Комитет по вопросам правовой политики Верховной Рады Украины предварительно рассмотрел соответствие Конституции Украины проект закона о внесении изменений в декрет Кабинета министров «О государственной пошлине» (относительно ставок за проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
На заседании комитета отмечалось, что законопроект разработан с целью реализации положений закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», согласно которому с 1 января 2012 в Украине вводится государственная регистрация вещевых прав, а также создается необходимая система органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Законопроектом № 8296 предлагается обеспечить нормативно-правовое регулирование взимания и определения ставок государственной пошлины за проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений, что должно повысить эффективность расходов государственного бюджета на создание и содержание системы органов государственного управления в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и способствовать наполнению доходной части государственного бюджета.
Проектом закона предусмотрено взимание государственной пошлины за проведение государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (119 грн); права собственности на недвижимое имущество, возникшее и зарегистрированное до 1 января 2012 года - 50% ставки государственной пошлины - за государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (59,5 грн); вещного права на недвижимое имущество, обременение права на недвижимое имущество - 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн).
На заседании комитета отмечалось: предварительное рассмотрение законопроекта на соответствие нормам Конституции Украины показал, что его положение в целом не содержат признаков несоответствия положениям Конституции Украины. Поэтому комитет поддерживает предложение об установлении ставок государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество и их отягощений.
Во время предварительного рассмотрения отдельных положений законопроекта, члены комитета высказалис относительно его содержания некоторые замечания.
Так, анализ законопроекта и части 2 статьи 29 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» (целью реализации которой представлен законопроект), согласно которой: «при проведении государственной регистрации прав, возникших и зарегистрированные до вступления в силу этому закону, взимается государственная пошлина», показывает, что владельцы недвижимого имущества, осуществившим его регистрацию в Бюро технической инвентаризации до 1 января 2012, обязаны заново провести государственную регистрацию этого же имущества уже в созданном Государственном реестре прав на недвижимое имущество и уплатить государственную пошлину. Такая обязанность вытекает и из требований пункта 6 статьи 3 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», согласно которым «любые сделки по недвижимому имуществу (отчуждение, управление, ипотека и т.п.) заключаются, если право собственности на такое имущество зарегистрировано согласно требованиям настоящего закона».
Тем не менеее, считают народные депутаты, требования проведения повторной регистрации противоречат пункту 4 статьи 3 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», положениями которого установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу данного закона, признаются действительными без определенной этим законом государственной регистрации при условии, что регистрация прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения или если на момент возникновения прав действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав.
Поскольку регистрация прав собственности на недвижимое имущество в Бюро технической инвентаризации осуществлялась на основании действующего законодательства, то повторная регистрация такого имущества и, соответственно, уплата государственной пошлины в размере, определенном проектом, по мнению парламентариев, является неправомерной.