ГлавнаяПубликацииАналитикаДецентрализация власти: обещания или реформы?

Децентрализация власти: обещания или реформы?

Украинское правительство регулярно заявляет о необходимости децентрализации власти. Впрочем, такие заявления Украина слушает уже не первый год. У.К. проанализировала, чем может обернуться реализация инициатив для отрасли ЖКХ.

На прошлой неделе правительство обнародовало проект плана дальнейших действий - «100 дней-100 шагов правительства», - благодаря реализации которых чиновники планируют спасти украинскую экономику от дефолта и реформировать основные отрасли народного хозяйства.

Отдельный раздел этого документа посвящен стратегии децентрализации власти и введения в жизнь реформы местного самоуправления. Именно эту реформу считает самым главным на пути экономического развития Украины Вице-премьер - Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман. Чиновник усматривает децентрализацию власти, в частности, в передаче функций по распределению бюджетных средств от центра (в настоящее время главным распорядителем бюджетных ассигнований является Минрегион) - на места. «На одном из ближайших заседаний правительством будет принята Концепция реформы местного самоуправления, которым предусматриваются создание исполнительных районных и областных советов, закладывается принцип субсидиарности. В этот документ также будут интегрированы основные положения Европейской хартии о местном самоуправлении, которые четко определяют, что полномочия и финансовые ресурсы должны передаваться «вниз» - на места. Это та база, на основании которой будет разрабатываться в дальнейшем украинское законодательство, которое касается органов местного самоуправления», - сообщил чиновник «У.К.».

 
О необходимости децентрализации власти и передачи на места полномочий по управлению имуществом и финансовыми ресурсами в Украине за последние 20 лет, не говорил только ленивый. Даже четвертый Президент Виктор Янукович, команде которого удалось достичь не просто централизации, а даже ее чрезмерной степени, неоднократно отмечал (в последний раз в декабре 2013 года), что без уменьшения роли «центра» эффективные реформы в Украине невозможны. Однако каждый раз, когда к власти приходила очередная политическая сила, соблазн контролировать все средства в государстве брал верх над ответственностью за воплощение в жизнь предвыборных обещаний, поэтому на сегодня - децентрализация власти в стране носит чисто декларативный характер.
 
 
А, учитывая особенности процедуры назначения чиновников на местах и бюджетные процессы, ход которых на протяжении 2010-2014 годов полностью контролировался центром, Украину можно назвать даже гиперцентрализированным государством. Огромный шаг в направлении централизации власти было сделано в 2010 году. В частности, после изменения Конституции 4 года назад, Президент получил широкие полномочия, что дало юридические основания для усиления монополизации власти. В результате 80% доходов сейчас направляется на наполнение государственной казны и только 20% остается всем местным бюджетам вместе взятым: областным, городским, районным, поселковым, сельским.
 
Нынешнее украинское правительство в своем стратегическом документе «100 дней-100 шагов» декларирует внедрение механизма децентрализации власти уже на протяжении марта - апреля. Согласно документу, для этого предлагается принять Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти и на основе принципов этой стратегии внести изменения в законодательство. В частности, Парламентом будут предложены проекты законов «О праве территориальных общин и их объединений»; «О муниципальном сотрудничестве; «Об органах самоорганизации населения». Этими инициативами предлагается прописать четкие механизмы, которые позволят небольшим селам объединяться в единые территориальные общины, также консолидировать свои бюджеты для решения общих проблем. Кроме этого, документом предлагается упростить доступ жителей территориальных общин к Генеральных планов населенных пунктов.
 
В то же время, Кабмин намерен ввести новый механизм распределения доходов бюджета между регионами и муниципалитетами. Для чего правительством будут предложены соответствующие изменения в Бюджетный и Налоговый Кодексы. Также планируется изменить законодательство по децентрализации государственных функций, которые были приняты за время каденции Виктора Януковича. Сферы ЖКХ это может коснуться непосредственно, если с принятием этой инициативы будет отменен национальный тарифный регулятор - Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сфере коммунальных услуг. 
 
Еще среди пунктов плана указанные принятия проектов законов по регистрационным номерам №3793 «Об отношениях собственности в многоквартирном доме», и №3669 «Об особенностях управления многоквартирными домами», которые были зарегистрированы в парламенте в прошлом году группой из 6 народных депутатов фракции «Партия регионов». Оба документа содержат нормы, которыми планируется урегулировать деятельность жилищных объединений.
 
Не смотря на то, что заявленные шаги в направлении децентрализации все еще носят декларативный и концептуальный характер, уже сейчас можно утверждать, что предложенные правительством инициативы не демонстрируют системного подхода к проблеме.
 
Во-первых, снова отправной точкой реформы предлагается признать Концепцию, которая по своей сути является декларативно-теоретическим документом. Понятно, что концептуальные документы не содержат конкретных практических путей относительно введения реформы. И несмотря на заверения Главы Минрегиона Владимира Гройсмана о скорейшее рассмотрение на ближайшем заседании правительства, даже текст самой обновленной Концепции пока не обнародован. 
 
Особенно удивил тот факт, что «правительство народного доверия» не стало разрабатывать свои законопроекты относительно усовершенствования деятельности ОСМД и управления домами, а настаивает на принятии законопроектов, разработанных представителями Партии регионов. И это, несмотря на то, что у специалистов до сих пор нет единой точки зрения относительно этих законопроектов и норм, которыми предлагаются. Так, например, есть группа украинских юристов, которые считают, что эти законопроекты «похоронят» ОСМД как явление.
 
 
Такие оговорки не беспочвенны, ведь законопроект № 3669 может вообще отобрать право владельцев дома решать свою судьбу, поскольку предусматривает возможность назначения на конкурсной основе исполнительным органом соответствующего местного совета управляющего в случае, если в течение двух месяцев после вступления в права собственности по крайней мере на одно жилое или нежилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме, совладельцы не определили формы управления им. Законопроект № 3793 Главным научно-експертнрим управлением Верховной Рады Украины вообще рекомендовано отклонить как противоречащий действующему законодательству Украины. 
 
В-четвертых, реализовывать меры по децентрализации власти и реформы ЖКХ планом действий «100 дней-100 шагов» правительством порученное профильному Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По сути Минрегион будет реформировать Минрегион, извините за тавтологию. Это значит, что нас снова ожидают коллегии, производственные совещания, отчеты, показатели, проценты, «социалистическое соревнование» на предмет того, «кто больший реформатор или ОСББизатор» и т.д...
 
С целью предотвращения негативных явлений, которые может вызвать предложенный правительством план децентрализации власти, целесообразно предложить следующие шаги: 
 
- начать первый этап децентрализации по внесению изменений в Конституцию Украины относительно пересмотра полномочий областных государственных администраций и органов местного самоуправления, а также относительно нового территориального устройства Украины.
 
- после вступления в силу изменений к Конституции Украины внести изменения в Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», внедрение мажоритарной системы абсолютного большинства на выборах сельских, поселковых, городских председателей и депутатов местных советов от одномандатных избирательных округов.
 
- назначение внеочередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов на октябрь 2014 года.
 
- качественное обновление и деполитизация кадрового состава служащих органов местного самоуправления по результатам выборов на основе принципа профессионализма.
 
- с целью недопущения угрозы срыва финансирования полномочий ОМС изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины относительно перераспределения доходов бюджета должны вступить в силу не ранее 1 января 2015 года.
 
- установление четких ежегодных параметров расходов местных бюджетов и создание механизма проверки местными государственными администрациями соблюдения местными бюджетами данных требований.
 
- определение четких принципов предоставления местным бюджетам субвенций и других целевых выплат.
 
- при разработке проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно децентрализации функций» рассмотреть возможность дальнейшего функционирования Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, возможно в виде центрального органа по мониторингу ЖКХ, на который будет возложена функция координации и помощи местным органам по тарифообразованию и планирования в разработке локальной стратегии развития ЖКХ, а также многолетнего национального плана развития ЖКХ.
 
- реальная демонополизация теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, разработка методик формирования гибких тарифов и создание условий для прихода частного капитала в отрасль ЖКХ.
 

Реклама: Вы ищете экономный котел для Вашего дома? Тогда пеллетные котлы это отличный выбор для Вас. Высокая энергоэффективоность, высокий уровень автоматизации! Пеллетные котлы - отличный выбор для дома и дачи!

 
Комментарии (1)
Sergiy
01 апреля 2014 г. 10:36
Самий більший нонсенс, що лобісти зробили законодавчо і тверді побутові відходи ,зокрема переробку та захоронення природними монополіями.