ГлавнаяВыбор редакцииЧто скрывает НКРЭ: преступление или простую халатность?

Что скрывает НКРЭ: преступление или простую халатность?

Учитывая, что вопрос тарифов на жилищно-коммунальные услуги беспокоят не только жителей г. Кировоград, и подобная ситуация могла сложиться в других регионах, ИА «Украина Коммунальная» обратилось 30.08.2011 письмами к НКРЭ с просьбой предоставить обоснованные объяснения относительно того, как предпри

Учитывая, что вопрос тарифов на жилищно-коммунальные услуги беспокоят не только жителей г. Кировоград, и подобная ситуация могла сложиться в других регионах, ИА «Украина Коммунальная» обратилось 30.08.2011 письмами к НКРЭ с просьбой предоставить обоснованные объяснения относительно того, как предприятию, которое не получало лицензию в НКРЭ, были этой же Комиссией утверждены тарифы на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, с прямым нарушением статьи 6 Закона Украины «О государственном регулировании на рынке коммунальных услуг».

Кроме того, ИА «Украина Коммунальная» направило в НКРЭ также другой запрос, с просьбой предоставить перечень предприятий-лицензиатов, действующих на рынке централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения, лицензии которым выдали центральные органы исполнительной власти (Минжилкоммунхоз и НКРЭ), и перечень предприятий, которым были утверждены тарифы на эти услуги.

Доступ к такой информации нам гарантирован Законом Украины «О доступе к публичной информации». Кроме того, статья 20 этого Закона предусматривает, что распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса. Запросы от нашего агентства НКРЭ получило 02.09.2011 года (вх. № 340/41-11 и 350/41-11).

Необходимо отдать должное работникам НКРЭ, ответы мы получили в установленные законодательством сроки, а вот по их сути ...

В дальнейшем эта история набрала признаков исторического анекдота времен царствования Павла I о поручике Киже - несуществующего офицера, который появился в документах из-за ошибки писаря, но, тем не менее, несколько раз был повышен в должности императорским указом. В последнем приказе о повышении в должности император написал: «Вызвать ко мне». Бросившись искать полковника, военное руководство его не нашло. Только изучив все документы, удалось дойти до самого первого приказа, содержащего ошибку, и понять, в чем дело. Однако сообщить императору об истинном положении дел никто не решился. Вместо этого подчиненные доложили, что полковник Киже внезапно умер, через что прибыть на аудиенцию не может. Император вздохнул и сказал: - «Жаль, хороший был офицер».

«Поручиком Киже» иногда иронично именуют ситуацию, когда мелкая, нелепая ошибка приводит к масштабным последствиям, либо несуществующий объект, мифическую фигуру, которая из-за ошибки, недоразумения или случайного совпадения была сочтена реальной.

К сожалению, именно это, по нашему мнению, произошло и с государственным регулятором. Наиболее вопиющий, на наш взгляд, факт установления тарифов для потребителей питьевой воды многотысячного города Кировоград, кажется, «удивил» и самих работников НКРЭ, так как разъяснения нам было обещано предоставить дополнительно в соответствии с требованиями действующего законодательства.

А вот списки лицензиатов и предприятий, которым НКРЭ утвердило тарифы, оказались для нас абсолютно предсказуемыми. Ответ был в стиле - «взаимное понимание требует взаимного обмана».

Обидно, что на нашу просьбу предоставить список только тех предприятий, которым лицензии выдавались центральными органами исполнительной власти (МинЖКХ и НКРЭ), НКРЭ предоставило перечень, который назывался слишком громко: «Перечень субъектов хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и (или) водоотведения, имеющие соответствующие лицензии Минжилкоммунхоза, НКРЭ и ОГА (подлежат государственному регулированию НКРЭ) ». А вот относительно тепловиков, то НКРЭ ограничилось лишь Перечнем тех, кому утверждены тарифы, за что мы им искренне благодарны.

То есть, судя по названию Перечня, это должны быть все лицензиаты, а вот судя по полученному списку, - это только те, кто получил лицензии в центральных органах исполнительной власти. Задумавшись, что же заставило исполнителей из НКРЭ дать такое название Перечня, смешать полномочия органов лицензирования всех уровней (лицензии предприятиям с небольшими объемами выдаются областными государственными администрациями) вместе, мы не поленились, и очень просто проверили полученную информацию. Перечни лицензиатов мы нашли на сайте госрегулятора - с юридическими адресами, лицензиями и сроками их действия (http://www.nerc.gov.ua/control/uk/publish).

Сверив эти два списка, можно констатировать лишь одно - «плавают разными стилями, тонут - одним».

Кроме вышеупомянутого предприятия, вопрос законности утверждения тарифов возникает относительно КП «Дрогобычводоканал», ООО «ТАУН СЕРВИС» (г. Луганск), КП «Никопольское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» - и это только на рынке централизованного водоснабжения. А что касается такой «золотой», но крайне необходимой услуги как тепло, то не нашли среди лицензиатов (ни Минжилкоммунхоза, ни НКРЭ) такие предприятия: ГКП «Золочиевтеплоенерго», КП «Моршинтеплоенерго», КП «Бродытеплоенерго» - Львовская обл. , КП «Южтеплокоммуненерго» - Одесская обл. КПТГ «Гадячтеплоенерго» - Полтавская обл., КП «Ромникоммунтепло» - Сумская обл., а вот в списках предприятий с утвержденными тарифами они есть.

В данной ситуации удивляет «большое желание» госрегулятора «навести порядок» в тарифообразовании, о котором так долго нам рассказывали чуть ли не все, имеющие хоть какое-то отношение к ЖКХ и небольшую трибуну для своих выступлений. В ряде законов Украины, постановлениях Кабинета Министров Украины, Лицензионных условиях четко разграничены полномочия центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере.

Удивляет даже не то, что на основании этих утвержденных тарифов, были приняты решения местных советов (или исполнительных комитетов) о введении этих тарифов с вот-такого то числа. Удивляет другое, что эта вертикаль, родившая один раз нарушения с самого верха, превратилась в круг, так как эти же предприятия обращаются за дотацией на покрытие разницы в тарифах из госбюджета, и что самое интересное - государство возмещает.

Извините, но таким образом государство дважды погружается в наш с вами карман. Первый раз - когда мы платим с вами за услуги по тарифам, которые утверждены с нарушением законодательства, а второй - когда из наших с вами налогов, идущих в государственную казну, дают деньги, чтобы покрыть то, что и так нарушено.

Вот только обидно, что того «писаря» из истории о поручике Киже не привлекут к ответственности, так как НКРЭ - это коллегиальный орган, местный совет - тоже, и ответственность - коллегиальная, то есть - никакая. Вот за чью судьбу стоит волноваться, это за судьбу директора предприятия, ведь никто еще не отменял «звездопад» на погоны правоохранительных органов к государственным торжествам.

В течение последних двух-трех лет мы слышали, что основные проблемы кроются в том, что тарифы утверждались с нарушением законодательства на местах. То есть, с момента передачи этих функций на государственный уровень, этот процесс должен стать более прозрачным, доступным и по крайней мере в пределах правового поля. Вот только есть подозрения, что все те «поручики» с НКРЭ пойдут на работу в новосозданный регулятор - Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг, а следовательно анекдот времен императора Павла I будет еще долго актуален.

Чтобы сохранить объективность в данной ситуации, мы обещаем предоставить место на информационном портале представителям НКРЭ, для того, чтобы опровергнуть или хотя бы прояснить ситуацию относительно поднятых вопросов. Как ни прискорбно, но в бюрократической машине, и не только нашей страны, остается принцип, согласно которому не важно уметь хорошо работать, важно уметь хорошо доложить.

PS: Также, принимая во внимание ответ НКРЭ, редакция ИА «Украина Коммунальная» обратится в Генеральную прокуратуру Украины и Администрацию Президента.

Татьяна Ларина, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 
Комментарии (0)