Прошлый год для отрасли жилищно-коммунального хозяйства Украины прошел под лозунгом энергоэффективности. Главными достижениями в этой сфере, по словам Вице-премьер-министра – Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Зубко, на конец года стали: привлечение инвестиций в болем чем 1 млрд грн на приобретение «негазовых» котлов и утепление жилья, повышение уровня оснащенности многоквартирных домов счетчиками тепловой энергии с 32% до 51% и согласование Верховной Радой законопроектов о энергосервисных компаниях (Законы №328-VIII, №327-VIII) и особенности осуществления права собственности в многоквартирном доме (Закон №417-VIII). Существенным минусом – отсутствие специального законодательства (базовый законопроект «Об энергетической эффективности зданий» парламентарии «зарезали» на этапе рассмотрения 13 января). Что в таких условиях ждет Украину в будущем, каковы дальнейшие перспективы развития энергоэффективности? – «Украина Коммунальная» пообщалась по этому поводу с экспертами компании Данфосс Андреем Берестяном и Виктором Пырковым.
- Одним из важных обязательств Украины как полноправного члена Энергетического сообщества является повышение энергетической эффективности зданий. Как известно, сейчас в стране отсутствует специальное законодательство в этой сфере – в начале года парламентарии благополучно «зарезали» правительственный проект Закона «Об энергетической эффективности зданий» и до сих пор Кабмином ничего не предложено взамен. Насколько уместно при таких условиях говорить о перспективах энергоэффективного дома в Украине и есть ли они вообще?
Берестян Андрей:
У начала процесса термомодернизации есть три составляющие. Первое: государство должно понимать, куда оно будет развиваться, т.е. что за чем будем делать, так называемая государственная политика, которая должна была быть прописана в Законе «О энергетической эффективности строений». Вторая составляющая – нормативная, т.е. все действия должны соответствовать нормам и стандартам: ДСН, директивы. Эта часть уже готова, она есть. Третья составляющая – финансовая, т.е. стимул, чтобы это делать. На сегодняшний день в государстве уже есть вторая и третья составляющая, но отсутствует самая главная – первая, нет полной государственной политики. Но, несмотря на отсутствие первой составляющей, собственник даже сейчас может самостоятельно принимать решение и проводить термомодернизацию своего жилья. Для того, чтобы убрать в своем дворе или заменить окна, совсем не нужно государство.
Пырков Виктор:
Если говорить об обязательствах Украины как члена Энергетического сообщества, на сегодняшний день есть три Директивы ЕС 30, 31 и 27. И если говорить об энергоэфективности, то это комплекс решений по всем трем Директивам. Нужно сказать, что этот комплекс Директив не очень хорошо решается не только в нашей стране, но и в самом ЕС. Кое-что, о чем говорил Андрей, в нашей стране уже сделано. В большей степени работа проведена по 31 Директиве, в которой говорится, что все мы должны говорить на одном языке энергоэфективности. Многие не понимают само понятие энергоэфективности. Для одних это понятия «энергосбережение» и «энергоэфективность» одно и то же. Хочу пояснить, что «энергосбережение» - это объем, который вы сэкономили, «энергоэфективность» - энергия на входе и выходе, вы делите одно на второе и получаете энергоэфективность, грубо говоря, коэффициент полезного действия.
Т.е. мы занимаемся улучшением энергоэфективности, улучшением КПД теплопунктов, инженерных систем, зданий в целом, генерирования и т.д. В соответствии с 31й Директивой 1-го января 2016 года Украина переходит на один общий язык, методики есть, стандарт принят.
Я уже говорил, что есть проблемы в комплексном решении – энергоаудит. Основная задача закона «О энергетической эффективности строений» узаконить энергетический аудит. Сегодня сложилась ситуация, что после выделения средств и проведения ряда мероприятий, направленных на энергоэфективность нет инструмента и органа их проверки. Инспекций нет. Штрафовать в случаи нарушений – некому. А эти требования прописаны в 31 и 27 Директивах.
Резюмируя, можно сказать, что многое уже сделано: как правильно построить, как правильно посчитать энергоэфективность, как правильно посчитать окупаемость – мы знаем, но как проверить, как наказать в случаи нарушения и кто это должен сделать – это не определено.
- В апреле Верховной Радой было принято два взаимосвязанных Законы (№328-VIII, №327 - VIII), которые допускают к украинской сфере энергоэффективности инвесторов. Эксперты отрасли в эйфории, мол, это даст возможность создать реальный финансово-экономический механизм, благодаря которому может быть развернута массовая термомодернизация существующих зданий бюджетных организаций, а в перспективе и всего жилого фонда. Как по вашему мнению, будут ли инвесторы вкладывать свои средства в эту сферу?
Берестян Андрей:
Закон был принят весной этого года. Прошло уже достаточно времени, но инвесторов нет. С моей точки зрения, это не закон плохой, отсутствие инвесторов связано с общеполитической нестабильностью. Пока инвестиционный климат будет непривлекательным, никто из инвесторов занимающихся моделью ЭСКО не будет «заходить» в Украину. Законодательное поле есть, но риски очень высоки. Пути решения два: либо инвестировать свои собственные деньги, либо ждать улучшения инвестиционного климата в стране. Желающих инвестировать много, но риски высоки и это главный тормоз для того, чтобы этот закон работал. Что касается ОСМД, есть у меня сомнения, что закон сможет работать для них без государственной поддержки. Если все рассчитать, то на сегодня ОСМД более выгодно самим брать кредит и проводить термомодернизацию.
Пырков Виктор:
В Киеве есть пример инвестирования по модели ЭСКО в бюджетную сферу. В своей работе инвесторы столкнулись с дерегуляцией. Кроме того, что есть закон, есть еще много других подзаконных актов, нормативов и стандартов, которые противоречат друг другу, усложняют и затягивают по времени выполнение работ. Термомодернизация в понимании Минрегиона - это может быть только капитальное строительство, реконструкция или техническое переоборудование, т.е. один из видов строительных работ, который за собой тянет кучу разрешительных нормативных актов. Нормативные акты, как я уже говорил, между собой не согласованы, и решение данной проблемы лежит в плоскости Минрегиона. Минрегион должен быть инициатором сбора технических специалистов и юристов с разных госорганов. И чтобы они при совместной работе урегулировали, сократили, упростили существующие нормативные акты. Т.к. все, что связано с термомодернизацией на стадии согласования иногда дороже стоит, чем непосредственная работа по термомодернизации.
- Чего же не хватает Минрегиону для решения проблемы, о которой говорим: волевого решения, финансов, специалистов или просто нет желания?
Волевого решения Министра. На уровне Департамента решить этот вопрос не удается, к сожалению.
- Сегодня в Украине очень много разговоров об энергосбережении, действуют государственные механизмы поддержки энергоэффективности... Насколько прочная такая поддержка, и можно утверждать, что эти шаги, которые сейчас делает государство, в конечном приведут Украину к уменьшению энергозависимости?
Пырков Виктор:
По данным агентства «Госэнергоэфективности», программой в этом году воспользовалось только 173 ОСМД, т.е. речь идет о малом количестве зданий. Когда начинаем анализировать, почему такая низкая цифра, то понимаем, что люди напуганы страшным словом «кредит». Надеюсь, что агентство в этом году попытается применить схему ЭСКО для таких случаев, когда ОСМД не обращается в банк за кредитом на термомодернизацию жилья, а получает услуги через Управляющие Компании.
Берестян Андрей:
Общался с председателями ОСМД после получения первых платежек в этом отопительном сезоне. Могу сказать, что посмотрев на суммы за отопление, приходит понимание о необходимости термомодернизации через кредитование. Страх перед словом «кредит» существует, государству никто не доверяет, и банкам в том числе. Но те, кто считает, реально понимает, что нужно что-то делать. Деньги, заложенные в программу не государственные, это деньги международных фондов. На следующий 2016 год деньги есть. Будут ли эти деньги чрез год, под знаком вопроса. Т.е. сейчас есть буфер на следующий год, чтобы успеть сделать термомодернизацию.
- После повышения цен на газ и тарифов на коммунальные услуги украинцам начали активно предлагать различные способы сокращения потребления энергоресурсов, в частности речь об установке домовых и квартирных приборов учета, терморегуляторов, и тому подобное. Что делать тем, в чьих домах это технически не возможно?
Берестян Андрей:
Самое главное - нужен 100% учет всего, везде и желательно индивидуальный. Тогда есть прямая мотивация, находясь дома, принимать самостоятельно решение, то ли теплее одеться и прикрутить регулятор, таким образом, сэкономив на отоплении, то ли ходить налегке и платить больше.
Возможностей учета может быть несколько. Первое – общедомовой теплосчетчик, достаточный минимум, т.е. эта точка опоры, от которой можно дальше двигаться. Если есть счетчики на горячую и холодную воду и общедомовой теплосчетчик и баланс свести по дому, т.е технически нет никаких проблем.
Второе - индивидуальный поквартирный учет тепла. При горизонтальной разводке нет проблем в индивидуальном учете. Если есть техническая возможность, и вы ставите индивидуальный счетчик в квартире, в этом случаи вас совсем, не интересует, есть ли учет у соседей. Возникают сложности при вертикальной разводке, в таких случаях устанавливают распределители тепла. Но для правильного учета с использованием распределителей тепла необходима их установка не менее чем в 70% квартир. Данное решение нужно принимать на собрании ОСМД. Т.е. индивидуальный учет при вертикальной разводке технически возможен, но связан с организационными моментами. К сожалению, у нас в стране не представлены распределители тепла для старого жилого фонда. Но есть кампании, которые, несмотря на риски рассматривают возможность выхода на наш рынок с данным продуктом.
Беседовали Елена Бульбас
Не знаете, как весело и интересно провести День Рождения? В этом вам может помочь сценарий на день рождения. Вас ждет море положительных эмоций, никому не будет скучно.