Опрошенные The Page эксперты рассказывают, что комиссии, проводящие оценку поврежденного или уничтоженного жилья для начисления компенсаций в государственной программе «Восстановление», склонны занижать цифры.
«Оценка поврежденного или уничтоженного недвижимого имущества в большинстве случаев умеренно занижена, — рассказал The Page Николай Максимов, адвокат, руководитель судебной практики ЮК RIYAKO&PARTNERS. — Субъекты, осуществляющие оценку, боятся брать на себя ответственность за адекватную оценку повреждений, ведь необоснованные расходы государственного или местных бюджетов часто влекут уголовную ответственность за растрату денежных средств».
Ярина Паш, младший юрист адвокатского объединения «Мисечко и Партнеры», подтверждает, что размер компенсации за поврежденное и уничтоженное имущество, которое вычисляется комиссией по нормативно установленным формулам и показателям, может не соответствовать реальной стоимости жилья с учетом необходимого ремонта, утраченной мебели и техники.
В свою очередь Виктория Берещак, обозреватель рынка недвижимости, указывает на проблемы с темпами и качеством работы комиссий, осуществляющих оценку поврежденного объекта на местах.
«Рассмотрение конкретного случая могут быть приостановлены из-за, например, неполного пакета документов или со ссылкой на технические сбои в реестре. Кое-где этот процесс растягивается во времени или выполняется недостаточно добросовестно. Например, повреждения могут оценить ниже рыночных цен на подобные работы в связи с тем, что формула расчета не учитывает инфляцию и рост цен», — уточняет собеседница The Page.
Практические кейсы, которые удалось найти The Page, подтверждают тезисы экспертов. В частности, одна из собеседниц издания рассказала, что за разнесенный рашистами двухэтажный дом ей по программе «Восстановление» предложили лишь 250 тыс. грн, чего, по ее оценкам, должно хватить разве что на замену окон.
Однако, несмотря на несовершенства, которые проявляются на городах, опрошенные The Page эксперты считают программу «Восстановление» эффективным механизмом.