ГлавнаяВыбор редакцииАльтернативная энергетикаМолодежное строительство далеко от идеала

Молодежное строительство далеко от идеала

2009-2011. История с нуля Итак, начать стоит с того, что Программой предусматривалось в течение 2002-2012 годов инвестировать в строительство (реконструкцию) и приобретение жилья для молодежи около 5,8 млрд. грн. Однако, как нам рассказали в пресс-службе Минрегиона, в течение всего времени реализаци

2009-2011. История с нуля

Итак, начать стоит с того, что Программой предусматривалось в течение 2002-2012 годов инвестировать в строительство (реконструкцию) и приобретение жилья для молодежи около 5,8 млрд. грн. Однако, как нам рассказали в пресс-службе Минрегиона, в течение всего времени реализации программы наблюдается ее недофинансирование из государственного бюджета. Не будем описывать всю историю развития и реализации Программы с 2002-го года, а возьмем за точку отчета кризисный для нее 2009-й год. Кризисным он был по той причине, что Законом Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» средства на предоставление льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство и приобретение жилья, впервые за годы существования Программы, не было предусмотрено вовсе. Тем не менее, как сообщили корреспонденту ИА «Украина Коммунальная» в пресс-службе Фонда, были предприняты меры по финансированию Программы за счет других источников. В частности, за счет средств местных бюджетов было выдано кредитов на общую сумму 34,1 млн грн, что составило 82,1% от объемов, запланированных на 2009 год.

По итогам 2009 года задолженность государства перед молодыми семьями - участниками Программы - составила 62,7 млн грн, что привело к значительной социальной напряженности в молодежной среде и в массовых жалоб в органы государственной власти.

В следующий 2010 и нынешний 2011 годы ситуация постепенно улучшается. «Правительством Украины в 2010 году было возобновлено финансирование Программы, и предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья в сумме 57 млн грн. Фактически профинансировано 36,1 млн грн», - сообщили нам в Минрегионе.

В 2010 году за счет государственного бюджета было предоставлено 124 кредита на сумму 36,1 млн грн, pа счет средств местных бюджетов выдано 118 кредитов на сумму 31,1 млн грн. И за счет собственных средств Фонда предоставлено 55 кредитов на сумму 16,8 млн грн.

Законом Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» для предоставления льготных долгосрочных государственных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья было предусмотрено 60 млн грн.

«Финансирование программ обеспечения молодежи жильем нужно увеличивать с нынешних 60 до 200 млн грн, а в 2012 году – до 600 млн», - такое мнение высказывал в начале года Владимир Грищенко, глава совета Ассоциации «Укрмолодьжитло».

Но, согласно данным Минрегиона, за девять месяцев этого года для реализации Программы из государственного бюджета поступило лишь 55,2 млн грн и предоставлено 136 льготных долгосрочных государственных кредитов молодым семьям, 10 кредитных договоров находятся сейчас в стадии проработки. Кроме того, из местных бюджетов на Программу профинансировано 20,5 млн грн. За счет данных средств предоставлено 79 кредитов. Из средств Фонда выделено 18,5 млн грн, предоставлено 63 кредита. Как сообщили в пресс-службе Минрегиона, в 2011 году планируется ввод в эксплуатацию 38 жилых объектов, общим количеством квартир 2 060, из которых около 625 квартир, общей площадью 42,3 тыс. кв. м, будут получены заемщиками Фонда.

Что же касается перспектив развития Программы в 2012 году, то, согласно заявлениям Министра ЖКХ Украины Анатолия Близнюка, проект бюджета на 2012 г. предусматривает выделение 250 млн грн на молодежное строительство. Вместе с тем Министр отмечает, что данной суммы будет недостаточно для обеспечения жильем всех желающих присоединиться к данной Программе. По его словам, для сферы молодежного строительства было бы хорошо, если бы сумма, предусмотренная проектом бюджета составляла в десять раз больше от заявленной. Тем не менее, Анатолий Близнюк уверен, что предусмотренных 250 млн грн будет достаточно для того, чтобы увеличить спрос на молодежное жилье.

Но есть и другое мнение. Программу обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы, инициированную государством, можно считать окончательно сорванной по вине государства. Такой вывод в июне этого года делала Коллегия Счетной палаты по результатам аудита эффективности выполнения государственных программ по обеспечению молодежи жильем. На протяжении 2002-2010 годов новоселье ежегодно псправляли только 2,8% молодых семей, которые стояли на квартирном учете.

За девять лет Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы недофинансирована из госбюджета более чем на 790 млн грн. Объемы введенного в эксплуатацию жилья составили всего 12% от запланированных, в результате чего 3 тыс. молодых семей не получили жилье», - отмечал тогда еще председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

Есть желание, нет возможности

Согласно статистике, на начало 2010 года на квартирном учете по разным оценкам находилось около 1 174 тыс. семей и одиночек, из которых 305 тыс. пользуются правом первоочередного, а 98 тыс. - внеочередного получения жилья.

Большинство молодых семей не могут получить доступ на рынок жилья даже при бюджетной поддержке, по причине жестких условий кредитования и высокой стоимости жилья. Жилищная проблема молодых семей, учитывая ограничения бюджетных возможностей, остается нерешенной, рассказали нашему корреспонденту в пресс-службе Минрегиона. Основной проблемой в сфере обеспечения молодежи жильем сегодня является применение устаревших механизмов, которые государство объективно не имеет возможности финансово обеспечить. Как следствие, сегодня возникла крайне напряженная ситуация относительно учета в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» необходимых объемов для финансирования указанной программы.

Согласно проекту Закона, на бюджетную программу «Предоставление льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья » предусмотрено всего 60,0 млн грн. Этих средств недостаточно, поскольку это дает возможность предоставить лишь 5-6 кредитов в соответствующем регионе.

Средства в сумме 111 039 тыс. грн, предусмотренные проектом Закона на реализацию программы частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков, предполагают лишь погашение задолженности по уже заключенным договорам о предоставлении частичной компенсации. Кроме того, проектом предусмотрены средства на увеличение уставного капитала Фонда, источником поступления которых являются средства специального фонда государственного бюджета, которые формируются за счет возвращения ранее предоставленных льготных кредитов.

По данным Минрегиона, на реализацию программы в течение 2002-2012 годов предусматривалось выделение 1397,0 млн грн. Фактически же сейчас выделено менее 50% от запланированной суммы. По расчетам Фонда, размер недофинансирования сейчас составляет около 730 млн грн. Выделение указанной суммы позволило бы обеспечить жильем дополнительно около 3,5 тыс. молодых семей, ввести в эксплуатацию более 200 тыс. кв. м  жилья, инвестировать в строительную отрасль около 1 млрд грн, привлечь в течение 2012 года дополнительно поступления в бюджет и социальные фонды 250 млн грн и выполнить предусмотренные программой показатели финансирования из государственного бюджета.

Строительство и кредитование. Проблемные стороны

Основными проблемами в работе программы молодежного строительства и кредитования в компании SV Development считают отсутствие четких схем работы по оформлению и выдаче жилья в кредит. «Так сложилось, что на сегодняшний день есть программа молодежного строительства, но четкого механизма, позволяющего реализовывать эту программу в Украине, к сожалению, пока нет. Поэтому получается, что люди, которые полностью соответствуют критериям для получения жилья по программе молодежного строительства, в процессе сбора и подачи документов в соответствующие органы, сталкиваются с двумя серьезнейшими трудностями, во-первых, это очень запутанная бюрократическая система, а, во-вторых, коррупция чуть ли не на каждом этапе подготовки ценных бумаг», - отмечает Сергей Костецкий, аналитик компании SV Development. Таким образом, по словам специалиста, человеку приходится отдать в виде взяток немалые деньги, зачастую исчисляемые процентами от стоимости жилья. «На моей практике существует достаточно случаев, когда люди, начав сбор и подготовку документов, так и не доходят до завершающей стадии — получения кредита под молодежное жилье. Как правило, у таких людей либо заканчиваются деньги, либо терпение», - продолжает Сергей Костецкий.

Эксперты отмечают, что, работая уже не первый год, программа молодежного жилья и кредитования по-прежнему далека от того, чтобы назвать ее идеальной отлаженной схемой. Более того, в эту программу постоянно вносятся изменения, только усложняющие и все более запутывающие работу системы молодежного строительства и кредитования.

Еще одной серьезной проблемой данной программы в SV Development считают очень слабое финансирование. Даже в таких крупных городах, как Киев, Донецк, Харьков и т.д. эта программа реализуется очень слабо, говорить о периферии и вовсе не приходится, - ведь там не то, чтобы молодежное, вообще никакое жилье не строится.

Что те миллионы?

Что же касается тех 250 млн грн, которых государство планирует выделить под молодежное строительство в 2012 году, то по данным SV Development, этой суммы будет абсолютно недостаточно для обеспечения жильем украинской молодежи, нуждающейся в поддержке государства. «250 млн грн для Украины — это капля в море, ведь даже когда ходили слухи о том, что государство может выделить на молодежное строительство 6 млрд грн, то и тогда многие эксперты утверждали, что этой суммы будет мало. Тем не менее 250 млн грн это та начальная сумма, которая будет способствовать прорабатыванию механизма работы программы молодежного жилья в нашей стране», - утверждает Сергей Костецкий.

Специалисты сходятся во мнении, что для нашей страны сейчас важно построить работоспособную схему и максимально облегчить для молодежи процесс приобретения жилья по молодежным кредитам с минимальными возможностями для коррупции. Программа будет таковой только при том условии, что в ней будет принимать участие минимум чиновнических инстанций, а пока такого нет. Что касается перспектив работы Программы, то эксперты отмечают: при отсутствии в ближайшие 2-3 года каких-либо кризисных явлений, более живом финансировании со стороны государства, а также доработки и упрощения программы на законодательном уровне, у молодежного строительства будет неплохое будущее.

Напомним также, что в прошлом году стартовала еще одна Государственная целевая социально-экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы. Но особого оптимизма она пока не вселяет. «Правительством пока не создано организационных предпосылок ее внедрения и не сформирован Единый реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и находятся на квартирном учете. Сужено количество областей с 19 до 10, где реализовывалась государственная программа, что привело к уменьшению в пять раз количества лиц, которые могли бы воспользоваться государственной поддержкой», - отмечал Валентин Симоненко на одной из коллегий Счетной палаты.

Львовский социолог Игорь Марков как-то отметил, что молодежь не спешит вступать с государством в союз, так как считает, что в теории модель государственных жилищных программ достаточна хороша, но на практике она осуществляется очень неудачно. «Основным негативными факторами молодежь называет коррупцию и мизерное финансирование из государственного бюджета, - отметил  Игорь Марков. - Я бы никогда не связывался с государством в вопросах кредита, те условия покупки жилья через банк, которые есть в Украине, могут перекрыть всю жизнь на двадцать лет вперед».

В итоге хочется сказать, что какие бы мнения и цифры не звучали, к сожалению, сегодня очевидно одно - решение жилищной проблемы молодежи пока остается мечтой. А статья 47 Конституции Украины, которая утверждает, что каждый имеет право на жилье ... гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством бесплатно или за доступную для них плату согласно закону – это пока лишь красивые слова. Почему-то, выполняя государственные программы, у нас упорно не могут понять, какой должна быть доступная для молодежи плата за жилье.

Валерий Бакус, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Паркет – это отличное покрытие для пола, состоящее из тонких строганых планок (клепок). Однако покрыть пол паркетом – это окончательный вариант. Еще необходимо его отполировать. В этом Вам поможет паркетошлифовальная машина. Киев. Более детально ознакомиться с информацией Вы можете на сайте ukrsnab.com.ua.

 
Комментарии (0)