Пинок реформам ЖКХ

За время своего правления чиновник добился того, что проблемы ЖКХ стали острополитической темой и популярной не только во дворах на лавочках, но и в ходе заседаний тогдашнего Кабинета Министров. Один из самых резонансных политиков «коммунального олимпа», отличающийся одновременно широтой

За время своего правления чиновник добился того, что проблемы ЖКХ стали острополитической темой и популярной не только во дворах на лавочках, но и в ходе заседаний тогдашнего Кабинета Министров. Один из самых резонансных политиков «коммунального олимпа», отличающийся одновременно широтой и категоричностью взглядов, примерил своих оппонентов и последователей в одном – и те, и другие считают его реформатором.

Жизнь вне ЖКХ

Пятидесятилетний винничанин Алексей Кучеренко свою карьеру начал еще в 1983 году с нестандартной для будущего главы МинЖКХ должности – научного сотрудника Института кибернетики АН УССР, затем работал директором компьютерного клуба. Знания в сфере ИТ-технологий и программирования получил в Киевском госуниверситете им. Т.Г. Шевченко, а управлять государственными структурами выучился позднее в 2001 году, закончив Украинскую академию госуправления при Президенте Украины, и даже получил в этой сфере научную степень. Знаковой ступенью в карьерной лестнице господина Кучеренко стала должность президента ОАО «Полтавский ГОК». В возрасте 35 лет он возглавил третье в стране предприятие по производству железорудного концентрата, которое является крупнейшим экспортером сырья в металлургии (85% экспорта), не имея должного опыта работы и образования...

Далее в трудовой биографии А. Кучеренко будут встречаться только руководящие должности крупных промышленных предприятий. А именно с 1997 года возглавлял правление ЗАО «Интергаз», которое участники рынка до сих пор связывают с холдингом экс-главы «Нафтогаз-Украины», экс-главы Госуправления делами Игорем Бакаем, а в 2002 году стал президентом холдинговой компании «АвтоКрАЗ», входящий в финансовую группу «Финансы и кредит» братьев Жеваго.

Но до руководства этой компанией, господин Кучеренко год (2000-2001 г.г.) занимал пост председателя Запорожской облгосадминистрации. Именно губернаторский период жизни А. Кучеренко в последствие станет поводом для множества слухов о лоббировании им интересов бизнесмена и народного депутата Константина Жеваго (БЮТ), а отчасти скандальная приватизация «АвтоКрАз» - основанием для добровольной отставки. Во время подготовки этого материала мы сознательно не просили господина Кучеренко подтвердить или опровергнуть эти слухи. Поскольку наиболее значимым из вышеперечисленного является тот факт, что возглавивший в феврале 2005 года Госкомитет по вопросам ЖКХ А. Кучеренко, стал фактически первым руководителем профильного ведомства, который имел за плечами не просто опыт работы в частных структурах, но и понимание правил игры крупного промышленного бизнеса. Именно поэтому его назначение на министерскую должность в коммунальной сфере было нетипичным для украинской политики – до сих пор к руководству отраслью ЖКХ допускались только бывшие мэры, чиновники облгосадминистраций, поднявшихся по партийной линии.

Долгая дорога к министерскому креслу

Впрочем, возглавить ведомство А.Кучеренко удалось не сразу. После расформирования по указу президента Виктора Ющенко Госкомитета и создания министерства, портфель достался его коллеге по фракции «Наша Украина-Народная Самооборона» Павлу Качуру. Позднее его сменил на этой должности Александр Попов в правительстве Виктора Януковича. За время их руководства профильным ведомством, господин Кучеренко стал народным депутатом, и занимал должность зампредседателя комитета Рады по вопросам ТЭК, ядерного политики и безопасности. Отказаться от депутатского мандата его заставило назначение на должность министра в конце 2007 года в правительстве Юлии Тимошенко. «Еще в 2005 году я выступал против создания отдельного министерства по вопросам ЖКХ. Я объяснял президенту Виктору Ющенко, что нельзя отделить жилищно-коммунальную политику от политики регионального развития и регулирования строительной отраслью. Я провел анализ, мы стали третьей страной после Белоруссии и Тринидат-и-Тобагго, где существует МинЖКХ. Однако я принял предложение и занял министерское кресло пару лет спустя», - вспоминает экс-министр.

Предметом широкой дискуссии всегда была склонность господина Кучеренко менять со временем свою точку зрения, позицию и убеждения. «Алексей Кучеренко как политик отличается тем, что может сегодня рьяно отстаивать одну позицию, а завтра публично признать неправоту и изменить свое мнение. Я часто слышу, как многие деятели в отрасли ругают его за это, обвиняя в непостоянстве и отсутствии четкой позиции. Особенно, представители нынешней власти, работающие или работавшие в нашем министерстве. Как его бывший подчиненный, скажу, что именно умение признать вовремя свою неправоту одно из качеств, которое в Алексее Кучеренко сочеталось с качествами жесткого, иногда деспотичного управленца, умеющего держать удар и следовать курсу», - рассказал корреспонденту ИА «Украина Коммунальная» руководитель одного из департаментов нынешнего Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, пожелавший остаться неизвестным.

Примечательно, что все, к кому мы обращались за комментариями для этой статьи, готовы были высказываться только анонимно...

Руки прочь от казны

Если сегодня задать вопрос любому игроку коммунального рынка или мэру: «Чем знаменит министр Алексей Кучеренко?», со стопроцентной вероятностью можно услышать следующий ответ. «Кучеренко сразу всем нам сказал – бюджет не резиновый, ищите деньги сами, привлекайте инвесторов, а министерство вам поможет создать условия. Денег в бюджете нет и не будет, а реформировать отрасль надо, - вспоминают в Ассоциации энергоэффективных городов Украины. «Мне сначала было безумно тяжело работать с мэрами и естественными монополистами, - вспоминает экс-министр. - Они все ко мне пришли и пожаловались на проблемы в своих регионах и резюмировали: «Дайте денег из бюджета!». Когда я сказал, что не надо рассчитывать на бюджет, и денег не будет – все были шокированы. Пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить им всем, что такое энергоэффективность, сокращение затрат и энергоемкости производства услуг, что надо искать инвестиции. В итоге - многие поняли и поддержали». Так за время руководства А.Кучеренко, МинЖКХ инициировало подписание кредитного договора со Всемирным банком на сумму $140 млн для финансирования реконструкции водоканалов и предприятий тепловой генерации. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития под госгарантии начал предоставлять кредиты водоканалам (20-25 млн евро – один займ), а тепловую модернизацию начало финансировать USAID. Министр Кучеренко также вел переговоры с международной компанией NEFCO о кредитовании проектов стоимостью до 350 тыс. евро под 3% годовых в бюджетной сфере, 6% -- в коммунальной, а МинЖКХ подготовило более 150 проектов по энергосбережению и сокращению выбросов котельных, теплокоммунэнерго, которые предлагалось финансировать за счет средств, вырученных от продажи части государственной углеродной квоты Японии.

Не рассчитывать на средства госбюджета министр призывал и представителей профильного комитета парламента во время подготовки проекта закона о проведении реформы ЖКХ до 2014 года. Корреспонденту ИА «Украина Коммунальная» эпохальное заседание комитета под руководством Владимира Рыбака, когда было принято решение вынести проект реформы в сессионных зал, запомнился тем, что присутствующий министр буквально поставил депутатов перед фактом: «Да хоть 50 млрд грн заложите на реформирование! Никто вам их не даст! Нет этих денег в бюджете. Я не уйду из комитета, пока вы не предложите реальную сумму и механизм привлечения капитала в отрасль».

Примечательно также, что искать инвестиции посредством аренды и концессии коммунальных предприятий, А. Кучеренко призывал одновременно с откровенной критикой этих механизмов. Тогда чиновник настаивал на изменении и усовершенствовании законодательной базы, заставляющих концессионеров и арендаторов выполнять условия договора. Министр не жалел проблемных концессионеров, активно подвергая их критике (тогда он называл Луганск, Бердянск, Кировоград, Ужгород как города, где существуют проблемы с концессией), при этом публично признавал, что сами компании, управляющие коммунальными предприятиями, в этом не виноваты.

Контроль и учет

Не менее резонансной была политика министра в отношении жилищного фонда и тарифообразования. Еще в июне 2008 года господин Кучеренко через инициативу в парламенте заявил о необходимости отменить мораторий на взимание пени и штрафов с бытовых потребителей, имеющих задолженность за услуги ЖКХ. Напомним, запрет действует с 1996 года. Когда это ему не удалось, А. Кучеренко пошел другим путем. Тогда МинЖКХ поставило население перед фактом, что действующие тарифы на услуги ЖКХ не покрывают затраты теплокоммунэнерго и водоканалов на их производство, соответственно лицензиаты не могут рассчитаться за энергоносители перед НАК «Нафтогазом» и облэнерго. Таким образом, началось легендарное шествие тарифной политики к экономически обоснованному уровню. При этом господин Кучеренко призывал предприятия вкладывать средства в модернизацию, обещая населению снижение стоимости коммунальных услуг по мере окупаемости инвестиций. Чиновник также призывал население к экономии ресурсов, проведению тепловой санации жилых зданий. Вместе с тем, для эффективной экономии ресурсов, министр призвал население установить поквартирные приборы учета, и обязал предприятия также считать количество отпускаемых тепла и воды.

За нежелание следовать намеченному курсу в МинЖКХ готовили «наказание» для нерадивых естественных монополистов – ужесточение лицензионных условий. Министр предложил лишать лицензии тех, кто не установил счетчик, не проводит модернизацию производства, завышает рентабельность. Последнюю министр предложил правительству ограничить на уровне 30%. «Наверное, нужно было проявить жесткость и действительно лишить пару предприятий лицензии. Потому что сейчас, чтобы не говорило министерство, все лицензиаты знают, что таких жестких мер не будет, а поэтому не стараются. Считаю это «минусом» как нынешнего руководства министерства, так и своей недоработкой», - заметил экс-министр.

Бороться с проблемами устаревшего жилфонда господин Кучеренко предложил населению собственными силами. Именно он впервые заявил о необходимости создания объединений собственников многоквартирных домов, которые бы забирали у коммунальных ЖЭКов здания на свой баланс и сами жильцы бы нанимали поставщиков услуг и финансировали ремонты. После принятия закона «Об ОСМД», инициатив по изменению Жилищного кодекса и, уже не будучи министром, господин Кучеренко заявил: «Массовая «ОСМДизация» – неправильно. Я сам заблуждался, считая, что нужно создавать как можно больше объединений, а сейчас понял, что нужно менять законодательство и, прежде всего, объяснять людям, какую они несут ответственность, взяв дом в управление», - сообщил президент Союза собственников жилья Украины А. Кучеренко.

Но сидя в министерском кресле, господин Кучеренко не дал расслабляться и ЖЭКам. Первый шаг к деполитизации деятельности коммунальных контор стало создание контролирующего органа Госинспекции по ЖКХ. «Тогда проверяя работу ЖЭКов, ГЖКИ реально боялись. Сейчас ее слили с архитектурной инспекцией, и она утратила свою суть, свое предназначение. Когда мы создали такой орган, только ленивый не обвинил меня в создании карательного органа, и в том, что я таким образом укрепляюсь во власти, стараясь контролировать работу предприятий территориальной общины и города», - жалуется господин Кучеренко. Но ГЖКИ была своеобразной подготовкой отрасли к созданию нового органа – регулятора на рынке тарифообразования и коммунальных услуг.

Однако, реализовать свое предложение министр не успел. После смены власти регулятор в виде Нацкомиссии создали уже в текущем году по указу президента Виктора Януковича.

А Кучеренко стал первым министром по вопросам ЖКХ, которому удалось заставить население свыкнуться с повышением тарифов в связи с необходимостью их экономического обоснования. Он показал предприятиям и местным органам власти, где и как искать другие источники финансирования. Очевидно, что его идеи и законодательные инициативы активно эксплуатирует и развивает нынешняя власть. Господин Кучеренко – единственным министр, которому удалось не просто выдержать обвинение со стороны ГлавКРУ в мае 2010 года в нецелевом использовании МинЖКХ 1,5 млрд грн бюджетных средств, но и заставить ведомство отказаться от своих обвинений. Бесспорно, А. Кучеренко взялся за огромный и, зачастую, невыполнимый кусок работы, не довел многие инициативы до конца. Ему не удалось решить проблемы устаревшего жилфонда, ввести окупаемые тарифы, модернизировать предприятия, привлечь частный капитал в ЖКХ. Можно сказать, что он не выполнил полностью множество из задач, которая была поставлена перед ним, как перед министром. Но как ранее сказал экс-вице премьер, глава профильного комитета Рады Владимир Рыбак (Партия регионов): «Алексей Кучеренко показал путь, многое развил, дал начинание. У нас были противоречия во взглядах на реформу отрасли, но это был конструктивный, рабочий, профессиональный спор». Это мнение оппонентов. Мнение корреспондента ИА «Украина Коммунальная» солидарно с одним из самых непримиримых оппонентов господина Кучеренко, не раз критиковавшего действия последнего, политика, который также достоин статьи в рубрике «Высшая лига ЖКХ», являющимся чиновником, и сейчас занимающим высокий пост. На просьбу прокомментировать деятельность экс-министра он сказал одну фразу: «При встрече я всегда пожму ему руку!».

Мария Ъ-Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная».

А Вы уже знакомы с группой компаний, которые дают возможность инвесторам из более тридцати стран земного шара активно осваивать международные финансовые рынки? Более детальную информацию читайте здесь: http://broker-teletrade.com.ua.

 
Комментарии (0)