ГлавнаяВыбор редакцииЖильцы общежитий в ожидании изменений в законодательство... и в подготовке к судам и пикетам

Жильцы общежитий в ожидании изменений в законодательство... и в подготовке к судам и пикетам

Однако, несмотря на эти позитивные сдвиги, для нескольких сотен тысяч жителей общежитий возможность реализации права на жилье так и может остаться мечтой - этой осенью истекает срок действия моратория на отчуждение (кроме передачи в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, с

Однако, несмотря на эти позитивные сдвиги, для нескольких сотен тысяч жителей общежитий возможность реализации права на жилье так и может остаться мечтой - этой осенью истекает срок действия моратория на отчуждение (кроме передачи в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских советов) общежитий, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности или вошли в уставные фонды акционерных или коллективных предприятий, созданных в процессе приватизации или корпоратизации. То есть жители общежитий, которые так и не были переданы в коммунальную собственность, фактически могут потерять право на их приватизацию.

Есть ли выход?

8 июля 2011 Верховная Рада приняла за основу проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» (относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жильцов общежитий; № 8678 от 15.06.2011 г.). Его авторы - депутаты И.Лысов, М.Деркач, З.Шкутяк, В.Матчук, Е.Волынец, С.Майборода - предложили коллегам продлить срок действия моратория на отчуждение общежитий еще на три года, в течение которых будет продолжаться их передача в коммунальную собственность. Логику депутатов понять нетрудно - по данным Минрегионстроя, по состоянию на 14 марта 2011 г. в целом по Украине все еще насчитывалось 2964 общежитий государственной и коммунальной собственности, на которые распространяется действие Закона № 500, а также 1011 общежитий, были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации (и сейчас находятся в частной и коллективной собственности).

Как стало известно ИА «Украина Коммунальная», кроме депутатов участие в разработке законопроекта № 8678 активно принимала ВОГ «Ассоциация жителей общежитий Украины», которая имеет свои ячейки в 19-ти областях Украины и занимается защитой прав жителей общежитий. Президент этой Ассоциации, Анатолий Будник, рассчитывает, что доработать и окончательно принять законопроект № 8678 удастся уже в сентябре 2011 г., и верит, что его принятие позволит решить проблемы приватизации общежитий жильцами. «После принятия изменений в законы никто не будет спрашивать балансодержателей, а будет осуществляться передача общежитий, которые строились за народные деньги, в коммунальную собственность, и приватизированных даже. Они будут выведены из уставных фондов предприятий», - говорит А.Будник.

Оптимизм главы Ассоциации жителей общежитий Украины хотелось бы разделять, но ... если законопроект не примут, отдать общежития в коммунальную собственность будет чрезвычайно трудно. «Мы готовы принять на баланс все жилье, которое нам готовы передать, и даже в плохом состоянии, которое требует ремонта, поскольку мы прекрасно понимаем, что если мы не уберем это жилье в коммунальную собственность сегодня, то завтра нам придется забирать его в еще худшем состоянии», - заявил во время одной из последних пресс-конференций Александр Мазурчак, первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации. Однако, по его словам, согласно действующему законодательству перевести общежития на баланс города в принудительном порядке в данный момент невозможно. Такое решение может быть принято только с согласия собственника здания - балансодержателя.

Проданы вместе с жильцами

Ввиду этого, в наиболее проигрышном положении оказались жители тех общежитий, которые были включены в уставные фонды организаций, созданные в процессе приватизации (и сейчас находятся в частной и коллективной собственности). По данным Минрегионстроя, в таком положении по состоянию на март 2011 г. находилось более 1011 общежитий, где проживали 108,9 тыс. жителей.

Согласно законопроекту № 8678 принцип приватизации жилья в таких общежитиях предлагают изменить, но будут изменения столь эффективными, как хотелось бы жителям общежитий? «Общежития, которые были переданы в уставные фонды организаций, созданных в процессе приватизации, в которых государство владеет более 50% уставного капитала, изымаются из уставного капитала таких организаций и передаются в собственность территориальных общин на бескомпенсационной основе», - отмечается в пояснительной записке. Что касается общежитий, в которых государство владеет менее 50% или не имеет доли в собственности уставного капитала, то они будут изыматься из уставного капитала таких организаций и передаваться в собственность территориальных общин на компенсационной основе. Компенсация владельцам таких общежитий будет осуществляться на договорной основе, исходя из полномочий и финансовых возможностей органов местного самоуправления. При этом она не должна будет превышать размер компенсации, рассчитанный в соответствии с порядком, который утвердил Кабинет министров, с учетом стоимости общежитий (как целостных имущественных комплексов), по которой они были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации на момент приобретения права собственности на них (приобретение, приватизация, ввод в эксплуатацию и др.), с учетом ее уменьшения вследствие начисленного физического износа и увеличение в результате фактических затрат собственников на проведение капитального ремонта или энергосбережения общежитий.

Таким образом, законопроект прямо не предусматривает, и, пожалуй, и не мог бы предвидеть, возможность принудительной передачи ведомственных общежитий в коммунальную собственность.

Новые же владельцы предприятий не особо спешат передавать свои общежития в коммунальную собственность добровольно. Зато распространенным является принуждение их жителей к выселению. Судебные тяжбы по этим делам длятся годами, доводя жителей общежитий до отчаяния.

Горький опыт

Одним из десятков наиболее острых конфликтов, имеющихся в различных регионах Украины, является проблема передачи в коммунальную собственность общежитий в Харькове по ул.Гвардейцев-Широнинцев, 41-Б. Данное общежитие, без указания того, что это жилой фонд, было включено в состав целостного имущественного комплекса ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие». Из уставного фонда последнего это здание перешло в уставный фонд ООО «Энергоремонт». После этого ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие» было признано банкротом и ликвидировано. Согласно решению суда, ООО «Энергоремонт» было признано собственником здания общежития.

Защищать права жителей харьковского общежития взялся Игорь Швайка, юрист и руководитель Харьковской областной организации ВО «Свобода». «На это решение суда нами была подана кассационная жалоба, учитывая то, что полтора года она лежала под столом и ее никто никому не показывал. А дальше ситуация развивалась достаточно стремительно - Высший хозяйственный суд выяснил, что в данном споре затрагиваются интересы более 300 граждан, которые не были участниками процесса; решение о признании права собственности ООО «Энергоремонт» на общежитие отменили и направили дело на новое рассмотрение. Во время нового рассмотрения Хозяйственный суд Харьковской области, учитывая, что дело не подсудно арбитражному суду, дело закрыл», - рассказал юрист в интервью ИА «Украина Коммунальная ».

С этого момента, теоретически, говорит И.Швайко, здание общежития вернулось в собственность ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие», но практически, учитывая то, что данного юридического лица уже не существует, общежитие перешло в категорию «бесхозное имущество», которое городской совет может принять в коммунальную собственность. Но городской совет опирается.

«Не юридическая, а фактическая сторона вопроса состоит в том, что владельцами «Харьковского энергоремонтного предприятия», которые его провели через банкротство, является один из депутатов областного совета, член Партии регионов, который является главой райгосадминистрации в Харьковской области и его компаньон. Цена вопроса очень простая - 3,5 тыс. кв.м жилья плюс приблизно1, 5 тыс. кв.м нежилых помещений, которые являются потенциальными объектами купли-продажи, умножаем на 400 долл. за квадратный метр и получаем сумму около 2 млн долл.», - говорит И.Швайка.

Также юрист отметил, что «мы начинали работать с этим вопросом в юридической плоскости, но решили, что просто юридическая работа здесь не эффективна, поскольку на каждом этапе все государственные органы, которые должны были совершить определенные действия, действуют с точностью наоборот. Вместо того, чтобы принять решение о принятии бесхозного общежития в коммунальную собственность, городской совет обратился с иском в суд к несуществующему ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие», задействовав в деле ООО «Энергоремонт» и региональный фонд государственного имущества. За полтора месяца судебных разбирательств суд назначил две экспертизы - судебно-строительную и судебно-экономическую. Как юрист, могу сказать, что это будет длиться 2-3 года. Поэтому мы предложили инициировать референдум об отставке городского головы». Кстати, по данным юриста, в Харькове существует еще около 15 рабочих общежитий с подобными проблемами.

Почему город без общежитий?

В течение 1993-1995 гг. не существовало нормативных актов, согласно которым устанавливалась обязанность и порядок (процедура) передачи общежитий, приватизированных в составе целостных имущественных комплексов в коммунальную собственность. Вместо частью 2 ст. 3 Закона «О приватизации государственного имущества» в редакции, действовавшей на момент массовой приватизации общежитий, четко было определено, что действие настоящего Закона не распространяется на приватизацию объектов государственного земельного и жилищного фондов.

Исходя из этого, и в связи с многочисленными жалобами граждан относительно нарушения их права на жилье и приватизацию жилой площади в общежитиях, в 2005 г. Фонд государственного имущества «опомнился» и разослал в свои региональные отделения письмо-инструкцию (№ Ю-25 -21463 от 30.12.2005 г.), в котором предложил рассмотреть возможность признания исков по отмене актов органов приватизации по включению стоимости общежитий к стоимости целостных имущественных комплексов предприятий. Это означает, что Фонд госимущества фактически рекомендовал своим региональным отделениям в судебном порядке изымать общежития из уставных фондов приватизированных предприятий и передавать в коммунальную собственность.

«На основании разъяснения Фонда госимущества несколько общежитий в Ужгороде выиграли суды у предприятий», - говорит Виктор Щадей, секретарь Ужгородского городского совета.

И как известно, суды могут руководствоваться как упомянутым письмом Фонда госимущества, так и другими нормативными актами, которые не вносят однозначности в данный вопрос. Так, сейчас 170 жителей общежития ОАО «Ужгородхлеб» опасаются принятия решения не в свою пользу, что может стать прецедентом для других общежитий Ужгорода, не переданных в коммунальную собственность.

Таким образом, несмотря на запутанность законодательства в данной сфере на время приватизации предприятий, даже в связи с законодательными нововведениями, «приватизированным» вместе с общежитиями жителям не избежать судов, а учитывая цену вопроса и уровень справедливости судов, стоит готовиться и к акциям протеста ...

Екатерина Борисенко, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)