ГлавнаяВыбор редакцииПрезидент ударил единым тарифом по падающему рейтингу

Президент ударил единым тарифом по падающему рейтингу

Решения, которые были приняты на расширенном заседании Кабинета министров на минувшей неделе, кардинально меняют направление государственной политики в вопросе реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Если хотите, вместо реформы, по которой двигались первоначально, была объявлена новая

Решения, которые были приняты на расширенном заседании Кабинета министров на минувшей неделе, кардинально меняют направление государственной политики в вопросе реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Если хотите, вместо реформы, по которой двигались первоначально, была объявлена новая реформа. Это легко понять, проанализировав то, как тему тарифов еще год назад подавали сам Президент и его команда.

В ходе своего Послания к украинскому народу в июне 2010 года Виктор Янукович подчеркнул о необходимости изменения действующего порядка тарифообразования и регулирования тарифов. «Мы должны кардинально изменить подходы к энергопотреблению. Это касается внедрения экономически обоснованных уровней тарифов, которые должны базироваться на сокращении затрат на производство коммунальных услуг и устанавливаться независимым регулятором. Надо отменить перекрестное субсидирование, постепенно переходить на оплату услуг по реальным ценам с параллельным введением четкой адресной помощи наименее защищенным гражданам», – отметил год назад Глава государства.

Этот же посыл прослеживается и в Программе экономических реформ на 2010-2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В разделе, посвященному реформе жилищно-коммунального хозяйства, приведен ряд мер, необходимых для рентабельного функционирования предприятий отрасли: передача функции регулирования тарифов на центральный уровень путем создания единого регулятора; планомерное приведение тарифов до покрывающего экономически-обоснованные затраты и инвестиционную составляющую уровня; усиление адресности социальной поддержки населения.
При этом сроки выполнения отдельных задач программы прописаны весьма четко. Если передача функций регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги единому национальному регулятору была запланирована до конца 2011 года, то вывести тарифы на экономически обоснованный уровень было обещано до конца 2012 года.

На минувшей неделе стране дали понять – реформирование такой щекотливой для власти темы, как жилищно-коммунальное хозяйство, пойдет строго в рамках прополитических решений. Именно политической выгодой объясняются принятые Кабмином решения. Любопытно, что непосредственно в среду мало кто понимал, что же произошло – информационный поток был «сбит» в сторону увольнений Вице-премьер-министра - министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Виктора Тихонова и его первого зама Юрия Хиврича. Но уже в четверг Первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Андрей Клюев пояснил ситуацию и с невозмутимым видом рассказывал о путях реформирования отрасли.

Первое, что подчеркнул Андрей Петрович, это системность подхода. Он выделил две составляющие, благодаря которым предприятия топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства подойдут к отопительному сезону 2011-2012 года финансово оздоровленными и «инвестиционно привлекательными». Последнее определение наиболее важное – использовав его, Первый вице-премьер заявил об окончательной цели власти по отношению к отрасли. Двумя звеньями одной цепочки оказались утвержденная в среду единая методология формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и списанная народными депутатами в мае 52-миллиардная задолженность предприятий ТЭК и ЖКХ за потребленный газ и электроэнергию.
Методология, по словам Клюева, позволит уже к осени ввести единые тарифы на услуги по всей стране. Причем на просьбу журналистов уточнить, что именно имеется в виду, – единый тариф производителей по отношению к исполнителям или же единые суммы непосредственно в платежках, – Андрей Петрович пояснил, что единый подход будет касаться всех, в том числе и исполнителей услуг. И даже если чиновник слегка напутал по незнанию специфики отрасли, в его ответе довольно явственно прослеживается главная установка «сверху».
Вместе с тем, единые тарифы отнюдь не станут экономически обоснованными. Политическая целесообразность вынуждает власть мириться с непредвиденными миллиардными расходами госбюджета. Так, Первый вице-премьер не скрывал, что если себестоимость тарифа по объективным причинам превысит установленную единую планку, государство покроет разницу из госбюджета. Только на услуги водоотвода и холодного водоснабжения, со слов Клюева, в бюджете-2012 будет предусмотрено порядка 800-900 млн грн. Дополнительно несколько миллиардов, судя по всему, придется прописать и на тепло.

К слову, перед началом расширенного заседания Кабмина большинство присутствующих склонялись к выравниванию тарифов с оставлением «коридора» в 10%-15%, в зависимости от специфики конкретного региона и степени изношенности основных средств конкретного предприятия, что напрямую влияет на себестоимость производства услуги. Этой точки зрения придерживались, в том числе, и бывший профильный министр Виктор Тихонов, и глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов.
Еще одной важнейшей правительственной новацией является создание региональных компаний в сфере централизованного водоснабжения и водоотвода, а также в сфере теплоснабжения. В пояснительной записке к соответствующему правительственному постановлению кратко описана проблема, которая подвела чиновников к созданию таких компаний: «Такой путь выбран из-за того, что в настоящее время в большинстве регионов Украины существуют отдельные небольшие предприятия водо-, теплоснабжения и водоотвода, эффективную работу которых сложно обеспечить. Напротив, их укрупнение через создание региональных компаний позволит достичь эффекта «экономии на масштабах» и проводить единую техническую и тарифную политику в масштабах региона». Региональным компаниям будут переданы в подчинение все предприятия, обеспечивающие население теплом и водой.

Однако в случае с региональными компаниями единые тарифы и оптимизация затрат на производство, похоже, отходят на второй план. Еще в марте заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук рассказал журналистам о главной задаче таких компаний, которые тогда он называл просто – управляющие. Фактически – это приватизация отрасли и продажа стратегических предприятий через механизм долгосрочной концессии. Ведь передача отдельно взятого теплоснабжающего предприятия либо водоканала в концессию на 49 лет – это, практически, передача актива в собственность.
«Не одна страна мира не реформировала жилищно-коммунальную сферу только за счет бюджетов всех уровней, за счет тарифов для населения. Без привлечения частного капитала мы реформу в этой отрасли не проведем. Так вот, при создании такой компании (региональной управляющей компании – Ред.), – а она капитализирована, она становится интересной на рынке, – сразу приходит инвестор», – сказал три месяца назад Г. Семчук.

Таким образом, для чиновников отдельных властных кабинетов расширенное заседание Кабинета министров и те решения, которые были на нем приняты, вряд ли стали неожиданностью. Планы государства касательно отрасли были оформлены уже к весне текущего года. Другое дело, что крен к ярко выраженному политическому фактору при формировании общегосударственной тарифной политики, видимо, не все одобряли. Но как бы там ни было, отныне во главе реформы жилищно-коммунального хозяйства встал Андрей Клюев, у которого, похоже, сомнений на этот счет не имеется.

Сантарович Андрей, специально для ИА «Украина Коммунальная».



 
Комментарии (0)