ГлавнаяПубликацииАналитикаПроблемы ЖКХ: решение пророчат единицам

Проблемы ЖКХ: решение пророчат единицам

Вскоре парламентарии соберутся на первом пленарном заседании Верховной Рады в новом 2016 году. Сколько проблемных вопросов в области ЖКХ осталось с прошлого года и каким из них предсказывают изменение статуса в этом году? – предлагаем обзор.

В прошлом году среди ряда инициатив, направленных на урегулирование насущных проблем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, парламентарии дали шанс стать Законами лишь нескольким проектам – в отношении энергосервисных компаний (ЗУ №327-VIII и №328-VIII), управления многоквартирными домами (ЗУ №417-VIII) и обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЗУ №626-VIII).

Так, в течение 2015 года в Украине появились правовые и экономические основы для осуществления энергосервиса в бюджетных учреждениях, а соответственно основания для привлечения к украинской сфере энергоэффективности инвесторов; теоретически было основано новую эпоху управления многоквартирными домами, в которой главная управляющая и исполнительная роль отводится их жителям, а не ЖЭКам или государству; а также – запрещено установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.
 
В этом году Министерство регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства имеет надежду на согласование Верховной Радой проектов Законов: о жилищно-коммунальных услугах (№1581-д), обращения с бытовыми отходами (№1439) и коммерческом учете.
 
Примечательно, первые две инициативы уже одобрены к рассмотрению Комитетом Верховной рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ, последняя – еще непередана парламентским комитетам.
 
Отметим, проектом Закона «О жилищно-коммунальных услугах» (№1581-д) предлагается предоставить возможность жителям как собственникам многоквартирных домов самостоятельно определять стоимость услуг по содержанию домов и придомовых территорий, а также прекращения государственного регулирования цен в этой сфере. Кроме общих требований к предоставлению жилищно-коммунальных услуг, в документе определены их характеристики, а также прописаны особенности заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг при различных формах управления многоквартирного дома (непосредственно собственниками, объединением совладельцев, управляющим). Также документом разграничиваются права, обязанности и ответственность участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг и определены точки коммерческого учета коммунальных услуг.
 Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами» (№1439) призван изменить отношение украинцев к проблеме обращения с собственными отходами, максимально приблизив его к европейским практикам. В частности, предусматривается возможность привлечения к процессу сбора и перевозки бытовых отходов всех субъектов хозяйствования (как юридических лиц так и физических лиц-предпринимателей), которые имеют специально оборудованные для этого транспортные средства и не один год работают на рынке предоставления этих услуг, а также право объединений совладельцев многоквартирных домов, хозяйствующих субъектов – источников образования бытовых отходов, самостоятельно определять себе исполнителей услуг по сбору и перевозке бытовых отходов. Это, убеждены в Минрегионе, будет побуждать поставщиков соответствующих услуг уменьшать на них цену и повышать качество предоставления.
 
По неофициальному тексту, правительственным проектом Закона о коммерческом учете, (или же - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью усовершенствования отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг») предусматриваются изменения в Закон «О жилищно-коммунальных услугах», вводя отношения на основе коммерческого учета. В частности, документом предусматривается разработка нормативно-правовых актов об утверждении: Порядка обеспечения коммерческого учета в сфере коммунальных услуг; Методик коммерческого учета питьевой (холодной) и/или горячей воды, отвода сточных вод; Методик по определению объемов питьевой (холодной), горячей воды, сточных вод и размера платы в многоквартирном доме за услуги по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей воды, централизованного водоотвода при наличии узлов учета.
 
Наряду с этим в настоящее время на рассмотрении в профильном Комитете Верховной Рады находится более двухсот законодательных инициатив, почти восемь десятков из которых – касаются непосредственного решения тех или иных проблемных вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. 
 
Условно к наиболее близким к согласованию парламентариями можно отнести проекты Законов «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины (относительно уточнения сферы применения и усовершенствования отдельных положений передачи общежитий в собственность территориальных общин и обеспечение реализации жилищных прав законными жильцами общежитий)» (№1076) и «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (относительно усовершенствования механизма предоставления услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий)» (№1714). Оба законодательных акта уже были одобрены народными избранниками в первом чтении.
 
Первым законопроектом №1076 – предоставляется решение проблемы обеспечения жилищных прав жителей общежитий, которые были внесены в уставные капиталы предприятий. В частности, документом предлагается определить, что общежития, на которые распространяется действие Закона №500, включены в уставные капиталы передаются в собственность территориальной общины одним из способов: на бескомпенсационной основе согласно этого Закона – по решению собственника общежития; на частично-компенсационной основе согласно этого Закона – по совместному решению собственника общежития и сессии местного совета; на частично-компенсационной основе согласно Гражданского кодекса Украины с учетом особенностей, определенных этим Законом (на договорных началах) в размере, меньшем чем размер определен в соответствии с части четвертой этой статьи – по совместному решению собственника общежития и сессии местного совета или по решению суда по иску местного совета; на полной компенсационной основе при условии предварительной полной компенсации в размере, определенном согласно части четвертой этой же статьи - за решения суда по иску собственника общежития.
 
Вторым законопроектом №1714 - предполагается установление нормы, согласно которой исполнители услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий должны ввести подомовой учет доходов и затрат на их предоставление, а также ежемесячные отчеты по предоставлению услуг.
 
 
Также имеют перспективу в течение текущего года стать Законами проекты - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предоставления коммунальных услуг)» (№1621), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возвращения собственникам квартир многоквартирного дома и жилых помещений в общежитиях незаконно отчужденных вспомогательных помещений» (№2262а) и «О внесении изменений в Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (относительно усовершенствования некоторых положений)» (№2772). Все они сейчас среди рекомендованных профильным Комитетом к рассмотрению Верховной Радой.
 
Примечательно, сама Верховная Рада соберется на первом пленарном заседании в этом году за две недели – 26 января.
 
Наталья Подгорная
 
Комментарии (2)
Коля Пухов
15 января 2016 г. 21:58
Та це нагадує намагання на фундаменті з багна побудувати пристойну будівлю.
Коля Пухов
15 января 2016 г. 21:59
Та й закони у нас діють лише в одну сторону.