ГлавнаяВыбор редакцииРеформа ЖКХ и кировоградская община: взгляд изнутри

Реформа ЖКХ и кировоградская община: взгляд изнутри

Наш город во многом уникален, поскольку занял (и годами удерживает) первые места в нескольких «антирейтингах». В частности, у нас одни из самых высоких тарифов на ЖК услуги, о чем свидетельствует «Информация о тарифах и услугах», предоставленная участникам круглого стола; полностью отсутствует в теч

Наш город во многом уникален, поскольку занял (и годами удерживает) первые места в нескольких «антирейтингах». В частности, у нас одни из самых высоких тарифов на ЖК услуги, о чем свидетельствует «Информация о тарифах и услугах», предоставленная участникам круглого стола; полностью отсутствует в течение 15 лет горячая вода и т.п. Это, конечно, очень неприятные вещи для горожан, но это только последствия проблем, которые необходимо устранить. Для коренного изменения ситуации нужно решить одну из основных проблем нашего города – низкую активность общины, которая давно утратила веру в собственные возможности повлиять на ситуацию в ЖК сфере.

Об этом свидетельствуют следующие факты. Во-первых, по результатам заседания рабочей группы «Реформа ЖКХ» по вопросам создания эффективного собственника жилья, на котором предусмотрена организация к 2014 году 45 тыс. ОСМД, в большинстве жилых домов выше 5 этажей, было отмечено, что создание ОСМД хуже продвигается в т. ч. в Кировоградской области (количество - до 20 ОСМД на область). Во-вторых, в многоэтажном секторе Кировограда не создано ни одного ОСН (органа самоорганизации населения), призванием которого как раз и является представительство интересов общественности и решение вопросов местного значения.

Из этого следует, что общественная активность в Кировограде чрезвычайно низка, наши горожане смирились с мыслью, что невозможно эффективно влиять на ситуацию. Поэтому в отношениях с властью и «коммунальщиками» они выступают как жалобщики или просители, а собственные проблемы привыкли решать «индивидуально», о чем свидетельствует чрезвычайное количество установленных в многоквартирных домах «автономок».

Как показывает практика, жители многоэтажек объединяются, преимущественно, для решения «глобальных» проблем дома, но, к сожалению, дальше «стихийных» собраний дело зачастую не продвигается. В частности, горожане и представители инициативных групп по созданию ОСМД не имеют полной информации (алгоритма действий) и достаточной правовой поддержки по созданию объединений, что часто приводит к краху любых начинаний. Что такое ОСН, жители многоэтажек Кировограда знают, разве что, на примере квартальных комитетов, которые существуют в частном секторе еще с советских времен, и вряд ли осознают, что такая структура, созданная на уровне дома (квартала, улицы и т.д.), может помочь в решении ряда местных проблем.

В связи с имеющейся ситуацией в городе, общественные организации «Взаимопомощь свободных людей» (соучредителем которого и является автор этого текста) и «Женская община», возглавляемая Лидией Жабчик, в начале текущего года начали совместную деятельность, направленную на повышение правовой культуры общественности Кировограда в области создания и деятельности ОСМД и ОСН и поощрения горожан к участию в решении вопросов местного значения.

Мы имеем глубокое убеждение, что активизация населения – первая предпосылка для позитивных изменений в ЖК сфере города, поскольку для создания ОСМД и ОСН необходимо волеизъявление жителей и их желание самостоятельно участвовать в решении местных вопросов как лично, так и через избираемые ими органы. Поэтому необходимо, чтобы каждый горожанин осознал, что он является не только жителем города, но и членом общины, сила которой в единстве: не только собственником жилья, но и совладельцем общего неделимого имущества и придомовой территории.

Следовательно, любые городские реформы отрасли ЖКХ без учета этих факторов могут превратиться в формальные, малоэффективные начинания, сущностью которых станет обычная подмена понятий - ЖЭКи превратятся в управляющие компании (или что-то другое), а улучшится ли качество услуг для населения – пока неизвестно.

В связи с этим вышеупомянутыми общественными организациями было подано ряд предложений, поддержанных городским советом, за что выражаем благодарность депутатам Комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения, а также лично депутату Владимиру Шведову.

В частности, сессией городского совета принят «Порядок создания и легализации органов самоорганизации населения г. Кировограда», проект которого подготовлен нашими организациями. Данный Порядок позволит в первую очередь создать ОСН в форме домовых комитетов, председатели которых заменят такое анахроничное явление, как «заведующие домами», оставленное в наследство от советской системы.

Дело в том, что это явление сохранилось, пожалуй, только в Кировограде, а завдомами, вследствие отсутствия правового регулирования их деятельности, выполняют свои полномочия на общественных началах. Таким образом, создание домовых комитетов наделит их членов собственными полномочиями, предусмотренными законодательством, и даст возможность главам ОСН получить льготы при оплате ЖК услуг. Чуть ли не самым важным фактором является право ОСН контролировать качество ЖК услуг (путем подписания актов выполненных работ) и принимать участие в формировании тарифов (поскольку последние определяются путем проведения общественных слушаний, которые имеют абсолютно формальный характер).

Также указанные организации привлечены к подготовке «Школы для представителей инициативных групп по созданию ОСМД и руководителей ОСМД по улучшению качества управления жилым домом», с помощью которого желающие получат базовые знания, организационную и юридическую поддержку для создания и деятельности объединений совладельцев многоквартирных домов.

Относительно проблемных вопросов, ставших предметом обсуждения круглого стола, хотелось бы акцентировать внимание именно на причинах, тормозящих развитие ОСМД.

По статистике более 90% квартир в Кировограде приватизированы, но жители не спешат создавать ОСМД по следующим причинам:

1. Недостаток информации и отсутствие мер, направленных на популяризацию ОСМД в городе.

2. Сложная процедура создания ОСМД, которая при отсутствии поддержки отпугивает представителей инициативных групп или тормозит процесс создания на этапе регистрации.

Недостаточность положительного опыта деятельности ОСМД, обусловленная, в том числе, их небольшой численностью, и неудовлетворительная деятельность некоторых ОСМД, которая, в частности, порождена отсутствием поддержки со стороны органов местного самоуправления. Так, ни в одном из домов, где созданы ОСМД, не проводился капитальный ремонт, и вообще средства на ремонт таких домов не закладывались в городской бюджет. По словам председателей ОСМД, просивших о помощи, ответ звучал примерно так: «У нас и своих проблемных домов хватает, а вы к коммунальной собственности вообще не принадлежите».

3. Отсутствие городской программы поддержки создания ОСМД.

Для преодоления данной проблемы сейчас необходимо принять на уровне города программу развития ОСМД, направленную на преодоление указанных проблем, которая бы предусматривала: финансирование ремонта домов вновь созданных ОСМД, что стало бы самым большим стимулом для жильцов; пропорциональное распределение средств городского бюджета между домами коммунального жилищного фонда и жилищного фонда ОСМД/ЖСК; предоставление небольшой финансовой помощи инициативной группе на регистрацию ОСМД; организационную и юридическую поддержку и т.д.

Надеемся, что эти меры будут учтены в программе поддержки создания ОСМД города, которая сейчас разрабатывается, а ее внедрение даст мощный толчок в развитии ОСМД, способствуя постепенному реформированию отрасли. Также надеемся на продолжение продуктивного сотрудничества городского совета с общественными организациями города, которое сейчас приобрело новое качество, что будет способствовать дальнейшему участию общества в решении вопросов местного значения и развития местной демократии.

Отдельную благодарность хотим выразить организаторам круглого стола и надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество в освещении и решении проблем отрасли ЖКХ.

Цумарев Марат, заместитель председателя КМОО «Взаимопомощь свободных людей», специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)