ГлавнаяИнтервьюИнтервьюРегистрация права собственности:БТИ - сейчас, а нотариус - с нового года.

Регистрация права собственности:БТИ - сейчас, а нотариус - с нового года.

С 1 января 2013 года Бюро технической инвентаризации лишаются функций госрегистраторов прав собственности на недвижимое имущество. Теперь эти полномочия будут переданы нотариусам.

Соответствующие изменения были внесены парламентом в закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» в июле. Для украинцев вступление в силу новых норм, с одной стороны, означает упрощение процедуры оформления сделок купли-продажи недвижимости и получения правоустанавливающих документов, с другой, – все еще остается множество неясностей о том, как со следующего года будет проходить процедура регистрации прав собственности, в том числе, и для самих нотариусов. Последние, для получения допуска к Госреестру имущественных прав на недвижимое имущество должны пройти курсы в информационном центре при Минюсте. Об особенностях оформления прав собственности в следующем году ИА «Украина Коммунальная» рассказала частный нотариус Лариса Чорноног.

- С января 2013 года в Украине будет действовать новая процедура регистрации имущественных прав на недвижимость. Как это повлияет на процесс оформления документов, устанавливающих право собственности и на проведение сделок купли-продажи недвижимости?

Для нас, нотариусов, сейчас самое главное понять, каких прав лишаются Бюро технической инвентаризации. Раньше они выполняли две функции: проводили техническую инвентаризацию и регистрировали права собственности на недвижимое имущество. Теперь, если функции госрегистратора переданы нотариусу, кто будет осуществлять проведение техинвентаризации? Останутся ли эти функции за БТИ, и вообще, какие функции еще за ними будут закреплены? Согласно новому законодательству, нам переданы функции госрегистраторов. Если это единственные полномочия, переданные нотариусам, то все еще остается открытым вопрос, чем это будет чревато для населения?

- В законе прописаны случаи, при возникновении которых регистрация имущественных прав для гражданина проходит бесплатно…

Согласно приказу Минюста № 1936а/5 «Про утверждение порядка доступа нотариусов к Государственному реєстру имущественных прав на недвижимое имущество», доступ пользователям (нотариусам) в Госреестр дается на платной основе в соответствии с установленными Минюстом тарифами. За поиск информации в Реестре также взимается плата в размере, который устанавливается Минюстом. То есть, любое наше («У.К.» - нотариусов) действие в Госреестре – платное. За каждое действие мы должны заплатить в информцентр при Минюсте, буквально, за каждую выписку, за каждую процедуру регистрации. Но до сих пор новые расценки, в частности, сколько будет стоить госрегистрация с января – эти нормативы до нашего ведома еще не доведены. 

 Лариса Чорноног

- То есть, пока нельзя говорить о том, что с населения, и с нотариусов, за госрегистрацию прав собственности оплата взиматься не будет?

Об оплате трудно сейчас судить, потому что, если написано в законе, что для населения процедура регистрации имущественных прав – бесплатна, то, может быть, и за внесение в информации в Госреестр будет нулевая ставка тарифа. Но нам пока неизвестно, как это будет. Вряд ли можно говорить о том, что это будет полностью бесплатно. Все действия в  реестрах, которыми мы пользовались и пользуемся до сих пор осуществляются на платной основе. Единственно, за что нотариусам не нужно было платить – за процедуру регистрации и снятия запретов. Кроме того, если процедура госрегистрации прав собственности будет бесплатной для граждан, и, соответственно, нотариусам также не придется вносить оплату за пользование Госреестром, то тогда возникает вопрос об оплате трудозатрат нотариуса. Ведь перед регистрацией права собственности мы должны осуществить полноценную проверку в Реестре по многочисленным параметрам запросов. А за эти действия, то есть за  поиск информации, как говорилось выше, взимается плата с нотариусов, как с пользователей Реестра. Кто ее будет вносить? При этом, для нас увеличится время регистрации договора. Если сейчас она занимает минут десять, то регистрация права собственности в новом Госреестре будет занимать от получаса до часа. 

- Проведение первичной технической инвентаризации останется обязательным, все последующие – по желанию сторон, осуществляющих сделку купли-продажи недвижимости. Означает ли это, что без первичной техинвентаризации нотариус не сможет оформить право собственности?

До вступления в силу новых законодательных норм, мы получаем выписку из БТИ из Госреестра прав собственности на недвижимое имущество. Кроме того, что нотариусы видели в этом документе, кто является собственником, также там были прописаны технические характеристики объекта недвижимости. При этом, в этих документах было зафиксировано, проводились ли собственником перепланировки, был ли засвидетельствован факт самовольного строительства. При наличии такой записи в выписке были определенные трудности с оформлением сделки. Если был факт самовольного строительства, гражданину необходимо было предоставлять нотариусу в качестве дополнительного документа соответствующее разрешение органов местного самоуправления на такое строительство. Если же проводились перепланировки, и это было отражено в выписке БТИ, то мы вообще ничего не могли оформлять до тех пор, пока они не будут узаконены. Сейчас же совершенно неясно, как мы будем оформлять сделку. То есть, нам по новой процедуре не будут приносить из БТИ выписку из Госреестра. Нотариусы должны будут сами получать эту информацию. Фактически, это означает, что оформляя право собственности, мы не будем видеть технические характеристики объекта, либо увидим характеристики первичной инвентаризации. А если вторичная инвентаризация проводится по желанию сторон, то существует вероятность того, что ее вообще проводить не будут. Таким образом, информация о перепланировках нигде не будет фиксироваться, и этот процесс никем не будет контролироваться. Если же была проведена первичная инвентаризация и данные ее будут отражены в техпаспорте объекта, - нам его предоставят. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Какие у этого документа степени защиты? Никаких! Имеется ввиду, что при желании его легко подделать. Когда мы получали выписку из Реестра, на документе, прежде всего, был указан номер бланка, стояла голограмма. То есть, были степени защиты, которые бы нам позволяли не усомниться в подлинности этого документа. Сейчас выписку мы получаем сами, техпаспорт – нам приносят без степеней защиты. 

- Расскажите подробнее о новой процедуре регистрации права собственности. Какие документы необходимо будет предоставить нотариусу? Что изменится для граждан?

Ранее регистрация проходила в два этапа. Первый – это регистрация договора купли-продажи у нотариуса, второй этап – регистрация права собственности в БТИ. Иными словами, первый этап происходил в день осуществления сделки в офисе нотариуса, а за регистрацией права собственности граждане направлялись в БТИ, и на это уходило немало времени - от нескольких дней до нескольких недель. Как же будет с 1 января 2013 года? Для нотариусов открытым остается вопрос: будем ли мы проводить первый этап – регистрацию договора? Потому что, как мы понимаем, с 1 января не будут функционировать  Реестры сделок, а также ограничений и ипотек. То есть, в этой процедуре пока остается не ясным, упразднят ли этап регистрации договора, либо он будет дублировать ныне существующую ситуацию. Но это вопросы, касающиеся деятельности нотариусов и, скорее всего, они усложнят нашу работу. А вот для населения процедура регистрации права собственности упростится. То есть, для граждан, которые будут обращаться к нотариусу, эта процедура будет более рациональной. В частности, сразу в момент заключения сделки граждане будут получать и выписку про регистрацию сделки, и также выписку про регистрацию права собственности. Единственное, на полчаса дольше гражданам необходимо будет подождать в офисе нотариуса, но им уже не нужно будет идти в БТИ, сдавать документы на регистрацию и еще две недели ожидать их получения. 

 Лариса Чорноног

- Как изменится работа нотариусов после передачи им полномочий госрегистраторов?

Ну, во-первых, увеличится нагрузка на нотариуса. Ведь с передачей полномочий передается и ответственность за правильность внесения данных в Реестр, и за  качественный поиск данных в нем. Нотариус будет не только регистрировать право собственности, но и фиксировать в Госреестре перечень документов, на основании которых это право возникло, и которые нам подают граждане перед сделкой. Также мы формируем специальную справку, что мы эти документы под проведение сделки приняли. Помимо того, в Реестре заложена функция занесения сканокопий правоустанавливающих документов, техпаспортов объектов. Но пока не совсем понятно, как эта трудоемкая процедура будет реализовываться в действительности,  ведь формирование  сканокопий и занесение их в Реестр – необязательные для заполнения нотариусом поля. 

- Смогут ли нотариусы самостоятельно направлять какие-либо запросы в БТИ, для получения информации об объекте или его собственниках?

О том, что мы будем отправлять какие-либо запросы в БТИ речи пока не идет. Но технически это осуществимо. Вопрос только в том, когда они нам ответят. Приведу пример для понимания. Когда, при оформлении наследственных прав, нотариус делает запрос в БТИ по поводу имущества собственника (наследодателя), гражданину (наследнику) требуется около месяца на то, чтобы с нашим запросом пойти в БТИ, заказать, оплатить, получить и принести нам все необходимые документы для оформления. Если действовать по такой схеме, это фактически означает, что гражданину нужно будет перед сделкой взять у нотариуса запрос и опять идти в БТИ. Оттуда он опять же принесет техпаспорт без каких-либо степеней защиты.

 Лариса Чорноног

- То есть, возникает ситуация при которой нотариусу будет сложно проверить подлинность предоставляемых гражданами для регистрации документов?

Тут важно подчеркнуть, что подлинность правоустанавливающих документов проверить не сложно, когда у них есть определенные степени защиты – специальный бланк,  серийный номер, голограмма. С документами без таких степеней защиты возникают проблемы. Тогда мы вспоминаем наши познания в криминалистике. Ведь существуют первичные признаки, по которым нотариус может проверить подлинность документа, например, по оттиску печати, подписи и другим параметрам. Как проверить на подлинность техпаспорт, который не имеет степеней защиты, изготовлен на нескольких непрошитых листах, как проверить технические характеристики, в нем изложенные и быть уверенным, что листы с характеристиками не подменили на каком-то этапе? Раньше нотариусом сопоставлялись данные из техпаспорта, изготовленного БТИ, с данными из выписки из реестра, изготовленного тем же БТИ. То есть, одна организация изготавливала оба документа, один из которых со всеми необходимыми степенями защиты, что давало возможность нотариусам доверять предоставленным данным. Теперь, возможно, это станет проблемой.

- Расскажите, какие курсы посещают нотариусы для того, чтобы ознакомиться с полномочиями госрегистраторов и получить доступ к Реестру?

Все нотариусы в обязательном порядке планово проходят обучение в информационном центре Министерства юстиции. Если этого не сделать, мы не сможем получить допуск к пользованию Реестрами. По окончании обучения мы сдаем тесты. Обучение длится два дня. Также предусматривается изготовление нотариусам дополнительных печатей госрегистраторов.

- Как новое законодательство повлияет на оформление ипотеки?

Как происходит оформление ипотеки сейчас: банк дает заемщику кредит, он за кредитные деньги покупает обьект недвижимости, и тут же передает его в ипотеку (в залог) банку. Но право  собственности за новым владельцем пока еще не зарегистрировано. Потому что для того, чтобы его зарегистрировать, необходимо с договором купли-продажи пойти в БТИ и зарегистрировать право собственности. То есть, возникает коллизия, при которой банк фактически берет в ипотеку квартиру, право собственности на которую еще не зарегистрировано за (новым владельцем) кредитором. А это серьезные риски как для банка, так и для покупателя. Теперь, начиная с 2013 года, если вы покупаете квартиру в ипотеку, право собственности покупателю можно будет оформить в день осуществления сделки. И квартира, передаваемая в ипотеку (залог) банку, уже зарегистрирована за новим владельцем на момент заключения ипотечного договора. Все это делается в один день. Риски существенно снижаются. Все от этого только выигрывают.

- Советуете ли вы своим клиентам провести сделки и оформить право собственности на недвижимость до конца текущего года?

Советую. Но многие рассуждают так: мы лучше подождем следующего года, чтобы не стоять сейчас в БТИ в очередях. Зачем ходить по трем инстанциям, если можно будет придти к одному нотариусу.

Беседовала: Мария Цатурян; Александр Гаврилюк

Реклама: Для того, чтоб выехать на автомобиле за границу, если вы не владелец, вам нужна генеральная доверенность украина. На сайте http://www.notarius-kyiv.com.ua вы сможете ее сделать без проблем. Заходите на сайт и смотрите стоимость.

 
Комментарии (1)
Михаил3
10 декабря 2012 г. 11:19
Обучение длится два дня. Смешно, да. Два дня учат кнопочки тыкать и учат списки документов. При этом, ни один из этих учителей даже не представляет, как вообще будет выглядеть процедура после НГ