ГлавнаяПубликацииАльтернативная энергетикаСоздание системы электронной торговли твердым биотопливом

Создание системы электронной торговли твердым биотопливом

Для создания системы электронной торговли биотопливом необходимо разработать не только изменения в Законы Украины, но и ряд подзаконных актов, которые урегулируют вопросы функционирования системы электронной торговли биотопливом.
Кабинет Министров Украины одобрил План мероприятий по реализации первого этапа Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность и конкурентоспособность». Документ содержит перечень задач и описание путей их выполнения в краткосрочной перспективе для повышения энергоэффективности, усиление энергетической безопасности, наращивание темпов перехода на альтернативные источники энергии.
 
С целью содействия развитию возобновляемой энергетики указанным Планом предусмотрена необходимость разработки и принятия нормативно-правовых актов для внедрения электронной платформы торговли биологическими видами топлива, будет способствовать становлению конкурентных рынков биомассы.
 
Согласно плану должен быть разработан и подан в Верховную Раду Украины соответствующий законопроект. Ответственными исполнителями по подготовке законопроекта является Минрегион, Госэнергоэффективности, Минагрополитики, Держлисагентство, Минфин и Минэкономразвития.
 
Кроме того, Кабмин принял План приоритетных действий Правительства на 2018 год, в котором предусмотрена необходимость разработки законопроекта о создании рынка твердого биотоплива и его представление в Верховную Раду в октябре 2018 года. Ответственными за разработку определено Минрегион и Госэнергоэффективности.
 
Процесс разработки законодательства
Широкое обсуждение необходимости создания рынка биотоплива и системы электронной торговли биотопливом началось еще в 2016 году на профильных конференциях, круглых столах в Госэнергоэффективности, в профильном комитете Верховной Рады. Участники указанных мероприятий определили, что для создания системы электронной торговли биотопливом необходимо разработать не только изменения в Законы Украины, но и ряд подзаконных актов, которые урегулируют вопросы функционирования системы электронной торговли биотопливом.
 
В течение 2017-2018 годов в рамках проекта Муниципальная энергетическая реформа, были сделаны первые шаги и разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию торговли твердыми биологическими видами топлива». Ожидается, что рассмотрение данного законопроекта в Верховной Раде состоится еще в 2018 году. Некоторое время будет предоставлено центральным органам исполнительной власти для разработки и утверждения подзаконных нормативно-правовых актов, которые урегулируют организационные, финансовые и технические вопросы функционирования электронной системы торговли, распределение обязанностей и ответственности. В общем, система электронной торговли твердым биотопливом имеет все шансы начать полноценную работу до конца 2019 года.
 
Европейский опыт
Рынок биотоплива будет опираться на единую электронную платформу, которая охватит всю страну и объединит производителей и потребителей. Большое количество участников порождать значительную конкуренцию между ними, которая должна снизить и выровнять цены на твердое биотопливо. Страны ЕС имеют опыт организации рынка биотоплива с помощью электронных платформ. В частности, Литва в 2012 году открыла биржу биотоплива Baltpool. Доля биомассы, полученной из нее, выросла с 1% в 2013 году до 86% в 2016 году. После создания биржи рынок биомассы в Литве начал функционировать более эффективно и прозрачно. Снижение стоимости биомассы в 2015 году по сравнению с 2012 годом составил около 40%, а разница в цене между соседними районами почти исчезла. В течение 2014-2016 годов средняя стоимость биомассы на бирже Baltpool была на 5-15% ниже цены биомассы, полученной вне биржи. Кроме того, увеличилось количество поставщиков благодаря легкому доступу к торговле на бирже.
 
Основные положения законопроекта
Согласно закнопроекту, значительные полномочия по созданию системы электронной торговли твердым биотопливом полагаются на Минрегион и Госэнергоэффективности, которые являются органами, отвечающими за формирование и реализацию государственной политики в сфере альтернативных видов топлива.
 
Для полноценной работы системы необходимо разработать правила электронной торговли твердым биотопливом, порядок конкурсного отбора оператора системы, создать методику формирования и определить предельные цены на услуги оператора, сформировать требования к качеству твердого биотоплива, а также утвердить объем и формы отчетности оператора и участников системы.
 
Уполномоченный орган центральной исполнительной власти должен провести открытый конкурс для определения оператора электронной системы, которая будет обеспечивать работу платформы. Отбор будет осуществляться по ряду критериев, среди которых - наличие технических средств, средств связи и программного обеспечения, опыт электронной торговли биотопливом или другими ресурсами.
 

В обязанности оператора будут входить поддержка и развитие системы электронной торговли биотопливом, контроль за соблюдением правил торговли, мониторинг и подготовка отчетов, а также аккредитация участников и урегулирования споров. 

Успешность внедрения системы электронной торговли твердым биотопливом в значительной степени зависит от наличия достаточного количества предложений продавцов и заказов покупателей. Для более мощного старта этого биотопливного бизнес-среды необходимо распространять информацию о электронную систему среди предпринимателей и призвать заключать сделки через нее.
 
Законопроектом предлагается на государственные и коммунальные предприятия, осуществляющие производство биотоплива и/или производство тепловой/электрической энергии из биомассы по стимулирующими тарифам, положить обязательства постепенного перевода деятельности по сбыту-закупки сырья (от 20% в 2019 году до 100% в 2023 году общего годового объема) в систему электронной торговли. Участие других субъектов хозяйствования (покупателей, продавцов) в электронных торгах биотопливом является добровольным.
 
Прогноз деятельности системы электронной торговли
Создание системы электронной торговли твердым биотопливом вызывает большой интерес среди существующих игроков рынка. Согласно прогнозам общий оборот системы электронной торговли биотопливом в 2035 году составит около 30 млрд грн, а в начале функционирования годовой оборот оценивается в сумму более 1 млрд грн.
 
Не дожидаясь принятия соответствующего законодательства, Аграрная биржа уже провела обсуждения с потенциальными покупателями и продавцами и осуществила тестовые биржевые торги через собственную электронную торговую систему. Полученный опыт можно будет учесть при подготовке и внедрении нормативно-правовых актов, улучшит работу электронной системы торговли биотопливом в Украине.
 
 
 
Вячеслав Антоненко, Евгений Олейник*, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
*статья подготовлена ​​по материалам проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Мысли авторов, высказанные в этой публикации не обязательно совпадают с позицией Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства Соединенных Штатов Америки.
 

Протекает кровля? Пора менять крышу? Тогда вам стоит заглянуть на сайт https://budshopping.com.ua/ua/fasadnye-paneli/. Здесь вы сможете приобрести все для вашей кровли. Большой выбор товаров по самым доступным ценам.

 
Комментарии (0)