ИНФОГРАФИКА:
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Круглый стол в Ровно: что мешает развитию ЖКХ?
За минулий тиждень підприємці отримали 445 кредитів за програмою «Доступні кредити 5-7-9%»
Відкриття нового онлайн-казино в Україні: найкращі ігри та бонуси
Складной нож для личного пользования. Каким он должен быть
Заявлениями о том, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства переживает системный кризис уже вряд ли можно удивить среднестатистического украинского потребителя. Несмотря на то, что у нас в стране не первый год проходит реформа ЖКХ, ситуация в целом остается неизменной. Препятствия, которые возникают на пути развития важнейшей отрасли жизнеобеспечения, также известны каждому украинцу. В первую очередь, речь идет о динамичном росте цен на энергоносители (газ и электроэнергию), которые составляют порядка 50% в себестоимости коммунальных услуг, изношенности, а местами уместно говорить об аварийной ветхости, основных фондов тепло- и водоснабжающих предприятий, низких, экономически необоснованных тарифов на услуги ЖКХ для предприятий отрасли, и, в тоже время, непомерно высоких – для населения.
Ситуация осложняется еще и высоким уровнем «политической заангажированности» отрасли, когда стоимость услуг определяется не рыночными факторами, а зависит от того, как часто в стране проходят президентские, парламентские выборы или выборы в местные советы. Но и главное, финансовые потребности отрасли по самым скромным подсчетам экспертов составляют порядка 100 млрд грн, а из государственной казны ежегодно выделяется не более 5-6 млрд грн.
Несмотря на плачевное состояние отрасли – в Украине знают, как изменить ситуацию. Выход может быть только один – привлечение инвестиций на основе государственно-частного партнерства. Именно о механизме ГЧП как о возможной «финансовой панацее» в отрасли говорят уже давно. И к тому же есть определенные результаты: приняты законы, которыми регламентируется порядок передачи частному бизнесу объектов ЖКХ на условиях аренды, концессии или управления. Кроме того, по данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, по состоянию на апрель на основе договоров о совместной деятельности, концессии и аренды работают 39 предприятий отрасли: 4 – в сфере обращения с бытовыми отходами, 14 – в сфере теплоснабжения, 21 – водоснабжения. В июне министр Анатолий Близнюк заявил, что отрасли не хватает успешных примеров внедрения механизмов государственно-частного партнерства в отрасли.
Редакция ИА «Украина Коммунальная» решила самостоятельно изучить, что препятствует созданию полноценного рынка коммунальных услуг, привлечению частного капитала в отрасль и какими могут быть механизмы финансирования модернизации объектов ЖКХ. Учитывая, что негативного опыта у украинских инвесторов сотрудничества с государством хоть отбавляй, нам пришлось действительно искать успешные примеры финансирования проектов в ЖКХ на условиях партнерства. Такой пример мы нашли в Ровно – единственном на сегодня городе Украины, где муниципалитету удалось привлечь украинских и немецких инвесторов, и построить мусороперерабатывающий комплекс.
Именно поэтому «У.К.» собрала 18 сентября за круглым столом в Ровно представителей муниципалитета, облгосадминистрации, профсоюзов работников ЖКХ, частный бизнес, руководителей коммунальных предприятий, экспертов. Всех нас объединяло желание найти ответы на вопрос, который и стал темой проведенного круглого стола: «Внедрение механизмов ГЧП – является ли гарантией стабильного развития ЖКХ?»
Итак, к каким же выводам пришли участники мероприятия?
В Украине нет единого системного подхода к внедрению механизмов государственно- или публично-частного партнерства в ЖКХ.
Вместе с тем, все понимают, что поиск финансирования, выражаясь законотворческим языком, «из других источников» - средств частных компаний – единственный выход из ситуации. «Я не вижу другого пути, кроме этого», - заявил входе круглого стола мэр Ровно Владимир Хомко. «Нам повезло, в городе благоприятно сложилась экономическая ситуация: у нас есть цементный завод. Это было залогом успешной реализации проекта по строительству мусороперерабатывающего предприятия. Ведь еще несколько лет – и срок эксплуатации нашего полигона бытовых отходов истечет. А так мы 90% будем перерабатывать», - похвалился городской голова удачно реализованным проектом. Вместе с тем, господин Хомко отмечает, что как со стороны населения, так со стороны коммунальщиков нет понимания необходимости привлечения частного капитала в отрасль.
Риски потенциального инвестора все еще слишком высоки.
«Я убежден, что коммунальная собственность подразумевает всеобщую безответсвенность, - отметил президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов в ЖКХ Сергей Бульбас. - Но до тех пор, пока в стране стоимость коммунальных услуг для потребителей не покрывает даже стоимости затрат на энергоносители – сложно говорить об инвестиционной привлекательности отрасли». «В развитых европейских странах все предприятия, работающие в сфере ЖКХ – частные! И они работают в условиях рынка, предоставляя не услугу, а качественный товар, который имеет рыночную стоимость и ее все платят», - подчеркнул господин Хомко.
Приведение тарифов к экономически обоснованному уровню – неизбежно. Но оно не будет являться следствием вложения в отрасль частного капитала.
«Большинство потребителей воспринимают приход на коммунальное предприятие частного инвестора крайне негативно, поскольку от этого ожидают рост тарифов», - отметил господин Бульбас. «Но не стоит забывать, что сами предприятия ЖКХ любой формы собственности являются лицензиатами нацрегулятора, который единственный имеет полномочия утверждать тарифы на их услуги, - напомнил директор ГП «Центр развития ГЧП» при Минрегионе Евгений Радченко. – Вместе с тем, вкладывая в модернизацию отрасли немалые средства у инвестора должны быть гарантии их возврата, поэтому рост стоимости услуг ЖКХ – неизбежен, если мы хотим реформировать отрасль». «Однако не стоит забывать, что с модернизацией производства и переходом на энергосберегающие технологии, затраты предприятий ЖКХ на энергоносители также снизятся. Соответственно, со временем возникнут экономические основания для снижения тарифов», - отметила директор КП «Здолбунивкомэнергия» Валентина Шавронская.
В законодательстве нужны четкие нормы, которые позволят защитить, как интересы инвестора, работников отрасли ЖКХ, так и потребителей.
«Модернизация процессов производства неизбежно приводит к оптимизации кадрового состава на предприятиях отрасли, которые уже имеют опыт работы по договорам концессии и аренды», - сообщила глава комитета профсоюза работников ЖКХ Ровненской областной федерации профсоюзов Украины» Ульяна Стрилець. «Потребители незащищены от произвола бизнеса», - отметил глава одного из ровненских ОСМД Иван Фатич.