ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Несправедливо, что киевляне не имеют представления о том, как застраивается город», - Андрей Вавриш

«Несправедливо, что киевляне не имеют представления о том, как застраивается город», - Андрей Вавриш

Разработка генерального плана Киева, а также создание Градостроительного кадастра - долгожданные шаги, но пока подлежат критике со стороны общественности.
"Украина Коммунальная" решила расспросить о ближайших перспективах развития столицы, основных принципах работы Градостроительного кадастра, и о судьбе генерального плана города заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры Киева - начальника Службы Градостроительного кадастра Андрея Вавриша.
 
- Андрей Валентинович, расскажите, сколько раз в столице менялся генплан? Когда был принят действующий, и какой период планирования был заложен в нем изначально?
 
Генеральный план Киева утверждался трижды: 1968 году, 1987 году и, наконец, в 2002 году. Каждый из этих документов принимался с учетом застройки города в ближайшие 15-20 лет. Такой режим планирования закладывается в генплан для того, чтобы определить потенциал развития инфраструктуры и строительства новых объектов с увеличением численности киевлян. Однако, в среднем каждый генплан жил не более 7-10 лет, поскольку определенная этими документами стратегия развития не являлась аксиомой. Ранее, например, планировалось, что столица будет развиваться в северном направлении, и в генплане 1987 года  было заложено масштабное строительство транспортной инфраструктуры и других объектов именно в этой части города. Однако Чернобыльская трагедия внесла свои коррективы, которые уже были закреплены генпланом 2002 года. На сегодня это единственный юридически действующий документ, принятый с режимом планирования до 2020 года. 
 
- Решение каких задач закладывается в генплан?
 
Основная задача генплана - обеспечить коридор возможностей развития города. То есть, в документе заложены направление развития, им резервируются территории, которые в дальнейшем будут застраиваться, предусматриваются инженерные решения, которые обеспечат это развитие. Кроме того, одной из главных задач генплана – не допустить разрушение историко-архитектурного наследия Киева. 
 
Андрей Вавриш фото
 
- Несколько лет назад генплан города подвергся серьезной корректировке. Что стало основанием для внесения изменений в документ и, были ли утверждены эти правки?
 
Возможность внесения изменений в генплан была предусмотрена Государственными строительными нормами (ДБН), но не ради какой-то отдельно взятой территории, а для развития масштабных градостроительных образований, например, микрорайонов, кварталов. В 2006 году в ГСН (ДБН) были внесены правки, которыми разрешалось корректировать генплан на основании градостроительного обоснования (подразумевалось, что эта норма будет касаться целых территорий). В результате, это стало почвой для серьезных злоупотреблений. В частности, в период так называемого строительного бума («У.К.» - 2007-2008 годов) вместо того, чтобы повышать качество застройки кварталов и улучшать городскую среду, эта норма была использована для того, чтобы абсолютно игнорировать генплан.
 
Второй пласт проблем актуализировался в связи с прошедшей в тот период приватизацией муниципального Института «Киевпроект», специалисты которого на то время обеспечивали непрерывный процесс проектирования и развития города. После передачи его в частные руки, начались многочисленные злоупотребления, связанные с тем, что застройка города проектировалась на основании каких-то частных интересов, а не на основании интересов Киева.
 
- Это являлось одной из причин того, что «Киевпроект» отстранили от разработки проекта нового генплана столицы?
 
Это главная причина. Частная структура не может принимать решения о стратегическом развитии города. Сейчас разработкой и проектированием нового документа занимается муниципальный Институт генерального плана. 
 
- Как выглядит генплан сейчас? Как он изменился после внесения в него изменений?
 
Как я уже говорил, сейчас действующим является генеральный план, утвержденный в 2002 году, на основании которого происходит застройка столицы и освоение городских территорий. К этому документу несколько лет назад Киевсоветом были приняты тысячи поправок, логика которых вызывает большие сомнения. То есть, сегодня, условно, мы живем по градостроительной конституции, которая больна тысячами раковых опухолей. Критическим является то, что эти ошибочные правки являются системообразующими. 
 
Андрей Вавриш
 
- Был разработан проект нового генплана. Проведена ли «работа над ошибками», и на каком этапе рассмотрения сейчас находится этот документ?
 
Проект нового генплана был разработан, но полтора года назад было остановлено его утверждение и он был отправлен на доработку. Нельзя сказать, что он подвергся кардинальным изменениям. В нем устранили принципиальные противоречия, ошибки недоработки.
 
- Например, какие?
 
Например, для решения транспортной проблемы в районе Петровки предлагалось проложить 11-километровый подземный туннель стоимостью миллиарды долларов, который бы проходил под улицей О.Телиги. Представьте, насколько низким является качество такого инженерного решения! В результате, проект был отправлен на доработку. Сейчас документ уже прошел масштабное общественное обсуждение. Кроме того, впервые в истории Украины на градостроительный совет проект генплана выносится не целиком, а рассматривается каждый раздел по отдельности, что, соответственно, предполагает проведение целой серии обсуждений. Могу со всей ответственностью сказать, что если бы мы заново начинали разрабатывать генплан, то сделали бы совершенно по-другому.
 
- Так может имеет смысл начать эту работу «с нуля»?
 
Не имеет, поскольку доработанный проект генерального плана удовлетворяет 95 процентов наших пожеланий и требований. Сейчас проект проходит последний этап рассмотрения. После серии градостроительных советов, проектант дорабатывал документ. В ближайшее время снова будут рассматриваться по отдельности разделы генплана на очередной серии градостроительных советов. Особого внимания требуют разделы, в которых запланированы историко-охранные и экологические мероприятия, а также транспортные вопросы. После принятия генплана, мы приступим к первому этапу его реализации, который подразумевает пятилетнюю программу развития Киева, вот тогда мы и сможем получить, что называется, идеально-ожидаемый результат.
 
- В чем суть создания Градостроительного Кадастра («У.К.» - далее ГК)? 
 
Жизненный цикл города подразумевает проектирование территорий и их стратегии развития, выделение земли, получение исходных данных на проектирование зданий, проектирование обьектов, проведение экспертизы, получение разрешений ГАСКа, строительство объектов, ввод в эксплуатацию, непосредственно, эксплуатацию объекта, а также плановые ремонт и реконструкцию зданий. Это и есть жизненный цикл обьектов. Четкие правила и принципы работы этого цикла регламентированы нормами закона «О регулировании градостроительной деятельности». Этот же документ предусматривает создание Градостроительного Кадастра и проведение мониторинга. Наиболее грубой и распространенной ошибкой является определение ГК как некого программного обеспечения или электронного реестра.
 
В действительности, ГК – это сложная информационная система, в составе которой находятся базы данных, процессы, программные комплексы, система взаимодействия, стандарты и правила, предполагающие разный спектр действий. В эту систему также заложены режимы и регламенты использования территорий и объектов, нормативные проекты, процедурные механизмы. Система имеет огромное количество участников ее наполнения, источников информации и пользователей. В рамках одной такой информационной системы может существовать и работать три десятка программных продуктов, каждый из которых может выполнять определенную функцию. 
 
- Какие функции заложены в ГК?
 
Структура проекта под названием «Городская информационно-аналитическая система обеспечения градостроительной деятельности «Градостроительный кадастр Киева» состоит из нескольких разделов. А именно, это и взаимодействие с подрядными организациями, такими как Госземагентство, ГАСК, БТИ, Департамент земельных отношений; взаимодействие с организациями, которые по найму работают с различными категориями данных; внедрение схемы МАФов; внешней оболочки системы – геопортала; экономики функционирования системы; продуктов и услуг Кадастра (вытяги); нормативно-правового обеспечения; программно-технического комплекса; реестра адресов; топографической составляющей; сертификации системы и технической документации; управления проектом и так далее. Сам по себе программный комплекс – это лишь незначительная часть огромного проекта, в котором заложены действия по развитию города на ближайшие несколько лет. 
 
Вавриш фото
 
- Какие работы по созданию ГК наиболее затратные?
 
Если, условно, принять за сто процентов все расходы на создание этой информационной системы, то порядка 80 процентов затрат – это себестоимость данных. Оставшиеся 20 процентов приходятся на программно-технической комплекс и работу исполнителей. 
 
- В госбюджете на создание информационной системы было предусмотрено 3,7 миллиона гривен. Вы получили эти средства? Они были освоены?
 
Мы не получали денег из госбюджета. Мы получали данные, программные комплексы, информацию. Бюджетные средства были направленные именно на проведение практической апробации модели системы государственного значения на примере г. Киева, а значит на данных о территории, градостроительной документации и т.д.
 
- Каков был механизм сбора данных?
 
Мы столкнусь с тем, что регионы предоставили информацию в совершенно неприемлемом виде, да и к тому же сами форматы подачи данных сильно отличались друг от друга, и не соответствовали стандартам. Например, кто-то прислал данные в бумажном виде, кто-то - в электронном, кто-то - даже аудиофайлами и так далее. Такую информацию категорически нельзя было принимать, и, тем более, тратить на эти цели 80 процентов запланированных средств. Министерство регионального строительства, развития и ЖКХ вынуждено было обозначить требования к наборам данных, ввести стандарты, необходимые для функционирования информационной системы. Для этого было разработано более 20 нормативных документов.
 
Отдельная часть этой масштабной министерской работы была апробирована на примере Киева, то есть, мы в своем роде были первопроходцами. И практика показала, что очень многие ГСН (ДБН) нуждаются в существенной доработке. Ведь у каждого города своя топографическая специфика, количество процедур, управлений и департаментов. 
 
- Какие сложности возникали в процессе поиска лучшего решения? 
 
Например, мы проводили тендер на разработку цифровой топографической основы Киева. Около 5 лет назад некоторые организации оценивали эту работу в 20-25 миллионов гривен. Но сегодня нам не нужны те топографические документы, которые были бы актуальны в то время. В результате, Киевсовет утвердил программу, по которой на эти цели должно быть потрачено 18 миллионов гривен. Мы объявили конкурс, и постоянно актуализировали тендерное предложение. Мы не ожидали, что в итоге получим предложения по разработке топоосновы стоимостью до 10 миллионов гривен. То есть, этих средств достаточно, чтобы создать единый топографический фонд для всех служб города, который не менялся с 90-х годов. Революционность решения этой задачи в том, что нам более не придется создавать картографическую основу города каждый раз заново, при ее обновлении, что серьезно сэкономит городской бюджет. Теперь в электронную топоснову можно будут  вносить изменение обьектов, и таким образом, она будет всегда актуальной (дежурной).
 
- А насколько сейчас актуальна информация, внесенная в ГК?
 
Данные обновляются постоянно с развитием города, соответственно, обновляется система. Поэтому говорить о том, что внесенные в нее данные являются устаревшими – некорректно. Эти данные - исходные. Да, большинство массивов этих данных неактуальны, и мы должны прийти к максимальной актуализации. Но это тоже происходит в порядке приоритетности. В первую очередь, необходимо актуализировать реестр улиц, затем реестр адресов, который состоит из разных категорий сооружений категории садовые общества. Приоритетность наполнения системы и актуализации ее данных формируется исходя из городских приоритетов. Если мы считаем, к примеру, что инвестору нужно оперативно выдать условия и ограничения – все сосредотачиваются на выполнении этой задачи.
 
Андрей Вавриш фото
 
- Сколько времени займет актуализация всех данных?
 
Актуализация данных – беспрерывный процесс. Программа внедрения информационной системы предусматривает 3 года. На подготовительном этапе была создана служба ГК и принята программа действий. На первом этапе внедрения должен произойти полноценный ввод системы в эксплуатацию. Думаю, этот процесс будет завершен к середине 2014 года. На втором этапе внедрения нас ожидает анализ результатов работы системы, ее усовершенствование.
 
- Кто будет пользователями этой информационной системы?
 
Можно выделить четыре основные категории пользователей. И первая из них – это сами киевляне. Ведь несправедливо, что горожане не имеют представления о том, как застраивается город, и каковы планы по его развитию. Киев – единственный город в Украине, который эту информацию открыл. Таким образом, горожане получат возможность видеть, как будет меняться инфраструктура района, в котором они проживают, или же, планируя приобрести недвижимость, можно будет выяснить как будет проходить застройка той или иной территории. Разумеется, граждане получат ограниченный доступ. Закрытой останется критически важная для безопасности населения информация, например, про инженерные сети или магистральные трубопроводы. 
 
Это позволит существенно уменьшить количество немотивированных пикетов и митингов недовольных якобы незаконными застройками. А также снизит уровень злоупотреблений со стороны властей. Ведь после регистрации документов застройщика, они сразу же появятся в информационной системе, и чиновник незамедлительно получит общественную реакцию. То есть, публичность - своего рода фильтр от махинаций, как со стороны общественности, так и со стороны властей. 
 
- Вторая категория пользователей?
 
Это инвестор-застройщик. Сейчас для того, чтобы собрать исходные данные, необходимо привлечь 2-4 посредника, которые обойдут десятки организаций по всему городу, чтобы выяснить, какие перспективы у той или иной территории. Теперь инвестор сможет в он-лайн доступе заказывать информацию в службе ГК. Для этого нужно отправить запрос. Инвестора могут интересовать перспективы развития района, где он, например, строит жилой дом, также режимы использования конкретной площадки, информация о сетевой подземной инфраструктуре, или же застройщик просто намерен получить информацию для того, чтобы понимать, в каком направлении развивать бизнес.
 
Третья категория пользователей – это архитекторы, проектанты, градостроители, а четвертая - органы власти. Например, муниципалитет принимает решение о том, что застройщик на определенной территории будет строить транспортную развязку. Система предоставит тот максимальный объем информации, необходимый для того, чтобы чиновники могли смоделировать наиболее эффективную модель развития ситуации и приняли наиболее аргументированное решение.
 
- Кто, и на основании чего будет определять стоимость специализированной (не общедоступной) информации?
 
Сейчас Минрегион разрабатывает механизмы, на основании которых будут финансироваться эти работы, и какой может быть их стоимость. То есть, стоимость такой информации будет определяться в порядке, установленном Кабинетом министров. Опять же может быть несколько подходов к решению этой задачи. Например, в Москве оплачивается не сам документ, а количество мегабайт информации. В некоторых других странах установлены расценки на отдельные виды документов. Мы посчитали, что выписка, которая нами сейчас выдается, стоит не более 12 гривен, при том, что ранее такая справка выдавалась нашим муниципальным Институтом Генплана стоимостью в 3-5 тысяч гривен, а мы считаем, что она должна быть бесплатной.
 
- Каковы основные перспективы развития города?
 
Автоматизированное управление транспортными потоками в Киеве позволит на 25 процентов сократить загруженность города, то есть, уменьшить количество пробок. Для понимания, этого 25 процентного снижения транспортных заторов можно добиться построив огромное количество дорог, развязок потратив колоссальное количество средств. Правда, усложняет ситуацию и то, что центр автоматизированного управления пока был создан лишь на бумаге, а не существу, но это абсолютно необходимо, и мы будем над этим работать. Второй не менее важной задачей является внедрение транспортного моделирования, то есть, создание модели, в которой будут аккумулированы экономические данные о территории, технические данные об объектах, информация о корреспонденции потоков. Мы уже около года ведем эту работу и планируем представить ее результаты общественности уже этой зимой. 
 
- С транспортом понятно. А что подразумевает концепция развития города «во внутрь»?
 
Один из примеров такого развития – масштабная реконструкция кварталов устаревшего жилищного фонда, то есть, так называемых «хрущевок». Очевидным является тот факт, что городу экономически невыгодно осваивать новые территории: это в разы  дороже, чем развивать депрессивные районы внутри. Главной задачей мы видим равномерное распределение плотности проживания и эффективное использование территорий. Также планируется и постепенное вынесение промышленных предприятий за черту города.
 
При этом, в Генеральном плане заложен историко-архитектурный опорный план, которым будет введен определенный перечень ограничений по застройке исторического центра. Но это не значит, что центр Киева будет «консервироваться». В этом году мы уже приступили к разработке первой очереди зонинга на территории центрально-планировочной зоны. Однако, все эти планы часто разбиваются об отсутствие финансирования, но на сегодня есть достаточный уровень поддержки этих инициатив.
 
Беседовала Мария Цатурян, фото - Александр Гаврилюк
 
Комментарии (0)