ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоТранспортные поборы «мобилизировали»

Транспортные поборы «мобилизировали»

Автопарковки зажили по-новому. Правительство изменило требования к ним и к их операторам. Теперь последние смогут легально отказаться от установки паркоматов, а рядовые украинцы оплатить парковочные услуги с мобильного телефона.

Правительство изменило требования к автопарковкам и к их операторам. Благодаря этому украинцы уже месяц имеют право оплачивать парковочные услуги, не выходя из машины - мобильным телефоном. Правда, пользуются этой возможностью пока лишь жители столицы. Впрочем, операторам парковок теперь никто не помешает легально отказаться от установки паркоматов «в обмен» на новый мобильный сервис.

Кабинет Министров своим постановлением №207 в июне утвердил новые правила парковки транспортных средств. Отныне п. 6 Правил наделяет местные власти правом контролировать соблюдение парковочных нормативов в части содержания площадок для парковки и оплаты за пользование площадками. Из перечня обязанностей операторов исключен контроль за своевременной оплатой стоимости услуг по содержанию автопарковок. Вместе с тем, операторы теперь обязаны обеспечивать надлежащее функционирование технических устройств для оплаты стоимости услуг по парковке. Изменено и назначение парковочного платежа: с 3 июля плата взимается за пользование площадками для платной парковки (ранее – взималась за содержание площадок).

Оплата по звонку

Главным нововведением правительства является новая услуга – возможность оплатить автопарковку по мобильному телефону с помощью карты предварительной оплаты, платежной карты или других платежных инструментов, предусмотренных законодательством о безналичных расчетах.

Причем у операторов теперь есть выбор: оборудовать площадку для парковки паркоматами и/или организовать мобильную парковку. Последнее потребует от операторов разместить на площадке соответствующий информационный знак с описанием порядка предоставления мобильной услуги. То есть, требование об обязательном оборудовании платных парковок паркоматами, которое на практике все равно не выполнялось, отменено. Это предусмотрено п. 14 Правил парковки транспортных средств. А вот установка автоматических въездных и выездных терминалов на специально оборудованных площадках для парковки (площадках для парковки, размещенных за пределами проезжей части улиц) по-прежнему обязательна.

Читайте также: Парковка для украинцев превратится в ад

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ (разработчик постановления) уверены, что мобильная парковка значительно упростит оплату парковочных услуг, а заодно позволит решить проблему нехватки паркоматов. По данным КП «Киевтранспарксервис», на столичных площадках сейчас уже установлено 87 паркоматов. Если учесть, что Правилами предусмотрено, что платные парковки оборудуются паркоматами из расчета не менее одного паркомата на 20 парковочных мест – это капля в море.

В масштабах Украины «недобор» паркоматов и терминалов на действующих парковках Минпрегионом оценивается в 2,1 тыс. единиц. Стоимость одного паркомата – не менее 30 тыс. грн. В ведомстве отмечают, что муниципалитеты жалуются на нехватку средств для покупки необходимого количества паркоматов.

Блицкриг отменяется

Впрочем, говорить о скором и массовом внедрении нового сервиса на украинских автопарковках пока не приходится. Большинство операторов к такому рывку не готовы. Так, пресс-служба Харьковского горсовета 17 июля заявила, что основной городской оператор – КП «Харьковпарксервис», – услуг по мобильной парковке пока не предоставляет. По мнению директора КП «Харьковпарксервис» Дмитрия Мандрикова, новшество это приемлемое, но введено слишком поспешно. «Нам просто спустили это новшество «сверху», а ведь это требует проведения большого количества разного рода работ, прежде всего технических. Надо разработать программу для телефонов, а для этого провести тендер, потом внедрить эту систему на всех парковках города, а это все требует определенного времени», - пояснил он. «Харьковпарксервис» также будет обращаться в Минрегион с просьбой о введении переходного периода для услуги «мобильная парковка», сообщил господин Мандриков.

Впрочем, объективных причин для отсрочки введения нового сервиса нет, поскольку в отличие от ранее существовавшей «паркоматной» обязанности, внедрение мобильной парковки – дело добровольное. Обновленный п. 14 Правил позволяет оператору самостоятельно выбирать между паркоматами и мобильным сервисом. А п. 29 Правил предусматривает 2 варианта безналичной оплаты парковочных услуг: покупка парковочного талона или с помощью услуги «мобильная парковка». Так что возможность для маневра у операторов есть даже в случае, если они предоставляет парковочные услуги только по «безналу».

Давняя мечта

Сама идея оплаты парковочных услуг по мобильному телефону не нова. Попытки внедрения этой формы расчета в некоторых городах предпринимались задолго до внесения последних изменений в Правила. Например, в Харькове несколько лет назад обсуждалась идея внедрения оплаты за парковку по мобильному телефону с помощью специального программного обеспечения с поминутной тарификацией. В Одессе директор КП «Парксервис-Одесса» Валерий Бондарь еще в июне 2009 года заявил о намерении внедрить в городе систему «мобильных парковок» с безналичной оплатой через sms. В августе 2012 года тогдашний мэр Одессы Алексей Костусев распорядился создать рабочую группу по внедрению в городе системы оплаты услуг парковки с помощью мобильного телефона. Однако в январе 2014 года и. о. городского головы Олег Брындак отменил распоряжение господина Костусева, мотивировав это тем, что оплата парковки по мобильному противоречит действующему законодательству.

Примечательно, что в Правила благоустройства Киева, в Положение о парковке транспортных средств во Львове и в Положение об организации и порядке парковки транспортных средств в Одессе изначально были включены пункты, позволяющие оплачивать парковку с помощью мобильного телефона. Более того, львовский документ содержит пункт, который позволяет оплачивать парковку не только по мобильному телефону, но и по интернету. Но до 3 июля текущего года все эти инициативы местные власти продвигали на свой страх и риск. Теперь под них подведена нормативная база.

Бельгийцам спасибо. Киеву привет.

Однако единственным городом в Украине, в котором можно рассчитаться за услуги парковки с помощью мобильного телефона, пока остается Киев. КП «Киевтранспарксервис» начал внедрять мобильную парковку еще в 2008 году. Тогда столичный оператор ссылался на опыт европейских стран: первой сервис «мобильная парковка» внедрила Бельгия – в 2004 году. Со временем прогрессивная форма расчета стала применяться и в Великобритании и США, оплатить парковку по мобильному можно и в Москве.

Читайте также: Парковки на газонах: экопарковка по-украински

На сайте «Киевтранспарксервиса» мобильной парковке посвящен отдельный раздел. Есть и отдельный сайт «Мобильная парковка», на котором можно пополнять электронный парковочный счет. Для начала пользования услугой водителю нужно приобрести стартовый пакет, в состав которого входит наклейка на лобовое стекло «Мобильная парковка» и скретч-карта (карта предоплаченного сервиса). После активации услуги электронный парковочный счет можно пополнять по мере необходимости. Сама же оплата парковки по телефону в Киеве осуществляется посредством отправки двух sms на номер 516 – первая «эсэмэска» фиксирует время начала парковки, вторая – время окончания. Дополнительным преимуществом мобильной парковки является поминутная тарификация по истечении первых 30 минут (в Правилах парковки транспортных средств четко не определено, какой должна быть тарификация – поминутной или почасовой, поэтому операторы вольны в своем выборе).

Собственно, киевская модель мобильной парковки, судя по всему, и положена в основу «мобильных» нововведений Постановления №207. Скретч-карты, которые в Киеве продаются уже несколько лет, в трактовке обновленных Правил парковки транспортных средств – это карты предварительной оплаты; отправка sms – предусмотренное обновленными Правилами применение средств мобильной связи для передачи информации.

Неразбериха с санкциями

Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя. Дело в том, что за два дня до принятия Кабмином постановления №207 в Украине вступил в силу Закон №1283-VII, который изменил законодательную базу относительно парковки транспортных средств. В частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 1521 «Нарушение правил парковки транспортных средств».

Проблема в том, что согласно этой статье на водителя автомобиля за неуплату услуг по пользованию площадками для платной парковки может быть наложен штраф в размере 136-204 грн, но лишь при условии, что площадка оборудована паркоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами. Получается, что водителя, который припарковался на не оборудованной паркоматом или терминалами площадке, и отказался платить, сложно привлечь к ответственности. Отдельным абзацем в  КУоАП установлены штрафы для должностных лиц операторов за необорудование площадок для платной парковки автоматами, въездными и выездными терминалами или другими средствами контроля за оплатой услуг парковки – 510-680 грн. После отмены постановлением №207 паркоматной «монополии» статья 1521  нуждается, как минимум, в разъяснениях, а в идеале – в корректировке. Не отрегулированы пока и вопросы взаимодействия операторов и исполкомов, которым переданы контролирующие полномочия.

Но все это не более чем «болезни» переходного периода. Главное, что путь для оплаты парковки одним касанием руки в Украине открыт и узаконен. Не прошло и 6 лет с момента появления в Киеве первой мобильной парковки.

Вы хотите купить недвижимость в Испании? Зайдите на Lux Comfort и вы найдете для себя подходящий вариант!

 
Комментарии (0)