ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоУчет и регулирования теплопотребления в жилых домах

Учет и регулирования теплопотребления в жилых домах

В июне этого года ВР приняла Закон «О коммерческом учете коммунальных услуг», согласно которому все жилые дома, отопление которых обеспечивается от централизованных источников, должны быть оборудованы средствами поквартирного учета и регулирования тепла
Недавно принятый закон Украины «О коммерческом учете коммунальных услуг» вызвал неоднозначную реакцию, как у специалистов, так и у населения. Одни считают его прогрессивным, другие высказывают мнение, что он лоббирует интересы монополистов – поставщиков услуг и не учитывает интересы потребителей. Вместе с тем, все согласны с тем, что уже давно было необходимо навести хоть какой-то порядок в этом важном для всех вопросе. С юридической точки зрения документ прописан грамотно, но очень сложен для прочтения и понимания обычными потребителями. 
 
Закон охватывает три сферы коммунальных услуг: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение.
 
В данной статье хотелось бы остановиться на наиболее дорогостоящей услуге – отоплении существующих многоквартирных домов, построенных по ранее действующим теплотехническим нормативам. В основном это касается жилых зданий, построенных до 2000 года, так как в более новых зданиях проблемы по коммерческому учету теплопотребления, как правило, отсутствуют. Они, в соответствии с действующими нормами, оборудованы узлами учета общедомового теплопотребления и системами поквартирного учета и регулирования потребления тепловой энергии.
 
В более старых зданиях подобные системы практически не применялись. Исключением является оснащение их узлами общедомового учета теплопотребления. На протяжении нескольких последних лет, благодаря усилиям государственных и местных органов управления, установка общедомовых счетчиков тепловой энергии получила массовое распространение. По данным Минрегиона на средину текущего года около 70% жилфонда оборудовано общедомовыми счетчиками тепла.
 
В соответствии с новым Законом основным узлом коммерческого учета теплопотребления жилого дома является именно общедомовой теплосчетчик. На основании его показаний и должны осуществлять все расчеты за потребление тепловой энергии совладельцы квартир в многоквартирном доме. Законом определено, что все многоквартирные дома в стране должны быть в течении года оборудованы средствами общедомового учета тепловой энергии, то есть до средины следующего года подобные узлы учета должны быть во всех без исключения жилых домах.
 
Обеспечить это должны соответствующие теплоснабжающие организации – поставщики услуг либо домовладельцы (ОСМД, ЖСК и т.п.). Осуществляется это мероприятие за счет средств поставщика услуг с последующей компенсацией затрат совладельцами квартир в виде 5-летней рассрочки, либо за счет средств совладельцев квартир, если они реализуют это мероприятие самостоятельно. Предусмотрено также, что расходы на установку узлов учета могут брать на себя местные органы самоуправления, при наличии соответствующих программ.
 
Следует отметить, что сам факт оборудования жилого дома общедомовым средством учета теплопотребления не является энергосберегающим мероприятием. Он позволяет и потребителю, и поставщику услуги по теплоснабжению знать, какое количество тепловой энергии поступило на отопление конкретного здания за определенный период (как правило – за месяц). Как-либо повлиять в этом случае на сокращение теплопотребления потребитель не сможет. Все будет зависеть от многих факторов: погодных условий, состояния внутридомовых отопительных сетей, различных форс-мажорных обстоятельств и т.п. Но в большей степени – от добросовестности поставщика услуги по отоплению здания. Ведь его основная цель – как можно больше продать тепловой энергии и если это будет превалировать в его стратегии, то он будет поставлять тепла гораздо больше, чем это необходимо для комфортного отопления здания. В большинстве жилых домов старой постройки для обеспечения циркуляции теплоносителя во внутридомовой системе отопления используются гидроэлеваторы, которые не позволяют регулировать теплопотребление здания. В таких случаях здание примет то количество тепловой энергии, которое подаст на него теплоснабжающая организация.
 
В более выгодном положении будут находится жилые дома, где тепловые пункты элеваторного типа заменены на современные индивидуальные пункты (ИТП) с погодным регулированием. Индивидуальность их в том, что ИТП настраивается на оптимальное теплопотребление каждого конкретного здания, которое поддерживается в автоматическом режиме и не позволяет принимать избыточное количество тепловой энергии. Более того, теплопотребление регулируется по погодным условиям: при похолодании оно увеличивается в объеме, необходимом для поддержания теплового комфорта в помещениях, а при потеплении – так же адекватно уменьшается. Как показывает практика замена устаревших тепловых пунктов на современные позволяет экономить порядка 30% тепловой энергии, необходимой для отопления жилого дома, а срок окупаемости такой замены составляет один-два отопительных периода.
 
Имея данные об общем теплопотреблении здания за определенный период необходимо далее распределить его между конкретными потребителями (совладельцами квартир, арендаторами нежилых помещений и т.п.). В новом Законе предусматривается осуществлять это, исходя из размера отапливаемой площади или кубатуры помещений, принадлежащих тому или иному потребителю. Как правило, исходя из площади. Принцип распределения исходя из кубатуры отапливаемых помещений целесообразен при наличии в жилом доме встроенно-пристроенных помещений нежилого назначения (магазинов, офисов и т.п.), так как они могут отличаться высотой и соответственно нуждаться в большем количестве тепла на свое отопление чем жилье.
 
Суть такого распределения довольно проста – зная общедомовое теплопотребление за определенный период, отапливаемую площадь (кубатуру) всего дома и каждого конкретного квартировладельца (арендатора), не сложно распределить между ними это теплопотребление. При всей простоте такого распределения возникают сомнения в его справедливости. Ведь не секрет, что многие квартировладельцы с целью улучшения своего комфорта проживания увеличивают количество секций в отопительных приборах (радиаторах), проводят отопление на балконы и лоджии, предварительно утеплив их. Подобные мероприятия приводят к разбалансированию системы отопления. Более того, они искажают реальную картину теплопотребления. Те, кто осуществил такие "модернизации", стали потреблять больше тепловой энергии за счет своих соседей, а платить как все – по усредненным показателям за квадратный  метр.
 
Кроме того, что подобная система распределения не отражает реального теплопотребления каждым конкретным квартировладельцем, она оставляет ограниченные   возможности влияния на его сокращение со стороны потребителей. Реальным энергосберегающим мероприятием, которое окажет влияние на сокращение затрат на отопление для всех квартировладельцев, пожалуй, будет только модернизация внутридомовой системы отопления и прежде всего – замена устаревшего теплопункта на современный ИТП. Без реализации этого мероприятия любые усилия по утеплению дома, замене окон на энергоэффективные и т.п. не принесут каких-либо положительных результатов. Хотя и утепление и замена окон значительно улучшат теплотехнические характеристики здания, но устаревшая система отопления не сможет отразить это улучшение. В квартирах будет гораздо теплее, а платить за отопление придется в прежних размерах. Далеко не факт, что поставщик тепла уменьшит его подачу в связи с реализацией подобных энергоэффективных мероприятий, а повлиять на это у потребителей не будет технической возможности. Поэтому сначала следует модернизировать систему отопления с возможностью регулирования теплопотребления здания, а затем осуществлять другие термомодернизационные мероприятия. 
 
Но вернемся к распределению теплопотребления между квартировладельцами жилого дома. Как отмечалось выше, его сложно сегодня позиционировать как справедливое. Справедливым оно будет в том случае, когда каждый квартировладелец будет знать сколько именно он потребил тепловой энергии и иметь возможность влиять на это теплопотребление. Достичь подобного возможно благодаря организации поквартирного учета и регулирования.
 
Обеспечить регулирование теплопотребления в каждой квартире довольно просто – достаточно установить на всех отопительных приборах (радиаторах) специальные терморегуляторы. Эти устройства позволяют поддерживать заданный температурный режим в помещении, где они установлены. Благодаря этому каждый потребитель имеет возможность активно влиять на теплопотребление своей квартиры – задавать оптимальную температуру в различных помещениях, снижать температуру во всех помещениях на период отсутствия в квартире жильцов и т.п. Другими словами, у потребителя появляется действенный инструмент влияния на теплопотребление, и прежде всего, – в сторону его сокращения, а, следовательно, и уменьшения счетов по оплате за отопление. Но, чтобы это стало реальностью, необходимо выполнить следующий обязательный шаг – организовать поквартирный учет теплопотебления. Следует подчеркнуть, что только единство учета и регулирования является основным и обязательным условием энергосбережения в любом направлении – электро- и водоснабжении, тепло- и газоснабжении и т.п.
 
Организация поквартирного учета теплопотребления в существующих жилых домах в основном зависит от внутридомовой системы отопления. Просто организовать его, если внутридомовая система отопления выполнена с поквартирными тепловыми вводами. Достаточно установить тепловой счетчик на таком вводе – и учет обеспечен. Но, как правило, подобные решения крайне редко встречаются в домах старой постройки. Можно, конечно, установить теплосчетчики на всех отопительных приборах в квартире, но вряд ли такое решение можно считать рациональным из-за дороговизны и сложности снятия показаний.
 
Гораздо проще организовать поквартирный учет с использованием для этих целей так называемых приборов-распределителей теплопотребления. Они устанавливаются на каждый отопительный прибор в квартире и показывают, какую долю от общедомового теплопотебления взял на себя этот прибор отопления. Зная показания всех приборов-распределителей и общедомовое теплопотребление, не сложно распределить его между всеми квартирами дома, тем более что для этого разработаны специальные расчетные комплексы, а показатели могут считываться дистанционно. Подобные системы поквартирного учета уже несколько десятилетий успешно применяются в ряде западных стран и показали свою высокую эффективность и надежность. К сожалению, такие системы поквартирного учета теплопотребления, не смотря на свою простоту и дешевизну, пока не получили развития в нашей стране. Новым Законом открываются широкие возможности для применения подобных систем поквартирного учета теплопотебления. Более того, все существующие многоквартирные жилые дома в течении трех лет должны быть оборудованы той или иной системой поквартирного учета и регулирования. Это позволит, начиная с отопительного сезона 2020 года, каждому квартировладельцу оплачивать свое реальное теплопотребление и влиять на его сокращение.
 
Вместе с тем, кроме теплопотребления на отопление жилых помещений (квартир) тепловая энергия расходуется и на отопление мест общего назначения (подъездов, лифтовых холлов, лестничных клеток и т.п.). Распределение этих затрат осуществляется пропорционально площади квартир в доме. В идеале, когда все квартиры в доме оборудованы средствами поквартирного учета, это довольно просто. Зная общедомовое теплопоребление и суммарное теплопотребление всех квартир в доме, совсем не сложно распределить разницу, исходя из отапливаемой площади квартир дома. Несколько сложнее это сделать, когда средствами поквартирного учета оборудована лишь часть квартир в доме. Ответ на это должна дать методика распределения между потребителями объемов потребленных в здании коммунальных услуг. Методику  обязан разработать и утвердить Минрегион. Понятно, что она будет учитывать степень оснащения здания системами поквартирного учета и отапливаемую площадь квартир. В определенной степени это должно стимулировать всех квартировладельцев к оборудованию своих квартир соответствующими средствами учета. Тем более, что сегодня существует достаточно механизмов оказания финансовой помощи потребителям коммунальных услуг на выполнение энергосберегающих мероприятий. Это и различные виды софинансирования, и удешевленные кредиты, и грантовые средства. 
 
Закон Украины "О коммерческом учете коммунальных услуг" упорядочил многие неясные вопросы, связанные с распределением оплаты за потребленные энергоресурсы населением. Его реализация должна стать серьезным стимулом к началу массовой термомодернизации существующего жилого фонда и в конечном итоге к существенной экономии топливно-энергетических ресурсов в масштабе всей страны.

Популярность кулеров для воды растет с каждым днем. Особенно это актуально для офисов. Помпа это специальный аппарат, который подкачивает воду из бутылей разной емкости. Вы можете отдельно купить помпу для воды или сразу же приобрести вместе с кулером.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
06 октября 2017 г. 22:25
Масова розгерметизація будинків Києва з ініціативи тодішньої влади відбувалася у 2010-2013 роках. ------------------------------Який тепер смисл обліковувати тепло, подане у розгерметизовані будинки? Це все одно що обліковувати тепло, подане для обігріву вулиці.