ГлавнаяВыбор редакцииНациональный регулятор – сто дней... (без)деятельности

Национальный регулятор – сто дней... (без)деятельности

Прошло 100 дней со времени образования Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Что же ощутила отрасль от такого новообразования и ощутила ли вообще?В среде работников, имеющих отношение к бывшему Министерству ЖКХ, ходит байка об одной из неформальных бесед министров, которые по

Прошло 100 дней со времени образования Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Что же ощутила отрасль от такого новообразования и ощутила ли вообще?

В среде работников, имеющих отношение к бывшему Министерству ЖКХ, ходит байка об одной из неформальных бесед министров, которые после очередного совещания стали выяснять, кто же из них важнее и влиятельнее. Министр топэнерго сказал, что он – ибо у него газ и электроэнергия, Министр транспорта был убежден, что он – потому что у него вся инфраструктура, Министр здравоохранения отметил, что все же болеют, а лечиться – это к нему. И только Министр самого непрестижного и бедного министерства ЖКХ долго молчал, слушал и наконец выдал: «Оно-то все так, но у меня же кладбища...» На этом разговор прекратился. И каждый Министр, видимо, подумал о своем.

Так вот, жилые дома, благоустройство и кладбища так и остались в том министерстве, а вот сливки этой 20-летней заброшенной властной политикой отрасли – теплоэнергетика, водоснабжение и водоотведение – перешли под регулирование 100-дневного Юбиляра.

«Основная задача: коммунальные тарифы в Украине должны быть справедливыми», - заявил председатель Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины Валерий Саратов после встречи с Президентом Украины в Крыму.

«Тарифы не должны зависеть от состояния дел в государстве. Люди должны знать, за что платят, платить своевременно. Но при этом надо обеспечить соответствующее качество услуг», - отметил председатель Национальной комиссии (источник: официальное Интернет-представительство Президента Украины). Это было озвучено в июле текущего года.

Слова хорошие, правильные. Дальше все ждали действий.

И они не заставили себя долго ждать. Не успели все привыкнуть к названию новообразованного органа, как через 1,5 месяца эта структура получила новое название, которое отличалось от предыдущего лишь дополнительными словами «осуществляющим государственное регулирование в сфере...». Откровенно говоря, меня настораживает то, что из названия исчезло слово «рынок».

Во-первых, логичным было бы, если бы к производству, транспортировке и поставке тепловой энергии (что, согласно Закону Украины «О теплоснабжении», признано товаром) и питьевой воды внедрялись механизмы, задействованные при купле-продаже товара.

Во-вторых, только тогда можно было бы говорить о качестве, количестве и ценовой величине товара и, соответственно, нести за это ответственность. А вот относительно услуги, то она должна остаться на уровне населения, как потребителя. То есть, надеяться на действенные рыночные механизмы регулирования в деятельности естественных монополистов на рынке жилищно-коммунальных услуг не стоит! А надеяться на то, что «тарифы не должны зависеть от состояния дел в государстве» не нужно было бы со времени, когда эта фраза прозвучала.

За 100 дней деятельности Национальный регулятор провел аж два открытых заседания – 1 и 30 сентября, одно носило скорее организационный характер (был принят Регламент), а вот на другом были откорректированы действующие тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для бюджетных организаций.

Кстати, как бы смешно это не звучало, но до 29.09.2011 года не была даже утверждена предельная численность работников Комиссии (согласно Указу Президента Украины от 29.09.2011 № 953 предельная численность этого ведомства должна достигать 412 штатных единиц). Вот и получается, что всю работу выполняли только 5 человек – председатель комиссии (Саратов В.В.) и четыре члена комиссии.

Причем такая работоспособность пяти высокопоставленных чиновников начинает вызывать искреннее восхищение. Посудите сами.

По словам того же В. Саратова, которые звучали в начале сентября этого года, в Нацкомпослуг из 70 предприятий водоснабжения и водоотведения на пересмотр тарифов представили документы 54 лицензиата, из которых по шести они полностью готовы к рассмотрению.

При этом он уточнил, что из 298 предприятий теплоснабжения свои расчеты предоставили 114 компаний, из которых лишь по одной они готовы к рассмотрению (есть подозрения, что и одна компания – это ПАО «Киевэнерго», а у всех остальных просто с владельцами не сложилось).

Это же как нужно тяжело работать, чтобы проверить все эти папки, пересчитать все страницы и предоставить «обоснованные» ответы (а возможно и стоит поверить в то, что всю работу выполнили – например – мыши, ведь когда мы «верили», что всю пшеницу в «закромах Родины» сточил долгоносик). Или доступ к информации имели посторонние лица, не работающие в этом ведомстве? Тогда лозунги об открытости и прозрачности тарифов нашли свое воплощение в нашем обществе.

Мы долгое время слышали, что местные органы власти, устанавливая тарифы, нарушали все возможное законодательство, доводили отрасль почти до банкротства и вводили коррупционные схемы. Это как тот «невинный цыган из Забеглиц, что вломился в мелочную лавочку в ночь под рождество: он клялся, что зашел погреться, но это ему не помогло. Уж коли попал в руки правосудия — дело плохо. Плохо, да ничего не попишешь. Все-таки надо признать,— не все люди такие мерзавцы, как о них можно подумать. Но как нынче отличишь порядочного человека от прохвоста, особенно в такое серьезное время, когда вот даже ухлопали Фердинанда?»

То есть, это уже в прошлом. Теперь начался «расцвет». Если на 1 июля (месяц образования Нацкомуслуг) сумма просроченной нынешней задолженности по выплате заработной платы в ЖКХ составила 53,8 млн грн (в пересчете на 1 работника 2 325,3 грн каждому), то через два месяца эта сумма достигла уже 54, 4 млн грн (и каждый сотрудник недополучил уже в среднем по 2 731,4 грн). Но какой заботой отличилась Нацкомуслуг, утвердив своим постановлением № 2 от 01.09.2011 Механизм определения фонда оплаты труда для лицензиатов..., который не соответствует Отраслевому Соглашению между МинЖКХ и ЦК профсоюза работников ЖКХ на 2010-2012 годы и противоречит Законам Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» и «Об оплате труда».

Возможно, стоит радоваться тому, что за сто дней работы этот орган так ничего и не сделал, потому что он сделал главное – не навредил!

Вот только все чаще начинают звучать слова недовольства из регионов, и не только от простых людей, а от мэров областных центров, касательно позиции формирования и утверждения тарифов. Имущество, в своем большинстве, было и остается собственностью территориальной громады, и если мэр понимал, что ему необходимо сделать так, чтобы были «и волки сыты, и овцы целы» (чувствовал грань, на которую можно было хотя бы задолго до выборов, пересмотреть тариф и предусмотреть средства на латание дырявых сетей), то Киеву абсолютно безразлично, что в зиму предприятия вошли почти без аварийного запаса материалов, с голодными рабочими и дырами в финплане.

«Установка счетчиков на тепло- и водоснабжения будет способствовать начислению прозрачных тарифов», - заявил В.Саратов на брифинге 30 сентября этого года. Ну не понимают специалисты, каким образом наличие счетчика на конечный продукт – тепловую энергию, может повлиять на прозрачность тарифов, ведь все предприятия оборудованы счетчиками газа, воды и электроэнергии, которые в коктейле с другими составляющими ресурсами и дают то, что называется тепловой энергией. Ну не стоит путать процесс производства, где многие расходы формируются по принципу нормирования, с отпуском продукции конечному потребителю. А причину не поднятия тарифов можно озвучивать хотя бы такую, которая не вызывала бы иронию. И не стоит забывать, что именно к функциям государства относится забота о том, чтобы люди в этой стране имели достойную заработную плату, социальную и правовую защиту, и чтобы того, что они зарабатывают, хватало не только на коммунальные услуги.

Ярославу Гашеку его гениальный роман помешала дописать смерть.

«По крайней мере, радуешься, что ты здесь не один. Каждый уверенно идет своей дорогой и не боится, что ему в канцелярии скажут: «Мы тут посовещались, и завтра вас или четвертуют, или сожгут, как вы сами выберете». Наверное, тогда было трудно решать, что именно выбрать, и я, господа, думаю, не один бы из нас в такую минуту растерялся. Да что тут много говорить, мир не тот стал, пошло из другой бочки и, что ни говорите, в нашу пользу».

Вот только польза у каждого, наверное, все же своя.

Татьяна Ларина, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)