого года, когда НКРЭ волевым решением без всякого обоснования подняла тарифы для ТКЭ. Компании в сентябре 2010 года подали заявки с собственным расчетам с предложением поднять тарифы в 1,5 раза в связи с повышением цены на газ. Но до декабря комиссия не рассматривала этот вопрос, а потом, как я уже сказал, абсолютным волевым решением подняла цены для одних предприятий на 10%, для других - на 15%, для третьих - на 30%. Почему так - объяснить никто не может. Отсутствует общегосударственная методика расчета.

Поэтому принятие решений относительно включения в тариф средств на модернизацию и обновление фондов - это правильно и прогрессивно, по моему убеждению шаг, однако реализовать его в современных условиях будет невероятно сложно.

У власти отсутствует понимание того, что, собственно, она хочет от ЖКХ. Осуществить реформу и дать шанс дальнейшим перспективам (в таком случае очевиден тот фат, что нужно повышать цены, делать отрасль инвестиционно привлекательной), или она хочет удержать возле себя избирателя и сохранить доброе незапятнанное лицо руководителей, которые заботятся о людях. Власти, которая удерживает рост цен, разрушая при этом всю жилищно-коммунальную отрасль.

Необходимо, прежде всего, определиться: мы хотим быть умными или красивыми. Это две диаметрально противоположные философии и, как результат, две разные стратегии поведения национального регулятора. Или он «закрутит гайки» и никому не будет повышать тарифы, дотировать сферу из госбюджета или рискнет перенести груз проблем на людей, вызвав тем самым недовольство масс, однако даст шанс для дальнейшего развития.

Впрочем, судьба инвестиций в ЖКХ, которые пойдут на ремонты, на строительство, на внедрение новых технологий, все еще имеет призрачные очертания. Ведь никто не понимает, чем будет руководствоваться национальный регулятор, устанавливая новые тарифы. Представьте: вы вложили деньги и вышли на тариф 1 грн с 5% заложенных инвестиций (если речь идет о жилищном хозяйстве), а нацрегулятор не соглашается утвердить более 80%. Вы банкрот. В такие проекты добровольно не уйдет никто, если не считать возможность коррупционных схем. Пока инвестор не удостоверится, что он будет иметь обоснованный тариф, о каких денежные вложения может идти речь?

Виктор Матчук, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики

 
Комментарии (0)