ГлавнаяПубликацииОСМДПлюсы и минусы ОСМД глазами чиновников

Плюсы и минусы ОСМД глазами чиновников

Большинство злоупотреблений монопольным положением и фактов недобросовестной конкуренции в отрасли ЖКХ происходит как раз в сфере работы естественных монополий.

Чиновники Антимонопольного комитета обратили внимание на проблемы украинских объединений совладельцев многоквартирных домов еще в 2011 году, когда провели соответствующее исследование ситуации в сфере управления многоквартирным фондом. Тогда основными проблемами были названы:

1. Неоправданное затягивание передачи органами местного самоуправления жилищного фонда ОСМД. Вследствие бездействия органов местного самоуправления, ОСМД фактически существуют лишь на «бумаге», а жители домов продолжают оплачивать услуги ЖЭКам, дополнительно тратя средства на содержание собственного ОСМД.

2. Образование компаниями-застройщиками и несколькими собственниками квартир ОСМД и передача такими ОСМД функций по обслуживанию домов управляющей компании, которая связана с застройщиком. Внедрение такой схемы приводит к росту в разы тарифов без оправданных причин.

3. Увеличение стоимости услуги вследствие навязывания для ОСМД исполнителя, определенного местным органом власти.

Читайте также: ОСМД в водовороте страстей

АМКУ предлагало тогда, во-первых, внести изменения или разработать и утвердить новые нормативно-правовые акты, которые бы определяли форму обращения, полный перечень документов, необходимых для передачи многоквартирного дома и прилегающей придомовой территории с баланса балансодержателя на баланс ОСМД, конкретные сроки рассмотрения такого обращения (в том числе предусмотреть механизм «молчаливого согласия») и ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения;

Во-вторых, разработать проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон «Об ОСМД», в котором предусмотреть положения об: определении членов ОСМД категорией потребителей жилищно-коммунальных услуг - «население»; запретить образование ОСМД компаниями-застройщиками и связанными с ними лицами;

На протяжении 2012 года Антимонопольным комитетом Украины был проведен целый ряд комплексных проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, по словам и.о. главы Комитета Рафаэля Кузьмина, около трех тысяч проверок коснулись деятельности ОСМД.

Большинство злоупотреблений монопольным положением и фактов недобросовестной конкуренции в отрасли ЖКХ происходит как раз в сфере работы естественных монополий. В частности, наиболее распространенными, по его словам, являются злоупотребления против ОСМД теплоэнергетических компаний и водоснабжающих предприятий своим положением на рынке услуг.

По словам замглавы АМКУ Федора ВЛАДА, причина того, что его ведомство заинтересовалось проблемами ОСМД, - письма и жалобы украинцев, которые поступают в ведомство. Результаты анализа ситуации, проведенного Департаментом исследований и расследований АМКУ, показали, что при создании ОСМД, как правило, затягивается процедура регистрации и передачи дома в управление жильцам, хотя, согласно правительственному постановлению №1521, передача дома должна состояться в течение двух месяцев. Но эти сроки прописаны только на бумаге, они не действуют из-за того, что постановление не содержит перечня необходимых документов, а также отсутствуют типовые формы заявлений для передачи. И те, кто решил зарегистрировать ОСМД, надолго погрязают в бумажной рутине.

Читайте также: ОСМД начинают антимонопольную битву

Не менее серьезные препятствия возникают и при получении в пользование придомовых территорий, которые находятся в коммунальной собственности. Проблемы возникают из-за того, что законодательно не закреплены условия пользования придомовыми территориями, а также невозможно установить их границы. Есть проблемы и во взаимоотношениях ОСМД с компаниями-монополистами, предоставляющими коммунальные услуги. Монополисты не заключают с обществами совладельцев прямые договоры на поставку услуг и ресурсов, а заключают индивидуальные контракты, которые не соответствуют утвержденным типовым договорам. Внутри самих ОСМД также не редки случаи мошенничества и обмана при начислении платежей и взносов, которые вносят жильцы такого дома, среди которых, как правило, есть и члены ОСМД, и те, кто не пожелал вступать в общество совладельцев.

В результате этих разбирательств при АМКУ была создана рабочая группа, в состав которой вошли чиновники и эксперты по созданию и функционированию ОСМД. По словам одного из активных членов этой группы юриста Татьяны МОНТЯН, большая часть работы уже сделана, и идет подготовка самого документа с предложениями. Но она не уверена, что все наработки рабочей группы поддержат профильные министерства и депутаты. Впрочем, это станет ясно осенью, когда Верховная Рада приступит к работе после каникул.

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ Украины считают, что процесс создания ОСМД в стране сдерживает отсутствие квалифицированных кадров в системе управления жилой недвижимостью. Из-за этого в преобладающем большинстве городов, поселков и сел сохраняется монополия ЖЭКов. Министерство инициировало внесение изменений в национальный классификатор профессий и с 1 сентября 2012 года в Украине появилась профессия менеджера по управлению жилым домом, которой начали обучать в 12-ти вузах. 

 
Комментарии (0)