ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоДецентрализация ликвидирует «пешек»

Децентрализация ликвидирует «пешек»

Парламентарии пытаются наполнить госказну за счет сокращения расходов на содержание госаппарата. Однако, ликвидации почему-то подлежат лишь второстепенные госорганы, которые особого влияния на субъекта хозяйствования не имеют.

В августе вступили в силу поправки в Налоговый кодекс и изменения в госбюджет на 2014 год. Среди изменений - введение временного общегосударственного сбора с доходов физических лиц в размере 1,5%.

За счет этих поступлений планируется финансирование оборонной деятельности государства. В целом же Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год» №1622-VII на 11,9 млрд грн увеличено финансирование мероприятий по проведению антитеррористической операции, ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, размещения граждан Украины, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции, а также восстановления объектов социальной сферы, разрушенных при проведении военных действий.

Однако, АТО будет финансироваться не только за счет налогоплательщиков - физических лиц. Этим же Законом №1622-VII сокращаются на 70% расходы на обеспечение деятельности ряда центральных органов исполнительной власти. Общее сокращение расходов составило 582,2 млн грн.

Впрочем, даже после такого полумиллиардного сокращения расходы на содержание государственного аппарата, различных инспекций и контролирующих органов составляют более 24 млрд грн в год.

В условиях АТО такие расходы являются недопустимыми для экономики государства, поэтому Премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение профильному Вице-премьер-министру - Министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимиру Гройсману на 70% сократить расходы на содержание органов центральной исполнительной власти, которые осуществляют контрольно-надзорные полномочия.

Читайте также: Бюджетная децентрализация - имитация деятельности?

На расширенном совещании, которое состоялось 30 июля с участием Министров, представителей Министерств и контролирующих органов Владимир Гройсман заявил, что давление на бизнес замедляет экономическое развитие и приводит к вымыванию средств из экономики государства. По его словам, из 80 разнообразных инспекций, контролирующих органов и департаментов контроля в Министерствах должно остаться не более 20 контролирующих инстанций.

На первый взгляд, вроде бы все правильно - государственных инспекций и контролирующих органов в Украине действительно многовато, да и сама идея сокращения количества центральных органов исполнительной власти полностью соответствует идее децентрализации.

Однако, если детально ознакомиться с правительственным планом, то складывается впечатление, что ликвидации подлежат второстепенные государственные органы и инспекции, которые особого влияния на субъекта хозяйствования не имеют (Госценинспекция, Госсельхозинспекция т.д.). Между тем, основные государственные контролирующие органы, которые имеют рычаги давления и влияния на субъектов хозяйствования, правительством не планируется ликвидировать. Наоборот, таким органам: Государственной фискальной службе Украины, Государственной финансовой инспекции и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, в последнее время существенно расширен или планируется существенно расширить их полномочия по контролю и субъектами хозяйствования.

Так, 19 июня Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №4930 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса», которым предусматривается, что 15% от суммы заниженного налога на прибыль предприятия и НДС подлежат обязательной уплате в госбюджет, а остальные 85% будут считаться согласованными. Процедура достижения налогового компромисса продлится 60 дней со дня вступления в силу закона. Фактически этим законопроектом узаконено такое позорное понятие как «азаровщина» - метод работы налоговых инспекторов, когда во время ревизии искусственно накручивается недоимка по НДС, а руководителю предприятия предлагают согласиться с выводами инспекторов и уплатить 10% от возможно начисленной суммы недоимки. Принятие такого законопроекта только усилит фискальное давление Государственной фискальной службы на субъектов хозяйствования, особенно на субъектов естественных монополий.

Также правительством не планируется ликвидация Государственной финансовой инспекции Украины, которая в сегодняшнем виде является атавизмом, который остался с советских времен. Осуществляя плановые и внеплановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности, ревизоры ГФИ выявляют нарушения, которые якобы привели к потерям финансовых и материальных ресурсов, руководствуясь не требованиями законодательства Украины, а плановыми показателями, доведенными «сверху», а также собственными субъективными соображениями, которые довольно часто признаются судами правомерными.

Например, несмотря на норму ст. 3 ГПК Украины, согласно которой обращение в суд с иском является правом, а не обязанностью субъекта хозяйствования - исполнителя услуг, ревизоры ГФИ позволяют себе обвинять руководство такого субъекта хозяйствования в том, что оно своевременно не провело претензионно-исковую работу по взысканию средств с должника, за что предприятию нанесен ущерб.

Кроме этого, постановлением КМУ №65 от 1 марта 2014 года Государственную финансовую инспекцию обязали провести в течение марта - мая 2014 года контрольные мероприятия по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года По данным самой ГФИ, в течение января - июня 2014 года территориальные органы Госфининспекции Украины предупредили лишние расходы государственных средств в сфере госзакупок на общую сумму почти 1,6 млрд грн. Следовательно, основной задачей ревизоров ГФИ является недопущение вообще освоение бюджетных средств предприятиями, учреждениями, организациями - распорядителями средств государственной казны.

Читайте также: Децентрализация власти: обещания или реформы?

Принятие Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» и правительственного постановления №217, от 18.06.2014 года, которым утвержден Порядок распределения средств, поступающих на текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов с гарантированным поставщиком природного газа, существенно усилило и добавило полномочий Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

Отныне только Нацкомуслуг устанавливает тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде (кроме квартплаты) для производителей, которые автоматически стали исполнителями этих услуг. Кроме этого, Нацкомуслуг предоставлены полномочия определять по установленным формулам нормативы распределения средств, поступивших на счета теплокоммунэнерго со специальным режимом использования, между НАК «Нафтогаз Украины» как гарантированным поставщиком и, собственно, теплокоммунэнерго. При этом, в случае непроведения теплокоммунэнерго в течение двух месяцев расчетов за природный газ в полном объеме регулятор устанавливает нормативы, по которым 100% средств, поступающих на специальные счета, открытые теплоснабжающими и теплогенерирующими организациями, направляются на специальный счет гарантированного поставщика.

Как видим, за счет ликвидации и реорганизации второстепенных государственных органов и контролирующих инспекций правительством усиливаются фискальные и контрольные полномочия государственных органов и инспекций, осуществляющих основное влияние на субъектов хозяйствования, в том числе, и на субъектов естественных монополий.

Обещанная Вице-премьер-министром Владимиром Гройсманом широкая децентрализация пока что так и останется хорошим лозунгом, не более. Как и ранее, субъекты хозяйствования будут ехать в Киев, сидеть под кабинетами Минстров в поисках налоговых компромиссов и утверждения приемлемых нормативов распределения средств, поступивших на счета теплокоммунэнерго со специальным режимом использования.

 
Комментарии (0)