ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Что децентрализация даст ОТГ
300 тысяч не прошедших идентификацию переселенцев не будут получать пенсию
В Украине будут запрещены сплошные рубки леса в Карпатах
Часть пенсионеров не сможет получить выплаты на карту
В Украине с 2015 года идет процесс децентрализации. Первые объединены территориальные общины были созданы именно 2015 года. Уже через год их количество выросло вдвое
Государство стимулирует ускорение реформы консультативно и финансово. Создаются центры развития местного самоуправления, а лишь субвенции на развитие инфраструктуры общин за эти годы было выделено несколько миллиардов гривен.
Эти средства направили на обновление и строительство дорог, школ, детских садов, учреждений здравоохранения, центров предоставления административных услуг, на освещение улиц, приобретение специализированной техники для коммунальных нужд и тому подобное. Определять приоритетность расходов может сама община.
В этих условиях добровольно объединены территориальные общины имеют все возможности и ресурсы для полноценного функционирования и развития. Они берут на себя полную ответственность за все сферы жизни на собственных территориях. Именно это является показателем успешной и целесообразной деятельности ОТГ.
При добросовестного выполнения обязательств, повышается эффективность использования бюджетных средств, а это - прямой и правильный путь к стабилизации социально-экономической ситуации во всей стране.
Согласно среднесрочного плана приоритетных действий правительства, уже в 2020 году реформа децентрализации завершится. К этому времени местные советы базового уровня должны быть на 100% объединены в состоянии территориальные общины, и произойдет полный и бесповоротный перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и государственными органами исполнительной власти. К большому сожалению, на примере двух вновь объединенных территориальных общинах в Киевской области, а именно Узинского и Фурсовской данного перераспределения полномочий еще не произошло и мы, как общественные активисты, контролирующие расходы из бюджетов обеспокоены непонятным расходованием средств налогоплательщиков на оплату труда чиновникам, чьи должности до сих пор не реформированы, а то есть не сокращены в пропорциональной зависимости от уменьшения нагрузки, я имею в виду чиновников Белоцерковской районной государственной администрации и район ой совета.
Однако не только это не гладко на пути децентрализации. Есть немало других камней для преткновения. Определенным образом они возникают из-за отсутствия базовых составляющих закона "Об административно-территориальном устройстве Украины", который бы прописывал основы государственной политики в этой сфере, конструкцию нового административно-территориального устройства, а также указывал бы на одинаковые критерии к административно-территориальных единиц всех уровней.
Также в процессе децентрализации существует ряд нерешенных проблем, которые создают риски для успешной реализации реформы.
В первую очередь это - создание объединенных территориальных общин обычно не имеет поддержки со стороны широких слоев населения, ведь люди не понимают сам процесс децентрализации, а также сталкивается с сопротивлением со стороны районных администраций и местных советов.
Они препятствуют образованию ОТГ из-за страха потерять рабочие места и возможности, потому что процесс их создания сопровождается переформатированием органов власти и изменениями в управлении в пользу общин.
Во-вторых, быстрое увеличение количества ОТГ без пропорционального увеличения объема субвенции на развитие инфраструктуры снижает мотивацию общин к объединению и их возможности социально-экономического развития.
Если в 2016 году государственная субвенция на инфраструктуру общин составила 1 млрд гривен и была распределена между бюджетами 159-ти ОТГ пропорционально площади общины и количества сельского населения, то в 2017 году объем субвенции был предусмотрен в размере 1,5 миллиарда.
При этом финансирование из общего фонда Государственного бюджета составляет лишь 0,5 миллиарда, а остальные 1 млрд - из специального фонда. Эти средства распределят уже между 366-ю ОТГ, так что каждая община получила меньше средств, чем в прошлом году, вдумайтесь в эти цифры на ряду с падением гривны и состоянием общин в целом.
Поэтому государству следует пересмотреть вопрос стабильного обеспечения финансовой поддержки добровольного объединения территориальных общин. А активистам на местах следует усилить усилия по созданию ОТГ и контроля за их созданием.
В-третьих, на сегодня не урегулирован вопрос распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в целом, а также функций и полномочий между местными советами ОТГ и районными государственными администрациями и районными советами.
В рамках реформы необходимо четко определить полномочия, которые остаются за райгосадминистрацией и райсоветом, пересмотреть численность и соответственно расходы на содержание их аппаратов, я уже останавливался выше по этой проблеме по ОТГ Узинского и Фусивськои.
Четвертое. В образованных объединенных территориальных общинах нет надлежащих подготовленных рабочих кадров и наблюдается низкая квалификация служащих местного самоуправления для выполнения новых функций. Это приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов территориальных общин, несостоятельности освоить средства государственных субвенций на развитие, что приводит к нерациональному использованию средств.
Органы местного самоуправления, как правило, не готовы к внедрению стратегического планирования и программирования развития общин. Решением этой проблемы могло бы стать введение действенных программ повышения квалификации служащих местного самоуправления и предоставления им необходимой консультативной и методической помощи со стороны органов исполнительной власти.
И наконец пятое. Учитывая высокие риски коррупционных действий по использованию бюджетных средств, актуальным является вопрос внедрения механизмов контроля за деятельностью органов местного самоуправления, как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности.
В условиях бюджетной децентрализации потребность осуществления надлежащего контроля за работой органов власти различных уровней при планировании и выполнении ими бюджетов, управлении и использовании финансовых ресурсов.
Для решения этой проблемы нужно:
- обеспечить эффективный предварительный и текущий госфинконтроля за их деятельностью;
- наладить максимально прозрачную деятельность местных органов власти и ее контроль со стороны общественности.
Однако несмотря на все система власти, которой страна жила еще три года назад, осталась историей. Теперь именно от нас с вами зависит, реализует она свой потенциал, и как жить Украинская так называемая провинция, и является центром нашего Украинского государства.