ГлавнаяВыбор редакцииНокдаун для «коммуналки»: три инициативы, которые похоронят ЖКХ

Нокдаун для «коммуналки»: три инициативы, которые похоронят ЖКХ

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная Комитетом по экономическим реформам при Президенте страны, предполагает ряд конкретных тезисов. Во-первых, усиление финансового давления на население. Так, при задекларированном адресном подходе социальной поддержки несостоятел

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная Комитетом по экономическим реформам при Президенте страны, предполагает ряд конкретных тезисов.

Во-первых, усиление финансового давления на население. Так, при задекларированном адресном подходе социальной поддержки несостоятельных потребителей жилищно-коммунальных услуг, реанимируется механизм начисления и взимания пени за неуплату, а также прописана идея приведения тарифов к экономически-обоснованном уровню.

Во-вторых, фактически отказ государства от какого-либо участия в финансировании отрасли. Ведь запуская обязательный принцип создания ОСМД, что означает медленную смерть для всех ЖЭО, власть активно выбрасывает в общество идею государственно-частного партнерства. Хороша ли такая практика или плоха – вопрос времени. Пока же очевидным становится желание государства откинуть от себя подальше дырявые трубы и всю ответственность за непрекращающиеся аварии. Вместе с тем, можно даже и не пытаться дискутировать на тему хорошо или плохо прописаны цели реформы – она просто не выполняется. Профильные специалисты вряд ли имеют выход к властной верхушке и совершенно лишены возможности донести до нее свое профессиональное мнение. Иначе последних «громких» инициатив в сфере жилищно-коммунального хозяйства попросту не было бы.

Инициатива первая, или прощай, централизованное отопление!
В конце минувшей недели Президент Украины посетил Ужгород, где позитивно оценил опыт этого областного центра по внедрению автономного отопления и пообещал распространить эту «инициативу снизу» на всю страну.

Вся ирония ситуации в том, что сами жители этого закарпатского города отказались от централизованной системы теплоснабжения вовсе не по собственной воле. Население Ужгорода, как и всего Закарпатья, не назовешь богатым. Большое количество людей давно выехало в Европу на заработки, откуда возвращаться, судя по всему, не спешит. А те, кто остался, в условиях маленьких зарплат и высоких тарифов годами наращивали задолженность за «коммуналку», в том числе и за отопление.

Президент, будучи в Ужгороде, отметил уникальный опыт местного населения в использовании «энергосберегающих технологий». Сами же жители Ужгорода не понаслышке знают об этих технологиях. В начале 2000-х годов городские суды были завалены исками к населению по поводу неуплаты последним потребленных услуг. В результате, горожане начали самостоятельно «отрезаться от трубы», устанавливали относительно дешевые автономные системы отопления и ставили чиновников перед фактом – мол, я самостоятельно отключился, а с долгами будем как-то решать в суде.

При стоимости 1,5 тыс. долларов за установку она окупалась всего за один отопительный сезон. Через несколько лет, когда из большинства домов города стали торчать трубы вытяжки, городской голова Сергей Ратушняк просто узаконил сложившееся положение вещей. Вот Вам и весь уникальный опыт.

При этом, видимо, Президенту забыли доложить о катастрофическом состоянии газовых сетей в городе. Трубы, рассчитанные на подачу энергоносителя к кухонным плитам, просто не способны справиться с резким ростом подачи газа. При пике потребления в зимний период в установках банально не хватает газа, поскольку трубы не предназначены для таких объемов. Можно себе представить, какие проблемы начнутся в городе в пять и десять раз больше Ужгорода. Более того, говоря о будущем «автономки», Президент не только не прислушивается к собственному правительству, но идет и вразрез со своим же решением четырехлетней давности.

Еще в октябре 2010 года профильный министр ЖКХ Юрий Хиврич категорически высказался против перевода на автономное теплоснабжение городов с населением более 20 тыс. человек. А в 2007 году правительство Виктора Януковича приняло постановление, запретившее установку таких систем в городских квартирах. К слову, тогда эксперты в качестве причины такого решения называли интересы многих спонсоров Партии регионов в сфере ЖКХ. Остались эти интересы и сегодня. Так что рискнем предположить, что разговоры о конце эпохи централизованного отопления – всего лишь скрытая от глаз непосвященных игра вокруг неких договоренностей Президента и определенных бизнес-кругов.

Инициатива вторая, или здравствуй, единый тариф!
Разговоры о том, что население граничащих друг с другом областей зачастую платит за коммунальные услуги совершенно разные суммы, начались с самого прихода нынешней команды к власти.

Президент неоднократно требовал от правительства ускорения работы по приведению тарифов к единому знаменателю. При этом в программе реформировании отрасли нет ни слова о едином тарифе – наоборот, в документе четко прописана цель приведения тарифов к экономически обоснованному уровню. К слову, Президент на заседаниях Комитета по экономическим реформам неоднократно отмечал также недопустимость промедления с созданием профильного регулятора, – Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг, – которая и должна будет заняться исправлением тарифов в нужную сторону.

Однако проект указа о создании регулятора, если верить словам Первого зама министра ЖКХ Хиврича, лежит на столе главы государства еще с начала апреля. Дошло даже до того, что Вице-премьер-министр - министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Виктор Тихонов лично попросил президента ускорить подписание указа. Как бы там ни было, идея «одинаковых» тарифов сегодня все явнее и ощутимее отодвигает идею экономически обоснованных или «справедливых» тарифов на задний план.

Причем, мало кто из руководства страны отдает себе отчет в том, что уравнять тарифы по отоплению или водоснабжению для старой обветшавшей «хрущевки» и для дома, который был введен в эксплуатацию пять-десять лет назад, попросту невозможно. Состояние инфраструктуры этих зданий кардинально разное – и в случае со старой пятиэтажкой советской эпохи в тариф необходимо закладывать какие-то коэффициенты для комплексной реконструкции либо же замены сетей. Другое дело, что учитель с Бердянска действительно не имеет возможности заплатить по тарифу за водоснабжение большему, нежели менеджер из Киева.

Причем разница в самом тарифе объясняется легко: если в Киеве вода забирается прямо из Днепра, то в тот же Бердянск попадает та же днепровская вода – вот только после многих километров каналов. Однако почему бы Президенту не подумать об увеличении адресного субсидирования учителей из Бердянска? Кстати, именно этот тезис как раз и присутствует в программе реформирования отрасли.

Инициатива третья, или «щедрость Попова»!  
Наряду с одним общим тарифом власть начала говорить и об успешном киевском опыте по повышению платежной дисциплины среди населения. Речь идет о двухуровневых, в зависимости от срока оплаты, тарифах за «коммуналку», введенных в столице по инициативе главы КГГА Александра Попова.

Логика такого механизма с первого взгляда проста – для того, чтобы платить меньше, население должно быстренько рассчитаться с накопленными долгами и дальше оплачивать потребленные услуги своевременно. Городская власть даже подстраховалась от критики, которую было легко предсказать – ведь, в самом деле, откуда появилась возможность отказаться от 10% при убыточных, экономически необоснованных тарифах?

Начальник Главного управления по вопросам ценовой политики Киева Василий Яструбинский открыто заявил, что тариф за содержание домов и придомовых территорий по городу и так покрывает себестоимость, а вот остальные, особенно тарифы с «газовой» составляющей, – за услуги горячего водоснабжения и централизованного отопления, – конечно же, до справедливых не дотягивают. Тем не менее, скидка никак не затрагивает столичных монополистов «Киевэнерго» и «Киевводоканал». ЖЭО, как исполнители услуг, будут оплачивать им сполна, как и прописано в договорах. Зато вся нагрузка за эту щедрость Попова ляжет именно на жилищно-эксплуатационные организации. Чиновник так и сказал: там, где тарифы убыточные, ЖЭО в какой-то степени тоже уйдут в убыток.

Однако не трудно догадаться, что со временем в убыток станут уходить и сами монополисты. Ведь рано или поздно убыточные ЖЭО просто не смогут перечислять средства на счета производителей услуг тепло- и водоснабжения. А соответственно, тарифы могут подняться неожиданно высоко. При этом все это будет происходит на фоне реализации давней мечты чиновников – массовой замены ЖЭО на ОСМД.

Сантарович Андрей специально для «Украины Коммунальной».

 
Комментарии (0)