ГлавнаяВыбор редакцииГазоснабжениеУкраинская ГТС: на Восток или на Запад?

Украинская ГТС: на Восток или на Запад?

Украине уже в ближайшее время придется выбирать между интеграцией в европейский энергетический рынок или же созданием консорциума с «Газпромом».

Реформируя свой энергетический сектор с целью включения в европейский рынок, Украина еще не прошла «точку невозврата» и легко может свернуть в сторону энергетической интеграции с постсоветскими странами. Окончательный выбор Киеву придется сделать уже в ближайшие месяцы.

Польский эксперт в сфере энергетики Гжегож Громадский отмечает, что в последнее время все отчетливее прослеживается тенденция превращения Украины из транзитера газа в его потребителя. В этой связи господин Громадский видит для нашей страны три возможных сценария развития событий, информирует «Deutsche Welle».

Согласно первому – Киев решительно проводит реформу энергетической сферы, присоединяется к Третьему энергопакету ЕС, а также становится полноправным членом единого европейского энергорынка. Второй сценарий - создание газотранспортного консорциума с Россией и дальнейшая интеграция в структуры Таможенного союза по примеру Беларуси. Третий сценарий – Киев сохраняет свой нынешний статус, оставаясь между ЕС и Россией. Но поскольку «Украина стремительно теряет свой транзитный козырь», этот вариант представляется эксперту нереалистичным. «Времени для маневра у Киева остается мало. Выбор энергетической стратегии Украины – вопрос лишь нескольких месяцев», - убежден эксперт.

Читайте также: Украинскую ГТС модернизируют лишь на словах

Директор энергетических программ украинского центра «Номос» Михаил Гончар омечает, что в 2012 году «Газпром» импортировал на европейский рынок 113 млрд куб. м газа, тогда как Норвегия – 107 млрд куб м. «Это означает, что маленькая Норвегия уже в этом или следующем году обойдет большую Россию в поставках газа на европейский рынок», - прогнозирует эксперт.

В такой ситуации, по его словам, существенное конкурентное преимущество «Газпрому» может дать украинская газотранспортная система. Особенно ее подземные газохранилища на самой границе с ЕС, которые позволяют обеспечивать газом европейцев в пиковые периоды потребления газа в зимние холода. Впрочем, это лишь одна из причин того, почему Москва хочет взять под контроль украинскую ГТС, считает господин Гончар.

Он напомнил, что кроме транзита газа в страны Евросоюза, украинской ГТС еще и поставляется топливо ключевым украинским промышленным предприятиям. «Создание двустороннего консорциума с Россией или передача украинской ГТС в аренду «Газпрому» означает, что Москва получит полный контроль над украинской экономикой, и Киев будет автоматически втянут в Таможенный союз, а затем и в Евразийский союз», - считает Михаил Гончар.

Читайте также: Правительство обвинили в хищении госимущества

В свою очередь, экс-глава Фонда государственного имущества Александр Бондарь, комментируя законопроект Кабмина № 2637 о приватизации ГТС, предполагает, что между Украиной и Россией уже существуют конкретные договоренности о создании консорциума, сообщает «Gazeta.ua».

«Первый вопрос – это подготовка консорциума и сдача в аренду украинской ГТС, которая сейчас запрещена некоторыми законодательными актами. Скорее всего, есть договоренности с Россией и сейчас власти снимают преграды для создания консорциума, который будет эксплуатировать ГТС или же возьмет ее в аренду или концессию», - заявил эксперт.

Комментируя изменение пункта в статье 44 закона «О нефти и газе», которым предлагается в части третьей слово «государственное» исключить, эксперт отметил, что если ГТС будет преобразована в СП или консорциум она не будет иметь государственную форму права собственности. По его словам, это делается для того, чтобы не продавать ГТС за деньги, а по международному договору отдать России.

«Просто отдать. В международном договоре могут быть какие-то условия, например, по предоставлению кредита, или по погашению задолженности. Факта продажи не будет. Просто по международной сделке передается часть. По такой же схеме свою ГТС отдавала России Беларусь», - резюмировал эксперт.

 
Комментарии (0)