ГлавнаяИнтервьюИнтервьюЖители Львова - заложники обстоятельств, такая ситуация лишает граждан законных прав на получение качественных услуг

Жители Львова - заложники обстоятельств, такая ситуация лишает граждан законных прав на получение качественных услуг

Львов качественно изменил свое лицо. О сложностях и «маленьких победах» «У.К.» разговаривала с Андреем Садовым.

С приходом Андрея Садового, на должность мэра города Львова, именно жилищно-коммунальное хозяйство потерпело наибольшие изменения. Поговаривали, что некоторые работники думали: «Ну все, теперь, придется работать на совесть».

И стоит выделить, Львов качественно изменил свое лицо. О сложностях и «маленьких победах» «У.К.» разговаривала с Андреем Садовым.

- В феврале этого года, городские власти заявили о том, что канадская компания хочет построить мусороперерабатывающий завод. Какая сейчас ситуация со строительством предприятия? На каких условиях будут привлечены иностранные инвестиции? В каком объеме? Какие обязательства муниципалитета и когда планируется завершить проект?

Прежде всего, необходимо решить три вопроса: закрыть Грибовицкую свалку, найти новый полигон, построить мусороперерабатывающий завод. Сейчас на уровне областного и городского советов принято решение о поэтапном закрытии существующей свалки. По заказу города, институтом «Горхимпром» до конца года должен быть разработан проект закрытия и рекультивация этой свалки. Совместно с Международной финансовой корпорацией и ЛОГА было определено земельный участок на территории ГП «Сера», который находится в Николаевском районе.

На сегодня не стоит вопрос инвестора, он есть и стремится к конкретики, собственно, какой участок, какова доходность. Кстати, МФК и Агентство международного развития Швейцарии в мае 2012 года провело круглый стол с восемью компаниями - потенциальными инвесторами с целью презентации будущего проекта. Итак, следующими шагами после получения земельного участка, будут: подписание договора между городом и МФК по подготовке конкурса и отбор инвестора. На этом этапе будет проведен за средства МФК ряд исследований: глубины основательных вод, опрос жителей по уровню тарифа. Срок - 10 месяцев.

Реализация самого проекта продлится два года. Стоимость - 40-42 млн евро. При этом следует подчеркнуть, что инвестор обязан сдать проект «под ключ» и взять на себя все эксплуатационные риски. Город в свою очередь, обязуется обеспечить определенный объем ТБО и оплату согласно тарифу, кроме этого контроль соблюдения всех требований по экологической безопасности вокруг объекта. МФК берет на себя прозрачность и профессионализм в подготовке документации к конкурсу, помощь в отборе инвестора, заключения с ним необходимых договоров.

- Назовите, пожалуйста, на какие объекты коммунальной собственности в городе привлечены инвестиции по схеме государственно-частного партнерства? На каких условиях?

Если брать за основу применения закона Украины «О государственно-частное предприятие», то по этой схеме не реализовано ни одного проекта. Как и в целом по Украине. Проблема в самом законе. По оценке специалистов юридического управления ЛГС, срок лишь утверждения проекта ГЧП составляет 1,5 -2 года. Ведь нужно принять решение на уровне Министерства экономики и финансов. Специалисты Всемирного банка утверждают, что этот закон не стимулирует привлечение частного капитала в государственный или коммунальный сектор. А город заключило меморандум с проектом ГЧП, который финансируется Агентством США по международному развитию для привлечения инвестиций в сфере строительства подземных и наземных паркингов. Специалисты проекта разработали финансовую модель оценки экономической привлекательности проекта и проводят работу по внесению изменений в указанный проект ГЧП.

Город постоянно работает над привлечением средств частных предприятий для решения коммунальных проблем. В частности, реконструкция улично-дорожной сети, освещения исторических памятников в зоне ЮНЕСКО, реконструкции устаревшего жилищного фонда.

- Во Львове была применена новая транспортная схема, которая вызвала много нареканий. Как вы оцениваете ее результаты?

Внедрение новой транспортной схемы вызвало неудобства для львовян, ведь изменилось все, трудно приспособиться к новым маршрутам, водители и перевозчики сначала тоже грубо нарушали новую схему. Поэтому уволено 10 водителей. Реформа позволила упорядочить рынок перевозок - с 14 перевозчиков до 4 (этот рынок контролируемый), приобретено 100 новых современных автобусов. Новая транспортная схема - лишь один из элементов транспортной реформы. Далее - внедрение системы GPS и электронного билета. Что дала транспортная реформа? Прежде всего, увеличилась проезжая способность некоторых маршрутов. Благодаря, в свою очередь, увеличению количества больших автобусов удалось снять напряжение на проблемных маршрутах. Выросла выручка на городском электротранспорте. Удалось разгрузить от транспорта центральную часть города (просп. Свободы, улучшилась ситуация на магистральных дорогах). Запущено 100 большых комфортных автобусов.

- Как вы оцениваете состояние ЖКХ города? Какова финансово-экономическая ситуация на тепло- и водоснабжающих предприятиях? Какие проекты по привлечению частного капитала в ЖКХ города планируется реализовать?

Еще пять лет назад главной проблемой Львова было отсутствие воды. Что в свою очередь создавало огромные неудобства для жителей города. А еще больше это делало невозможным развитие Львова как туристического города. Сегодня вопрос водоснабжения решен. Проложено 106 км новых водопроводных труб. Итак, следующая задача - канализации не канализованных районов, развитие ОСМД в городе. Во Львове 114 неканализованных улиц, а это 3183 дома, где проживает 13,86 тис. человек. Для решения нужно 120 млн грн.

Во Львове насчитывается 452 ОСМД. Для популяризации ОСМД проводятся промокампании, издаются пособия. Во Львовском городском совете создан отдел сопровождения ОСМД, ресурсный центр для развития ОСМД, в котором инициативные группы могут получить всю необходимую законодательную и нормативную базу по созданию и функционированию объединения.

Стоит отметить, что финансово-экономическая ситуация на теплоснабжающих предприятиях значительно улучшилась. В частности, улучшились поступления средств от потребителей тепловой энергии, а также дисциплина расчетов (за шесть месяцев этого года составляет 100%). По ЛГКП «Львовтеплоэнерго» дебиторская задолженность за 6 месяцев составляет 165 млн грн (за этот период уменьшилась на 12 млн грн, из которых наибольшая часть приходится на население).

Кредиторская задолженность составляет - 220 млн грн (за этот период увеличилась на 50 млн грн, из которых наибольшая доля приходится на газ). В том числе задолженность за газ за последний отопительный сезон - 134 млн грн. Ситуация с ЛКП «Зализнычнетеплоэнерго» такова: дебиторская задолженность - 32 млн грн (за этот период уменьшилась на 5 млн грн, из которых наибольшая часть приходится на население - 24 млн грн. Кредиторьска задолженность предприятия составляет 38 млн грн (увеличилось на 7 млн. гривен за газ). За последний отопительный сезон долг за газ - 24 млн грн.

К сожалению, довольно сложным остается финансово-хозяйственное состояние на ЛГКП «Львоводоканал». Дебиторская задолженность за шесть месяцев составляет 132 млн грн. Этого года долг вырос на 3,5 млн грн. Главный должник является население. Кредиторская задолженность (96 млн грн) также в этом году выросла на 12 млн грн. Крупнейшие кредиторы - налоговая, задолженность за электроэнергию.

Если рассматривать вопрос привлечения государственно-частного партнерства, то в этом направлении есть определенные наработки. Разработан совместный с ЕБРР проект «Районное теплоснабжение города Львова. Данный проект предусматривает для «Львовтеплоэнерго» 30 млн евро. Из них - 20 млн евро - ссуда ЕБРР, 10 млн - грант партнерства по энергоэффективности и окружающей среды в Восточной Европе. Проект дает возможность установить мини-когенерационные установки, реконструировать магистральные теплосети от ТЭЦ-1, ТЦ «Южный», установить в жилых домах индивидуальные тепловые пункты. Считаю, что реализация проектов с привлечением частного капитала в сферу центрального теплоснабжения или водоснабжения еще не время. И на это есть веские причины. Прежде всего, из-за несовершенства действующего законодательства. Ведь закон не гарантирует право собственности общины на активы таких коммунальных предприятий. Уже есть неудачные примеры: ГЧП в Луганске, где были привлечены Росводоканал. Поэтому предпочитаем в этой сфере привлекать средства в виде кредитов от международных структур, городского и государственного бюджетов. Для нас сегодня чрезвычайно важно урегулирования государством вопросов формирования тарифа, который должен предусматривать в своей структуре инвестиционную составляющую.

- А как насчет профессионализма руководителей ЖЭКов и непосредственно персонала технического? Ведь именно здесь больше всего нареканий со стороны жителей?

До 90-х годов существовала довольно профессиональная система в сфере ЖКХ. Профессиональный уровень был достаточно высок. После обретения независимости в Украине произошли кадровые изменения на всех уровнях. К сожалению, много изменений претерпело искусственного характера. Начали принимать на работу своих знакомых, родственников. И вот что произошло. Пока система кадров имела запас, профессионализм ЖКХ держалась. Собственно с 2000 года все начало «вылезать» на мир. Когда я стал председателем Львова (ред. «У.К.» - 2006г.), То столкнулся с огромными проблемами в сфере ЖКХ. В структурах находились по 10-15 мертвых душ. Вообще такое понятие как бухгалтерия не велась. Из городского бюджета ежегодно выделялись средства на ЖКХ, но куда они шли самом деле никто не понимал, и в конечном итоге и не давал ответа. На сегодня существует жесткий учет каждой гривны, инвентаризованы каждая квартира, т.е. ее оплата за коммунальные услуги. Принцип прост: там, где жители платят вовремя, предоставляются в первую очередь ремонтные работы, например замена окон на лестничных клетках. В некоторых ЖЭКах мы уже по два-три руководителя изменили. Не имеет специалистов, поэтому и сложно работать.

- Прокомментируйте, пожалуйста, конфликтную ситуацию, которая сложилась в городе между газоснабжающим и теплоснабжающим предприятиями? Угрожает жителям Львова остаться без тепловой энергии и горячей воды? Какие пути выхода из этой ситуации вы считаете целесообразными?

Это вопрос исключительно политический, а не экономический. Ведь как можно отключить горячую воду больницам и дома слепых. Это были действия, чтобы исключительно самоутвердиться каким-то чиновникам в Киеве или во Львове. Во Львове сложилась критическая ситуация с долга государства перед «Львовтеплоэнерго». По состоянию на 1 августа 2012 долг ЛКП «Львовтеплоэнерго» перед НАК «Нафтогаз Украины» составляет 128 млн грн. Сюда входит задолженность государственного бюджета перед предприятием за разницу в тарифах на сумму 116 млн грн. Из них 71 млн грн разница в тарифах для населения. Кроме того, еще существует долг учреждений, финансируемых из государственного бюджета за потребленное тепло на 14 млн грн. Всего государство задолжало перед «Львовтеплоэнерго» 132 млн грн. Несмотря на наведении обстоятельства ПАО «Львовгаз», ссылаясь на задолженность «Львовтеплоэнерго», открывает ТЭЦ-1 и 5 других котельных от газоснабжения. Как следствие, 796 домов во Львове остались без горячей воды. Среди них несколько больниц, сады, дом престарелых, дома УТОС. В течение последних трех лет Львов обеспечивает жителей горячей водой в летний период. Следует добавить, что уровень расчетов «Львовтеплоэнерго» перед ПАО «Львовгаз» составляет более 70%.

 Жители Львова - заложники обстоятельств, такая ситуация лишает граждан Львова законных прав на получение качественных услуг, а также дестабилизирует подготовку к отопительному сезону.

Беседовала Дарина Вильченко, специально для «Украины Коммунальной»

Необходимо в срок сдать ежемесячный отчет о финансах? Без помощи профессионалов не обойтись. Воспользовавшись ссылкой http://www.buhuslugi.com.ua/ru/nashi-uslugi/bukhgalterskie-uslugi.html, Вашему вниманию будут представлены бухгалтерские услуги для предприятий и предпринимателей. Качество выполнения гарантировано, помимо этого опытные сотрудники проведут консультации по решению тех или иных вопросов.

Андрей Садовый
 
Комментарии (0)