ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоНовая редакция Закона «О жилищно-коммунальных услугах»: какие пробелы остались ко второму чтению?

Новая редакция Закона «О жилищно-коммунальных услугах»: какие пробелы остались ко второму чтению?

Народные избранники почти год работали над новой редакцией Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»
Законопроект 1581-Д зарегистрировано 10.12.2015 года, первое чтение прошел 02.02.2016 и с этого времени дорабатывался. Профильным Комитетом рассмотрено 413 поправок, 261 из которых учтены, а 152 отклонено.
 
По результатам доработки можно констатировать, что определенные улучшения в сравнении с первой редакцией является, но и ряд пробелов в законопроекте же остались.
 
I. Принципы государственной политики
 
В первой редакции законопроекта отсутствовали «Основные принципы Государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг», в частности относительно регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определено этим Законом, с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, естественных особенностей соответствующего региона и технических возможностей.
 
ГО «Публичный аудит» обращал на это внимание законодателей во время разработки законопроекта еще в ноябре 2015 года.
 
Ко второму чтению эти замечания учтены и «Основные принципы Государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг» включено в текст законопроекта.
 
Вместе с тем вызывает беспокойство то, что в новом тексте законопроекта из «Основных принципов Государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг» исчез подпункт 7 «обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан». Или это ошибка, или народные избранники готовят почву для отмены действующей системы субсидий.
 
II. Полномочия местной власти
 
В первой редакции законопроекта были полностью отсутствуют полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг, что лишало местную власть определенных рычагов влияния на тарифы и качество жилищно-коммунальных услуг, на чем ОО «Публичный аудит» также делал акцент в ноябре 2015 года.
 
В доработанный законопроект включено полномочия органов местного самоуправления, но частично.
 
Отсутствуют такие полномочия:
  • утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг оставлено, но убрано контроль за соблюдением таких норм;
  • определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг;
  • управление объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации;
  • обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества;
  • установление удобного для населения режима работы исполнителей;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства относительно защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  • решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг согласно законам.
В процессе децентрализации органы местного самоуправления должны получить дополнительные полномочия, в том числе и в сфере жилищно-коммунальных услуг, а не наоборот быть лишенными уже существующих.
 
По нашему мнению, органы местного самоуправления должны занять в этом вопросе принципиальную позицию и не допустить сужения собственных полномочий в сфере жилищно-коммунальных услуг.
 
III. Пеня
 
Первоначальная редакция законопроекта предусматривала введение пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы долга, но не более 100 % от общей суммы долга.
 
Обнародование таких планов народных избранников «Публичным аудитом» вызвало значительный резонанс в обществе. Мы настаивали на исключены указанной нормы из законопроекта.
 
Поскольку в нарушение требований действующего Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» тарифы утверждались без учета достигнутого уровня социально-экономического развития, это привело к тому, что фактические доходы населения не позволяют оплачивать новые счета. При таких условиях введение пени за несвоевременную оплату может еще больше осложнить ситуацию.
 
После доработки законопроекта народные избранники не убрали пеню полностью, но уменьшили ее размер в 10 раз, с 0,1 % до 0,01 % от суммы долга за каждый день просрочки.
 
Таким образом, в случае несвоевременной оплаты сумма долга может увеличиться до 0,3 % в месяц, или до 3,6 % в год, что, конечно, неприятно, но в сравнении с 36 % годовых в первой редакции законопроекта выглядит более-менее цивилизованно.
 
IV. Ответственность за некачественные услуги
 
Еще одним принципиальным моментом, на котором акцентировали в «Публичном аудите», – усиление ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги.
 
Аудиторы предлагали в новом Законе ввести пеню, которую Исполнитель обязан уплатить Потребителю за систематическое (более 2-х раз в год) непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, в размере двойной стоимости таких услуг.
 
Вместе с тем, народные избранники не решились на такие кардинальные шаги по отношению к монополиям, изложив этот пункт в следующей редакции:
 
«Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирного дома обязан самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.»
 
Такая редакция пункта 2 статьи 26 «Ответственность за ненадлежащее исполнение договора» является имитацией заботы о потребителях и не решает вопрос некачественных услуг и ответственности за такие.
 
Законотворцы считают, что исполнитель коммунальной услуги:
самостоятельно осуществит перерасчет, если предоставлял услуги ненадлежащего качества или не в полном объеме и
уплатит покупателю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере которые (на настоящее время) не определены законодательством и условиями договора.
То есть, теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика, но в порядке, которого нет, и в размере, который не определен.
 
V. Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг
 
Большое количество нареканий со стороны граждан вызвана навязыванием исполнителями услуг договоров, с которыми не соглашается потребитель, и невозможностью внесения соответствующих изменений в договора по инициативе потребителя.
 
Законопроектом предусмотрено, что предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется исключительно на договорных началах.
 
Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Кабинетом Министров Украины или другими уполномоченными законом государственными органами.
 
Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги является:
 
1) перечень услуг;
 
2) требования к качеству услуг;
 
3) права и обязанности сторон;
 
4) ответственность сторон за нарушение договора;
 
5) цена услуги;
 
6) порядок оплаты услуги;
 
7) порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе относительно цены услуги;
 
8) срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
 
То есть, остальные условия договора (которые не включены в перечень существенных) может согласовываться между сторонами.
 
Законопроект предусматривает, что с предложением относительно заключения договора о предоставлении коммунальных услуг или внесения изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором.
 
Если в течение 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему) исполнитель коммунальной услуги, который получил проект договора (изменений к договору) от потребителя (иного лица, согласно договора или закона заключает такой договор в интересах потребителя), не сообщил о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому покупателю (или другим способом показал свою волю к предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителю), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем (иным лицом, согласно договора или закона заключает такой договор в интересах потребителя), если иное не предусмотрено этим Законом.
 
Если потребитель (иное лицо, согласно договора или закона заключает такой договор в интересах потребителя), который получил проект договора (изменений к нему) от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему, а совершил действия, которые свидетельствуют его волю до получения (продления получения) соответствующей коммунальной услуги от исполнителя (в том числе произвел оплату предоставленных услуг), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем коммунальной услуги, если иное не предусмотрено этим Законом.
 
Теоретически, вопрос внесения соответствующих изменений в договора по инициативе потребителя решается новой редакцией Закона, но как это будет реализовываться на практике, потребители будут иметь такую возможность или это останется лишь очередным правом, которое невозможно реализовать на практике, – покажет время.
 
VI. Обслуживание внутридомовых систем
 
Законопроектом предусматривается, что обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома обеспечивают предоставление соответствующей коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и электрической энергии), осуществляется исполнителем такой услуги на основании соответствующего договора с совладельцами.
 
Техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения осуществляет оператор газораспределительной системы за счет тарифа на услугу по распределению природного газа.
 
Техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения осуществляет електророзподільне предприятие за счет тарифа на распределение электрической энергии.
 
Капитальный ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома обеспечивают предоставление соответствующей коммунальной услуги, осуществляется совладельцами или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет совладельцев. 
 
В части проведения капитального ремонта внутридомовых систем за счет совладельцев, Законопроект противоречит Закону Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» и Постановления Кабинета Министров Украины 1992 года № 572, согласно которым, Государство обязано обеспечить первый пост приватизационный капитальный ремонт многоквартирного дома. 
 
VII. Новые виды платежей
 
Законопроект предусматривает, что плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по поставке электрической энергии) по индивидуальному договору состоит из:
 
1) платы за услугу, которая рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг;
 
2) платы за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабинетом Министров Украины;
 
3) платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление такой услуги, что определяется договором между исполнителем и совладельцами.
 
Законодатели объясняют такие новеллы необходимостью отделить саму услугу, от расходов на обслуживание абонента и сетей, для большей прозрачности.

Однако такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки, за счет увеличения исполнителем той части платы, которая не подлежит государственному регулированию.

Во время постройки необходимо использовать качественные строительные материалы. На сайте http://dhstroy.com.ua/ Вашему вниманию представлен огромный ассортимент. Заходите и выбирайте.

 
Комментарии (5)
Коля Пухов
20 января 2017 г. 22:45
Зараз собеси не надсилають споживачам документ про призначення субсидії , як це було раніше. Тобто, жоден одержувач субсидії не може документально підтвердити своє право на цю субсидію. Тепер субсидію зазначають лише у платіжних повідомленнях про оплату компослуг, причому кожен місяць різну суму. Тому ці повідомлення є документом про призначення субсидії лише за минулий місяць, а не на рік чи півроку вперед.
Коля Пухов
21 января 2017 г. 22:11
Платіжні повідомлення про оплату компослуг взагалі не є документом про призначення субсидії.
Коля Пухов
26 января 2017 г. 21:33
У під"їздах деяких п"ятиповерхівок Києва немає опалення вже на протязі декількох років, і ніяких спроб виправити цю ситуацію ЖЕКи не роблять. Натомість ЖЕКи примусово забирають із під"їздів справжні поштові скриньки, а взамін них нав"язують мешканцям якісь нікчемні шухлядки. А потім щоб замаскувати ці свої крадіжки поштових скриньок, ЖЕКи розпочинають косметичні ремонти у цих холодних під"їздах. Від того ремонту холодний під"їзд так і залишається холодним, а мешканці на додачу отримують ще й заляпані вхідні двері своїх квартир.
Коля Пухов
01 февраля 2017 г. 22:53
А скільки бруду вони нанесуть до своїх квартир та скільки одежі перепачкають поки закінчиться цей маскувальний ремонт?
Вячеслав1
12 февраля 2017 г. 18:18
Те же грабли, только в профиль. Само понятие тарифа на работы по содержанию дома указанным законом предполагает их выполнение в полном объёме и соответственноих оплату в полном объёме. А если Исполнитель что-то не выполнил, то он же, Исполнитель, снижает оплату за свои услуги. Кто -нибудь верит в наивность авторов Закона или Исполнителя. Потребитель может видеть и контролировать только некоторые услуги, например, уборка территории, вывоз ТБО, работу лифта. Практически это всё. Есть ещё аврийные работы: чистка канализации, порывы водопровода. Это когда своевременное обслуживание Исполнителем систем не выполнеся, тогда возникает аварийная ситуация и это Испонитель называет обслуживние домовых систем. А по сути, это характеризует бездеятельность Исполнителя и доведение домовых систем до аварийного состояния и должно быть наказуемым. Одновременно, есть постанова КМ № 970 от 11.12.2013г. , в которая обязует ЖЭКи планируемые к выполнению работы по содержанию дома в предстоящем расчётном периоде (месяц, квартал) довести до сведения жителей дом. Но никто эту Постанову не выполняет, она невыгодна. Ибо обозначив планируемые работы в составе и объёме соответствующим договору и тарифу, придётся предоставлять отчёт по их выполнению с предоставлением первичных документов, актов, нарядов. А это совершено не нужно Исполнителю. Вот Потребитель и платит тариф за услуги, которые устанавливают плановую их стоимость , но которые к фактическим имеют очень далёкое отношение. Поэтому, предлагается в Законе предусмотреть конкретную ссылку в типовом договоре, как на существенное условие на указанную Постанову, а Потребителю в платёжном документе приводить расшифровку платежа, а именно, какие статью калькуляции оплачиваются и в каком объёме. Порочная практика составления актов о не выполненных услугах или не качественных услугах нежизнеспособна , это трата времени и нервов и, главное, не приводит к результату.