ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаНардепы взялись вытаскивать коммунальщиков из долговой ямы

Нардепы взялись вытаскивать коммунальщиков из долговой ямы

Предприятия ТКЭ входят в список должников «Нафтогаза». Последний не зевает: чтобы вернуть свое, применяет штрафы и пени. Но накопление долгов часто происходит не по вине теплокоммунэнерго. Депутаты идут в арбитры и предлагают законодательное решение.
По последним данным НАК «Нафтогаза», по состоянию на 21 апреля, суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ и прямых промышленных потребителей за потребленное «голубое» топливо составляет 23 млрд грн. В сравнении с предыдущим периодом (отчетность представляется еженедельно) долги размножились на 40 млн грн (0,2%). 
 
Примечательно, курс на наращивание задолженности предприятиями был взят с начала апреля, до того они постепенно уменьшали имеющуюся задолженность.
 
При этом отмечается, что долг предприятий ТКЭ и ТЭЦ за природный газ, использованный для производства тепловой энергии, составляет около 67% от общей суммы задолженности, долг ТЭЦ за природный газ, использованный в производстве электроэнергии — около 22%, долг прямых промышленных потребителей — около 11%.
 
Крупнейшим предприятием-должником остается ПАО «Киевэнерго», общая задолженность которого перед компанией составляет почти 3,4 млрд грн.
 
Такая ситуация с расчетами за энергоносители ничего хорошего теплоснабжающим предприятиям не предвещает – как известно, за неуплату или не полную оплату за потребленное «голубое» топливо на них ложатся штрафные санкции и пеня. Так, по состоянию на 1 января 2015 года сумма начисленных штрафов и пени НАК «Нафтогаз Украины» составляет 1,6 млрд грн. В частности, согласно решениям судов за несвоевременное осуществление расчетов за природный газ КП «Винницагортеплоэнерго» начислено 40,1 млн грн штрафа, ЛГКП «Львовтеплоэнерго» – 84,5 млн грн, Концерну «Городские тепловые сети» г. Запорожье – 128,4 млн грн, КП «Харьковские тепловые сети» – 190,4 млн грн, ПАО «Киевэнерго» – 265 млн грн, прочее.
 
Интересно, что источник возмещения таких начислений на предприятиях отсутствует. По итогам последних лет, тепловое хозяйство страны работает в убыток. Поэтому, покрытие этих расходов становится проблемами региональной власти и местных бюджетов, ресурсы которых также имеют способность иссякать, или же остаются «хвостами», которые в дальнейшем приводят к новым и новым штрафам.
 
 
Вместе с тем следует подчеркнуть, что сама задолженность за энергоносители часто возникает не по вине теплопоставщиков, а по вине государства. В этом ключе речь идет, главным образом, о несвоевременности государственной компенсации по разнице в тарифах на тепловую энергию и услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, а также возмещения убытков за предоставление льгот по оплате соответствующих услуг отдельным категориям потребителей.
 
К примеру, погашение задолженности по разнице в тарифах за 2012-2013 годы было проведено теплопоставщикам только в декабре 2014 года. По состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по разнице в тарифах на тепловую энергию составляла 2,4 млрд грн, на услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению - 4 млрд грн. 
 
Кроме того, с каждым месяцем мелеют расчеты населения за жилищно-коммунальные услуги. Напомним, по последней информации Государственной службы статистики, задолженность указанной категории потребителей по оплате ЖКУ увеличилась в феврале по сравнению с январем на 1,8% и на конец месяца составила 13,28 млрд грн. При этом, в феврале имели долг за 3 месяца и больше: за централизованное отопление и горячее водоснабжение – 30,8% владельцев лицевых счетов, газоснабжение – 17,6%, централизованное водоснабжение и водоотвод – 19,1%, тогда как в январе эти показатели держались на уровне 22,8%, 16,8%, 18% соответственно.
 
На днях, ради того, чтобы вытащить предприятия коммунальной теплоэнергетики, а заодно и водопроводно-канализационного хозяйства, для которых также актуальна проблема компенсации разницы в тарифах, из своеобразного замкнутого долгового круга, группа депутатов предложила установить мораторий на начисление и взыскание неустойки. В частности, об этом говорится в проекте Закона №2706 «О мерах, направлены обеспечения устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода».
 
В пояснительной записке к документу уточняется, что введение моратория «предполагается на начисление и взыскание пени, штрафов и других финансовых санкций энергоснабжающими компаниями в случае несвоевременного осуществления платежей за использованный природный газ и услуги по его транспортировке и электрическую энергию субъектам хозяйствования, для которых тарифы на тепловую энергию и услуги централизованного водоснабжения и водоотведения были установлены ниже себестоимости, с учетом предельного уровня рентабельности и полностью не возмещены потери и убытки вследствии установления таких тарифов, а также не возмещены убытки вследствии предоставления льгот по оплате за потребленную тепловую энергию отдельным категориям потребителей, до момента получения ими возмещения потерь и убытков в установленном порядке».
 
 
Кроме этого, согласно Ст. 3 проекта Закона, также подлежат остановке исполнительные производства и мероприятия принудительного выполнения решений о взыскании такой задолженности на основании исполнительных и других документов, содержащих имущественные требования. Соответственно подчеркивается, что на период приостановления исполнительного производства, арест, наложенный в рамках такого исполнительного производства, на имущество, денежные средства и другие ценности должника, снимается, отменяются другие принятые государственным исполнителем меры принудительного исполнения решений. 
 
По словам заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, которая является одним из инициаторов этой законодательной инициативы, в настоящее время Минрегион пытается лоббировать вопрос возмещения теплокоммунэнерго и водоканалам разницы в тарифах, но это очень сложный вопрос. 
 
«Есть всего 2,9 млрд грн, которые предусмотрены в бюджете и будут направляться на погашение налогов, которые возникли (у предприятий ТКЭ и ВКХ – ред.), но никоим образом не в целом на погашение разницы в тарифах», - отметила она на одном из совещаний-семинаров предприятий ТКЭ, поэтому введение моратория необходимо.
 
Однако, пока госпожа Бабак не уверена, будет достаточно поддержки законопроекта №2706, поскольку он проблемный. «Много кто говорит, что эта норма вообще не пройдет, потому что, если есть решение суда, если есть исполнительное производство, то вряд ли их удастся остановить», - сказала она.
 
Заметим, законопроектом №2706 предусматривается внесение изменений в статьи Закона Украины «Об исполнительном производстве» относительно обстоятельств, обусловливающих обязательное приостановление исполнительного производства, порядок и сроки его остановки и снятия ареста с имущества.
 
Екатерина Ляшевская

Реклама: Если Вы хотите выгодно приобрести аккумуляторные батареи для ибп высочайшего качества, то загляните на сайт: www.ineltups.ru. Здесь есть все, что Вам необходимо. Обращайтесь.

 
Комментарии (0)