ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Жильцы общежитий в ожидании изменений в законодательство... и в подготовке к судам и пикетам
Однако, несмотря на эти позитивные сдвиги, для нескольких сотен тысяч жителей общежитий возможность реализации права на жилье так и может остаться мечтой - этой осенью истекает срок действия моратория на отчуждение (кроме передачи в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских советов) общежитий, которые находятся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности или вошли в уставные фонды акционерных или коллективных предприятий, созданных в процессе приватизации или корпоратизации. То есть жители общежитий, которые так и не были переданы в коммунальную собственность, фактически могут потерять право на их приватизацию.
Есть ли выход?
8 июля 2011 Верховная Рада приняла за основу проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» (относительно усовершенствования правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жильцов общежитий; № 8678 от 15.06.2011 г.). Его авторы - депутаты И.Лысов, М.Деркач, З.Шкутяк, В.Матчук, Е.Волынец, С.Майборода - предложили коллегам продлить срок действия моратория на отчуждение общежитий еще на три года, в течение которых будет продолжаться их передача в коммунальную собственность. Логику депутатов понять нетрудно - по данным Минрегионстроя, по состоянию на 14 марта 2011 г. в целом по Украине все еще насчитывалось 2964 общежитий государственной и коммунальной собственности, на которые распространяется действие Закона № 500, а также 1011 общежитий, были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации (и сейчас находятся в частной и коллективной собственности).
Как стало известно ИА «Украина Коммунальная», кроме депутатов участие в разработке законопроекта № 8678 активно принимала ВОГ «Ассоциация жителей общежитий Украины», которая имеет свои ячейки в 19-ти областях Украины и занимается защитой прав жителей общежитий. Президент этой Ассоциации, Анатолий Будник, рассчитывает, что доработать и окончательно принять законопроект № 8678 удастся уже в сентябре 2011 г., и верит, что его принятие позволит решить проблемы приватизации общежитий жильцами. «После принятия изменений в законы никто не будет спрашивать балансодержателей, а будет осуществляться передача общежитий, которые строились за народные деньги, в коммунальную собственность, и приватизированных даже. Они будут выведены из уставных фондов предприятий», - говорит А.Будник.
Оптимизм главы Ассоциации жителей общежитий Украины хотелось бы разделять, но ... если законопроект не примут, отдать общежития в коммунальную собственность будет чрезвычайно трудно. «Мы готовы принять на баланс все жилье, которое нам готовы передать, и даже в плохом состоянии, которое требует ремонта, поскольку мы прекрасно понимаем, что если мы не уберем это жилье в коммунальную собственность сегодня, то завтра нам придется забирать его в еще худшем состоянии», - заявил во время одной из последних пресс-конференций Александр Мазурчак, первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации. Однако, по его словам, согласно действующему законодательству перевести общежития на баланс города в принудительном порядке в данный момент невозможно. Такое решение может быть принято только с согласия собственника здания - балансодержателя.
Проданы вместе с жильцами
Ввиду этого, в наиболее проигрышном положении оказались жители тех общежитий, которые были включены в уставные фонды организаций, созданные в процессе приватизации (и сейчас находятся в частной и коллективной собственности). По данным Минрегионстроя, в таком положении по состоянию на март 2011 г. находилось более 1011 общежитий, где проживали 108,9 тыс. жителей.
Согласно законопроекту № 8678 принцип приватизации жилья в таких общежитиях предлагают изменить, но будут изменения столь эффективными, как хотелось бы жителям общежитий? «Общежития, которые были переданы в уставные фонды организаций, созданных в процессе приватизации, в которых государство владеет более 50% уставного капитала, изымаются из уставного капитала таких организаций и передаются в собственность территориальных общин на бескомпенсационной основе», - отмечается в пояснительной записке. Что касается общежитий, в которых государство владеет менее 50% или не имеет доли в собственности уставного капитала, то они будут изыматься из уставного капитала таких организаций и передаваться в собственность территориальных общин на компенсационной основе. Компенсация владельцам таких общежитий будет осуществляться на договорной основе, исходя из полномочий и финансовых возможностей органов местного самоуправления. При этом она не должна будет превышать размер компенсации, рассчитанный в соответствии с порядком, который утвердил Кабинет министров, с учетом стоимости общежитий (как целостных имущественных комплексов), по которой они были включены в уставные фонды организаций созданных в процессе приватизации на момент приобретения права собственности на них (приобретение, приватизация, ввод в эксплуатацию и др.), с учетом ее уменьшения вследствие начисленного физического износа и увеличение в результате фактических затрат собственников на проведение капитального ремонта или энергосбережения общежитий.
Таким образом, законопроект прямо не предусматривает, и, пожалуй, и не мог бы предвидеть, возможность принудительной передачи ведомственных общежитий в коммунальную собственность.
Новые же владельцы предприятий не особо спешат передавать свои общежития в коммунальную собственность добровольно. Зато распространенным является принуждение их жителей к выселению. Судебные тяжбы по этим делам длятся годами, доводя жителей общежитий до отчаяния.
Горький опыт
Одним из десятков наиболее острых конфликтов, имеющихся в различных регионах Украины, является проблема передачи в коммунальную собственность общежитий в Харькове по ул.Гвардейцев-Широнинцев, 41-Б. Данное общежитие, без указания того, что это жилой фонд, было включено в состав целостного имущественного комплекса ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие». Из уставного фонда последнего это здание перешло в уставный фонд ООО «Энергоремонт». После этого ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие» было признано банкротом и ликвидировано. Согласно решению суда, ООО «Энергоремонт» было признано собственником здания общежития.
Защищать права жителей харьковского общежития взялся Игорь Швайка, юрист и руководитель Харьковской областной организации ВО «Свобода». «На это решение суда нами была подана кассационная жалоба, учитывая то, что полтора года она лежала под столом и ее никто никому не показывал. А дальше ситуация развивалась достаточно стремительно - Высший хозяйственный суд выяснил, что в данном споре затрагиваются интересы более 300 граждан, которые не были участниками процесса; решение о признании права собственности ООО «Энергоремонт» на общежитие отменили и направили дело на новое рассмотрение. Во время нового рассмотрения Хозяйственный суд Харьковской области, учитывая, что дело не подсудно арбитражному суду, дело закрыл», - рассказал юрист в интервью ИА «Украина Коммунальная ».
С этого момента, теоретически, говорит И.Швайко, здание общежития вернулось в собственность ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие», но практически, учитывая то, что данного юридического лица уже не существует, общежитие перешло в категорию «бесхозное имущество», которое городской совет может принять в коммунальную собственность. Но городской совет опирается.
«Не юридическая, а фактическая сторона вопроса состоит в том, что владельцами «Харьковского энергоремонтного предприятия», которые его провели через банкротство, является один из депутатов областного совета, член Партии регионов, который является главой райгосадминистрации в Харьковской области и его компаньон. Цена вопроса очень простая - 3,5 тыс. кв.м жилья плюс приблизно1, 5 тыс. кв.м нежилых помещений, которые являются потенциальными объектами купли-продажи, умножаем на 400 долл. за квадратный метр и получаем сумму около 2 млн долл.», - говорит И.Швайка.
Также юрист отметил, что «мы начинали работать с этим вопросом в юридической плоскости, но решили, что просто юридическая работа здесь не эффективна, поскольку на каждом этапе все государственные органы, которые должны были совершить определенные действия, действуют с точностью наоборот. Вместо того, чтобы принять решение о принятии бесхозного общежития в коммунальную собственность, городской совет обратился с иском в суд к несуществующему ОАО «Харьковское энергоремонтное предприятие», задействовав в деле ООО «Энергоремонт» и региональный фонд государственного имущества. За полтора месяца судебных разбирательств суд назначил две экспертизы - судебно-строительную и судебно-экономическую. Как юрист, могу сказать, что это будет длиться 2-3 года. Поэтому мы предложили инициировать референдум об отставке городского головы». Кстати, по данным юриста, в Харькове существует еще около 15 рабочих общежитий с подобными проблемами.
Почему город без общежитий?
В течение 1993-1995 гг. не существовало нормативных актов, согласно которым устанавливалась обязанность и порядок (процедура) передачи общежитий, приватизированных в составе целостных имущественных комплексов в коммунальную собственность. Вместо частью 2 ст. 3 Закона «О приватизации государственного имущества» в редакции, действовавшей на момент массовой приватизации общежитий, четко было определено, что действие настоящего Закона не распространяется на приватизацию объектов государственного земельного и жилищного фондов.
Исходя из этого, и в связи с многочисленными жалобами граждан относительно нарушения их права на жилье и приватизацию жилой площади в общежитиях, в 2005 г. Фонд государственного имущества «опомнился» и разослал в свои региональные отделения письмо-инструкцию (№ Ю-25 -21463 от 30.12.2005 г.), в котором предложил рассмотреть возможность признания исков по отмене актов органов приватизации по включению стоимости общежитий к стоимости целостных имущественных комплексов предприятий. Это означает, что Фонд госимущества фактически рекомендовал своим региональным отделениям в судебном порядке изымать общежития из уставных фондов приватизированных предприятий и передавать в коммунальную собственность.
«На основании разъяснения Фонда госимущества несколько общежитий в Ужгороде выиграли суды у предприятий», - говорит Виктор Щадей, секретарь Ужгородского городского совета.
И как известно, суды могут руководствоваться как упомянутым письмом Фонда госимущества, так и другими нормативными актами, которые не вносят однозначности в данный вопрос. Так, сейчас 170 жителей общежития ОАО «Ужгородхлеб» опасаются принятия решения не в свою пользу, что может стать прецедентом для других общежитий Ужгорода, не переданных в коммунальную собственность.
Таким образом, несмотря на запутанность законодательства в данной сфере на время приватизации предприятий, даже в связи с законодательными нововведениями, «приватизированным» вместе с общежитиями жителям не избежать судов, а учитывая цену вопроса и уровень справедливости судов, стоит готовиться и к акциям протеста ...
Екатерина Борисенко, специально для ИА «Украина Коммунальная»