ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаКогда в системах теплоснабжения появится дешевое тепло?

Когда в системах теплоснабжения появится дешевое тепло?

Уровень технологического развития позволяет реализовать проекты преобразования сбросной тепловой энергии в тепловую энергию других параметров, холод и электрическую энергию в т.ч. осуществлять накопление тепловой энергии для дальнейшего использования.
Согласно данным статистической информации за 2010 год годовой выход вторичных энергоресурсов (ВЭР) составлял 26,18 млн т у.т. из которых горючие ВЭР составляли 38,5%, тепловые - 58% (15,2 млн т у.т.), избыточного давления - около 3,5%. Горючие ВЭР образуются на предприятиях черной и цветной металлургии в виде доменного, конвертерного и ферросплавного газа. Среди тепловых ВЭР более 80% это низкопотенциального тепла ВЭР (температура ниже 200°С), образующихся на объектах теплоэнергетики. Высокопотенциальный тепловые ВЭР образуются на предприятиях химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и металлургии и др.
 
Обычно, произведенная тепловая энергия на таких промышленных объектах используется для обеспечения собственных нужд. В то же время существует дополнительный потенциал ВЭР для производства тепловой энергии, которая может быть реализована в качестве товара, а в частности для обеспечения потребностей в отоплении и горячем водоснабжении населенных пунктов.
 
В отечественном законодательстве используется несколько близких терминов «вторичные энергетические ресурсы» и «сбросной энергетический потенциал» использование которых нацелено на производство электрической и тепловой энергии. Несмотря на наличие определения понятий и терминологии в законодательстве и государственных стандартах, стимулирования или содействия развитию использования сбросного энергопотенциала не предусмотрено. Одной из проблем является несовершенная и слабо развитая нормативно правовая, а также недооценен возможен вклад вторичных энергоресурсов и сбросного тепла в энергетическом балансе.
 
Действующим законодательством основным направлением использования ВЭР усматривается использования именно горючих и высоко потенциальных ВЭР технологических процессов в когенерационных установках. Использованию низкопотенциальных тепловых ВЭР в утилизационных установках для производства тепловой и электрической энергии не уделяется внимания. Широкое использование низкопотенциального сбросного энергопотенциала жестко связано с переходом к низко потенциальных систем теплоснабжения, что позволит расширить возможности использования теплоутилизаторов, тепловых насосов, гелиоколлекторов и когенерационных установок на возобновляемых источниках энергии.
 
Возможность развития использования ВЭР в качестве топлива или энергии не рассматривается энергостратегии в отдельной плоскости и не устанавливаются конкретные цели или задачи по увеличению объемов использования ВЭР. Более того, даже в организационных мероприятиях не планируется создание условий к увеличению доли использования ВЭР и сбросной тепловой энергии.
 
К основным направлениям развития систем теплоснабжения рядом с использованием когенерационных установок и использованием возобновляемых источников энергии предусматривается использование утилизаторов тепла уходящих газов. Тем не менее, закон Украины «О теплоснабжении» не устанавливает каких-либо требований к обязательности использования утилизаторов за энергетическими установками и не предусматривает стимулов к применению оборудования.
 
Согласно требованиям п.7.1. «Правила технической эксплуатации тепловых установок и сетей» в системах с выделением горячих газов и отводом горячей воды и конденсата необходимо предусматривать использование теплоутилизационных установок. Отказ от применения ВЭР обосновывается технико-экономическим расчетом. Тем не менее, отсутствуют конкретные требования, относительно обязательности использования утилизационных установок независимо от результатов экономической оценки.
 
Действующими государственными стандартами определена терминология и методики оценки выхода и использования ВЭР в области черной металлургии и коксохимического производства. Государственные стандарты не устанавливают целей по использованию сбросного энергопотенциала и ВЭР, а также не регулируют вопросы стимулирования использования.
 
Действующие государственные стандарты:
 
ДСТУ 3818-98 - Энергосбережение. Вторичные энергетические ресурсы. Термины и определения.
ДСТУ 4090-2001 (ГОСТ 31188-2003) - Энергосбережение. Ресурсы энергетические вторичные. Методика определения показателей выхода и использования (ГОСТ 31188-2003, ИДТ).
ДСТУ 4369: 2004 - Энергосбережение. Черная металлургия. Ресурсы энергетические вторичные. Методика определения показателей выхода и использования.
ДСТУ 4370: 2004 - Энергосбережение. Коксохимическое производство. Ресурсы энергетические вторичные. Методика определения показателей выхода и использования.
ДСТУ-3635-98 (ГОСТ 30604-98) - Энергосбережение. Установки тепло утилизационные. Общие технические требования.
ДСТУ 2677-94 -Теплоутилизаторы. Типы и основные параметры.
ГСН В.2.5-77: 1014 «Котельные» устанавливают требования при проектировании новых объектов, реконструкции и техническому переоснащению, капитальному ремонту котельных. Особых или специальных требований относительно обязательности установления теплоутилизацийного оборудования и использования ВЭР нормы не содержат. В качестве рекомендаций по повышению энергоэффективности в котельных предлагается рассматривать мероприятия по утилизации тепла отходящих газов. 
 
Таким образом, нормативная база в части требований к проектированию объектов, использующих ВЭР и сбросной энергопотенциал крайне сырая и ограничена общими требованиями, не обязывают владельцев повышать энергоэффективность на производстве. Широкое внедрение утилизаторов тепловой энергии в системах теплоснабжения требует повышения статуса этих требований до более высокого уровня, системных подходов, которые будут содержать конкретные требования и обязательства по использованию ВЭР или иных требований.
 
Европейский опыт поддержки использования вторичных энергетических ресурсов
 
Преимуществом систем централизованного теплоснабжения является возможность интеграции возобновляемых источников энергии, геотермальную и солнечную тепловую энергию, вторичные энергоресурсы и муниципальные отходы. Это может обеспечить гибкость энергетической системы путем привлечения дешевой тепловой энергии.
 
Европейская Комиссия разработала «Стратегию отопления и охлаждения ЕС» оптимизировав потребления энергии. Сделав сектор умнее, более действенными и стабильными, импорт энергии и энергетическая зависимость будет падать, расходы и выбросы сократятся. Стратегия является ключевым мероприятием Рамочной стратегии Энергетического Союза и способствовать улучшению энергетической безопасности ЕС и решению вопросов климата. Интеграция производства, потребления и повторного использования ВЭР создает экологические и экономические преимущества и способствует уменьшению потребления первичной энергии в виде топлива.
 
«Препятствиями к использованию сбросного энергопотенциала и холода является недостаточная осведомленность и информация о доступных ресурсов, неадекватные бизнес-модели и стимулы, отсутствие тепловых сетей и отсутствие сотрудничества между промышленностью и теплоснабжающими компаниями».
 
Рекомендации по стимулированию использования вторичных энергетических ресурсов в Украине
 
Успешный дальнейшее развитие сектора использования ВЭР требует значительного совершенствования нормативно-правовой базы с установлением обязательных целей, задач, сроков реализации и назначение ответственных.
 
Организационные и технические мероприятия по оценке возможности и внедрение теплоутилизацийного оборудования и использования ВЭР должны быть обязательной составляющей по разработке схем теплоснабжения населенных пунктов и иметь один из самых высоких приоритетов для внедрения. Привлечение сбросного энергопотенциала и тепловой энергии с ВЭР требует решения вопрос о возможности сбыта тепловой энергии от технологических процессов к системе централизованного теплоснабжения через доступ третьих сторон.
 
Наиболее простым путем увеличения доли использования ВЭР, не требует особых финансовых затрат, является установление обязательных требований к частному тепловой энергии с ВЭР в общем производстве и конечном энергопотреблении. В частности, достижение поставленных целей с технической точки зрения может заключаться в повышении требований к эффективности использования теплогенерирующего оборудования, а в частности в его минимальном КПД или максимальной температуре отходящих газов теплогенерирующего оборудования. С другой стороны, повышение эффективности оборудования можно достичь благодаря установлению более жестких требований к разработке новых теплогенерирующих установок путем внесения изменений в ДСТУ, ГСН. Учитывая тот факт, что основное производство тепловой энергии осуществляется на существующем устаревшем оборудовании то стимулирующие меры должны способствовать в т.ч. обновлению оборудования в т.ч. из-за повышения экологических и технических требований.
 
Осуществление контроля за проектными решениями в части внедрения энергоэффективных мероприятий при новом строительстве, реконструкции и техническому переоснащению объектов теплоснабжения следует осуществлять на этапе комплексной государственной экспертизы строительных проектов. Таким образом, основные требования к энергоэффективности в т.ч. использования ВЭР должны быть четко определены нормативными актами в т.ч. в сфере строительства.
 
Особого внимания и разработки требуют методы и меры финансовой поддержки использования ВЭР для производства электрической и тепловой энергии в виде таможенных или налоговых льгот, надбавок к тарифам, целевого государственного финансирования или других механизмов. В то же время, методы финансового стимулирования не является распространенным мероприятием и сложно поддаются администрированию. Как правило, государственная поддержка предоставляется путем финансирования через целевые программы, предоставление государственных гарантий или инвестиционные программы.
 
 
Евгений Олейник, специально для ИА «Украина Коммунальная»*
  
*Статья подготовлена ​​по материалам проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Мысли авторов, высказанные в этой публикации не обязательно совпадают с позицией Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства Соединенных Штатов Америки.  
 
 

Для того, чтобы экономить, многие устанавливают газовые котлы. Главная деталь во всех котлах - плата. Приобрести плату для вашего газового котла можно на сайте https://kotel24.com.ua/catalog/control-plata. Большой выбор плат высокого качества по отличным ценам.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
25 ноября 2018 г. 22:02
Субсидії відмінили, а опалення дуже формальне - батареї прохолодні майже всюди. Натомість побільшало розмов, абсолютно відірваних від реальності.