ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОБытовые отходы требуют культурного обращения

Бытовые отходы требуют культурного обращения

Ежегодно Украина все больше «погружается» в мусор. Причины этого видят как в несовершенном законодательстве, по сравнению с ЕС, так и в устаревших методах борьбы с ТБО. Однако, не последнюю роль играет и культура обращения с отходами рядового украинца.

В последнее время в Украине очень популярна тема Европы. У нас европейские флажки в машинах, ленты на сумках, мы говорим о евроинтеграции, европейском курсе развития, подведения чего-либо под европейские стандарты, европейские ценности, что Украина - это Европа. Однако, при этом почему-то, до сих пор, среднестатистический украинец каждый раз забывает о Европе в себе, скажем, переходя улицу на красный свет, во время проезда в трамвае без кондуктора, выбрасывая мусор... Видимо, Европа все же бессильна против многолетней «культурной» традиции, а между тем, стоит задуматься, к чему ведут подобные привычки.

Возьмем уже упомянутый мусор. В начале 90-х в Украине ежегодно образовывалось столько же бытовых отходов, сколько в 12 странах Европейского Союза в целом, и процесс их накопления не остановился, он продолжается до сих пор. Так, по данным Минрегиона, к примеру, на протяжении 2013 года в Украине возникло около 59 млн куб. м бытовых отходов (13 млн тонн), которые были захоронены на 6,7 тыс. свалок и полигонов общей площадью более 10 тыс. га. При этом услугами по их вывозу было охвачено лишь 78% населения. На то время, количество перегруженных свалок составило 973 единицы (15%), а 1415 единиц (21%) не соответствовали нормам экологической безопасности. Страна нуждалась в более 626 новых полигонах. Кроме того, из-за ненадлежащей системы обращения с ТБО в населенных пунктах, как правило в частном секторе, ежегодно увеличивается количество несанкционированных свалок (в 2013 году таких насчитывалось около 30 тысяч). 
 
Как известно, все это негативно влияет на окружающую среду - уменьшается объем потенциально продуктивных почв, загрязняются сточные воды, испаряются ядовитые газы, которые в дальнейшем становятся источниками вирусов и инфекций, прочие.
 
Конечно, Украина не единственная страна, которая нуждается в немедленном решении «мусорных» проблем, однако сейчас она одинока в борьбе с ТБО путем захоронения или сжигания. Большинство развитых европейских государств пытается защитить свою окружающую среду, перерабатывая отходы и повторно их используя.
 
Заметим, в странах Западной Европы перерабатывается 30-50% отходов, в США и Японии - 60-70%, в развивающихся странах - 7-10%, в Украине - лишь 3-5%. К примеру, в том же 2013 году из-за внедрения в 503 населенных пунктах раздельного сбора бытовых отходов, работе 21 мусоросортировочных линий, 1 мусоросжигательного завода и 3 мусоросжигательных установок было переработано и утилизировано около 3,65% бытовых отходов.
 
 
В этой практике европейские государства руководствуются рядом директив и регламентов ЕС. Базовым законом ЕС в области управления отходами является «Рамочная директива ЕС об отходах». Она распространяется на все потоки отходов и устанавливает так называемую иерархию отходов, правила планирования управления отходами, их квалифицированный сбор и переработку, а также требует соблюдения обязательных разрешительных процедур для переработчиков.
 
Украинское же законодательство в сфере обращения с отходами пока несовершенно. Большинство из нормативно-правовых актов в этой области были разработаны около 20 лет назад, и содержат лишь ряд базовых требований по обращению с отходами, которые соответствуют нормам европейского законодательства. 
 
Напомним, наиболее весомыми в этом ключе является Закон Украины «Об отходах» от 5 марта 1998 года. Им определены основные принципы государственной политики в отношении отходов, правовые, организационные и экономические основы деятельности, связанной с предотвращением образования отходов и их негативного влияния на окружающую природную среду, перевозкой, утилизацией и захоронением. 
 
По словам нардепов, процесс развития украинской нормативно-правовой базы в вопросе обращения с отходами идет противоречиво, а в последние годы вообще тормозится. 
 
По состоянию на сегодня в комитетах Верховной Рады рассматривается несколько законодательных документов, направленных на совершенствование системы обращения с отходами, уменьшения их образования и максимального повторного их использования. В частности, речь о законопроектах №1439 и №1742 с тождественными наименованиями - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами». Оба документа были зарегистрированы в ВР в середине декабря 2014 года. 
 
Целью первого (№1439), согласно пояснительной записке, является приведение в соответствие положений Закона Украины «Об отходах» с международными стандартами и документами, которые регулируют отношения в указанной сфере, в частности с Рамочной директивой Европейского Союза 91/156/ЕЭС, Конституцией Украины и другими законодательными актами. Это по мнению разработчиков, будет способствовать созданию в стране разветвленного взаимосвязанного правового поля с учетом как мировых тенденций в направлении эффективного решения проблемы отходов, так и отечественной практики.
 
В частности, проектом предлагается привлечение к процессу сбора и перевозки бытовых отходов всех субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами, а также жильцов многоквартирных и частных домов самостоятельно определять исполнителя услуг по вывозу бытовых отходов.
 
 
Второй (№1742) ставит цель комплексного урегулирования вопроса обращения с бытовыми отходами, совершенствования механизмов государственного регулирования в сфере обращения с бытовыми отходами, повышения эффективности действия законов Украины в сфере обращения с бытовыми отходами, устранение выявленных несовершенств правового регулирования в этой сфере. Так, предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях», «Об отходах», «О жилищно-коммунальных услугах», «Об осуществлении государственных закупок», «О государственно-частном партнерстве», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» и «О естественных монополиях». 
 
При этом особое внимание уделяется выделению сортировки и переработки в процессе обращения с отходами, а также установлению штрафов за уклонение от заключения договора на предоставление соответствующих услуг. Так, уклонение от заключения договора на оказание услуг по обращению с бытовыми отходами в течение более чем 30 дней с даты поступления предложения о заключении договора будет тянуть за собой наложение штрафа на граждан от 80 до 100 необлагаемых минимумов доходов для граждан и для должностных лиц, физических лиц - предпринимателей или должностных лиц - исполнителей услуг по обращению с бытовыми отходами - от 100 до 120 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное от 100 до 150 и от 150 до 200 соответственно.
 
Суждено ли этим законодательным инициативам приблизить Украину к европейским подходам борьбы с бытовыми отходами, а, следовательно, сделать чище, увидим впоследствии. Однако, уже сейчас каждый украинец должен осознать, что 400 кг мусора в год на одного человека - это очень много, культура обращения с отходами родом не из Европы, она рождается не тогда, когда за мусор наказывают, а когда в этом отпадает необходимость. Поэтому, стоит попробовать хотя бы элементарное: объективно оценивать свои потребности; приучаться складывать мусор в отдельные контейнеры (органическое и неорганическое); сдавать макулатуру, ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, стеклобой, батарейки, энергосберегающие лампы, и т.д. в пункты приема; отказываться от использования полиэтиленовых пакетов.
 
Екатерина Ляшевская
 
 

 

Реклама: В современном мире появилось множество новых слов, которые мы употребляем в жизни. Одним из них является слово «прикол» - это шутка, розыгрыш. Вашему вниманию представлены футболки с приколами на сайте futboman.com.ua. Огромный ассортимент не оставит Вас равнодушным, даже может удивить близкого человека в качестве оригинального подарка.

 
Комментарии (2)
Sergiy3
20 января 2015 г. 09:41
Далі буде веселіше!Ще зявився № 1742-1 де ті ж самі вуха тирчать ,що і в чинному ! Вирішили посилити інвестиціями і майже гарантовано ,що хотять не свої вкладати кошти, а сісти на ЕБРР як мінімум. Потім збудують, отримають тариф і коли мер не загонить перевізників на завод, прийдуть до держави щоб повернула кошти. Про приведення так званих полігонів до євро стандартів і в який термін ні ГУ-ГУ. А як в цю схему вписується реформа місцевого самоврядування? З пів- року тому Мінрегіон (коли керував Гройсман) проводив окрему нараду з цього питання. Рекомендації були однозначні. Ліквідувати штучно створений монополізм в галузі переробки відходів.
Коля Пухов
22 января 2015 г. 19:31
Це зараз досить поширений прийом шахраювання: дві державні структури роблять вигляд, що сперечаються між собою на предмет порушених прав пересічних громадян. Але ця суперечка має чисто показушний характер: порушення не тільки не припиняються, а можуть навіть і поглиблюватись, поширюватись та "узаконюватись" у результаті цієї удаваної суперечки.