Что делать, когда коллектор атакует

Даже если вы уверены, что никому ничего не должны, что все ваши коммунальные счета оплачены, обещания выполнены, это не исключает того, что однажды к вам постучится или позвонит человек, специализирующийся на взимании долгов. Обычно наша первая реакция на обращение представителя коллекторской компан

Даже если вы уверены, что никому ничего не должны, что все ваши коммунальные счета оплачены, обещания выполнены, это не исключает того, что однажды к вам постучится или позвонит человек, специализирующийся на взимании долгов.

Обычно наша первая реакция на обращение представителя коллекторской компании – это неприязнь, а иногда даже праведный гнев. А зря.

«У многих украинцев на уровне стереотипов сложилось ложное представление о работе коллекторских компаний, - отмечает Ашот Арутюнян, директор по развитию бизнеса Credit Collection Group. – Но задача коллектора не заключается в том, чтобы обмануть, навредить, унизить. Его задача – помочь человеку выпутаться из сложной финансовой ситуации, поправить свои дела, суметь вернуть долг, то есть выполнить свои финансовые обязательства».

В идеале, коллекторские компании, если мы, конечно, не говорим о мошенниках, выдающих себя за коллекторов, не заинтересованы в том, чтобы нарушать законы. Хотя, некуда правды деть, представляя интересы клиента и преследуя собственные выгоды, коллекторы иногда действуют достаточно жестко.

Ситуация усугубляется прежде всего тем, что деятельность коллекторов не регламентируется каким-либо специальным законодательным актом. КВЭД (классификатор видов экономической деятельности) такого вида деятельности не предусматривает, поэтому коллекторские компании обозначают свою деятельность как юридические или информационные услуги. Однако это не означает, что работа коллекторов незаконна. В целом они руководствуются Конституцией Украины, Гражданским кодексом, Хозяйственным кодексом, ЗУ «О банках и банковской деятельности» (в случае сотрудничества с банковскими и финансовыми учреждениями), а также другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими, к примеру, сделки цессии или факторинга.
В общении с коллекторов важно настроить себя на дружественный лад, а еще важнее четко понимать, когда коллекторы действуют в рамках закона и когда они закон все же нарушают.

Чего коллекторы делать не должны

При возникновении проблем, связанных с работой коллекторских компаний, отмечает Анна Бойко, ведущий юрист Адвокатской компании «Прайм», необходимо в первую очередь проанализировать методы их работы. Некоторые поступают вполне адекватно: покупают долг, уведомляют в письменном виде о смене кредитора по вашему обязательству, потом направляю претензию либо сразу иск в суд.

Что касается методов работы не совсем порядочных коллекторских компаний, действия развиваются по следующей схеме: навязчивое установление первоначального контакта с должником посредством постоянных телефонных звонков, выяснения позиций и намерений должника относительно своего долга, а также рассылки писем-уведомлений, SMS-сообщений, e-mail-писем с напоминанием о наличии долга и необходимости его погашения. Если это не дает желаемых результатов – могут использовать и другие рычаги воздействия. Один разговор с начальником, коллегами, друзьями, родственниками, соседями могут возыметь больший эффект, чем несколько переговоров с неплательщиком непосредственно. Часто могут беспокоить совсем в «нерабочее время», например, приходить домой к должнику, скажем, в 04:00 утра, взламывать почтовые и электронные ящики и прочее.

Исходя из анализа общих положений административного, гражданского и уголовного законодательства Украины, по словам Андрея Осадчего, юридического консультанта по вопросам предприятий ЖКГ, можно выделить ряд действий, которые коллекторским компаниям, как и всем другим физическим и юридическим лицам в Украине, совершать запрещено:

• осуществлять телефонные звонки и личные визиты с 22.00 до 7.00 (в противном случае это можно квалифицировать как хулиганство);

• осуществлять согласованные заранее встречи и переговоры с должником;

• угрожать жизни, здоровью и имуществу должника и/или членам его семьи;

• применять меры, нарушающие честь и достоинство, деловую репутацию и другие неимущественные права должников;

• нарушать общественный порядок и спокойствие;

• предоставлять должнику неправдивую информацию относительно его задолженности, в том числе завышать сумму долга;

• вести диалог с должником от имени суда, прокуратуры, милиции, других правоохранительных органов;

• распространять конфиденциальную информацию о должнике, сумму его долга третьим лицам;

• осуществлять другие действия, которые противоречат действующему законодательству Украины.

Такие действия противоречат Конституции Украины, нарушая гарантии тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также противоречат невмешательству в личную и семейную жизнь должника.

Как вести себя с коллектором

Специалисты советуют запомнить ряд несложных правил, которые помогут вам избежать длительных неприятных взаимоотношений с коллекторскими компаниями.

Вы все же должник. Если претензии, предъявляемые вам кредитором, обоснованы и вы с ними согласны, нужно совместно с коллекторской компанией попытаться найти выход из сложившейся ситуации. Поверьте, это в их интересах.
Совсем другое дело, если долги не ваши, если вы не знакомы или не согласны с претензиями кредитора...

Если вам звонят. В случае, если вам позвонили и заявили о претензиях по договору - настаивайте на том, что такой сложный вопрос невозможно решить в телефонном разговоре, советует Андрей Осадчий. Договаривайтесь о времени и месте встречи с представителями коллекторской фирмы и, на всякий случай, посетите ближайший абонентский пункт, чтобы сверить начисления за коммунальные услуги. В случае неоднократных напоминаний или преследований приводите нормы статей 127 («Истязание») и 335 УК («Принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств»). Если же звонки и угрозы продолжаются, и вы решили подать жалобу в милицию на противоправные действия компании, то позаботьтесь о присутствии свидетелей при разговоре.

Если к вам стучатся в дверь. Не пускайте коллекторов в помещение (рабочее или домашнее). В соответствии со ст. 30 Конституции Украины не допускается проникновение в жилье или другое владение лица, проведение в нем осмотра или обыска, кроме как по мотивированному решению суда.

Если вы все же встретились. Проверьте полномочия коллектора. Проверять нужно как человека (в документе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность и название компании), так и объем его конкретных полномочий (вести переговоры, получать средства, имущество и т. д.). Предпринимателям следует требовать копии лицензий Госфинуслуг на проведение факторинга.
Когда появляются документы. Специалисты советуют не подписывать никаких документов, даже если они, по словам коллекторов, «чисто формальные». Следует настаивать на том, что вам нужно ознакомиться с вопросом подробнее, и впоследствии вы пришлете аргументированный ответ. Письменный способ общения с коллекторами - лучший для должника. Не стоит передавать коллекторам документы на принадлежащее вам имущество или любые другие документы.

Куда бежать, куда звонить
В нашей стране если нельзя, но очень хочется, то можно. И, к сожалению, некоторые недобросовестные сотрудники коллекторских компаний иногда руководствуются именно этим лозунгом при взыскании долгов, нарушая при этом, как минимум, права человека.

Куда же нужно обращаться, если вы усмотрели в действии коллекторской компании нарушение ваших прав?

В случае незаконных действий коллекторов необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы – прокуратуру, органы внутренних дел, - советует Александр Марков, юрист ЮК «Тарасов и партнеры». - Решение по заявлению должно быть принято в течение трех, а при необходимости проверки (т.е. почти всегда) – в течение десяти дней.

При подаче жалобы ли иска ваша позиция должна быть четко сформулирована и грамотно аргументирована, так как если суд еще и рассмотрит исковое заявление, то правоохранительные органы уголовные дела обычно возбуждать не спешат.

Другой вариант, обратиться в общественные организации. Например, эффективно работает «жалобщик» Ассоциации Коллекторского Бизнеса Украины. Там обрабатывают 100 % поступивших жалоб, при этом без церемоний привлекают правоохранительные органы, если жалоба обоснованна.

Более того, в Украине начали появляться специальные антиколлекторские компании, которые за определенное вознаграждение предоставляют должникам помощь в борьбе с коллекторскими компаниями. Их деятельность пока не очень развита и обычно ограничивается помощью правового характера.

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Чтобы техника работала эффективно, ее подключают к сети, то есть иными словами работает от электричества. Но существует и другой способ – батареи и аккумуляторы. Гелевые аккумуляторы для солнечных батарей - это один из важных моментов для получения электричества. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте ecoenergie.com.ua.

 
Комментарии (0)