ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаПравительство имитирует реформу тепловой энергетики

Правительство имитирует реформу тепловой энергетики

Законодатели не обошли вниманием потребителей тепла: теперь закон обязывает их перечислять оплату на счета «со специальным режимом использования».

В начале года вступили в силу изменения в закон «О теплоснабжении», которые дали НАК «Нафтогаз Украины» рычаг давления на коммунальщиков. Теперь за поставщиком газа закреплено право ограничивать до технологического минимума подачу топлива предприятиям тепловой коммунальной энергетики (ТКЭ).

Законодатели не обошли вниманием и потребителей тепла: теперь закон обязывает их перечислять оплату на счета «со специальным режимом использования».

Между тем, Кабмину еще нужно разработать методику расчета «технологического минимума», который законодателями толкуется как объем, необходимый для поддержания безаварийной работы потребителей.

Это уже второй масштабный шаг власти по облегчению жизни предприятиям коммунальной энергетики. В мае прошлого года государство списало долги за газ во всей цепочке - от поставщика до потребителя «голубого топлива». К началу 2012-го компании могли освободиться от долгового бремени, зафиксированного на 1 января 2010 года.

По данным Института энергетических исследований (Киев), в конце прошлого отопительного сезона предприятия ТКЭ задолжали более 10 млрд гривен уже ликвидированной компании «Газ Украины», которая входила в состав НАК «Нафтогаз Украины». Однако право ограничивать поставки тепла не гарантирует энергетикам окончательного решения проблемы долгов. Ведь в прошлом году население платило более 95% потребленного, немного хуже рассчитывались бюджетные учреждения. Одновременно, уровень расчетов за газ предприятий ТКЭ к началу отопительного сезона 2011-2012 едва превысил 70%.

Не успели коммунальщики избавиться от давних долгов, как не замедлили появиться новые. Ведь сама система расчетов не изменилась. Одной из главных причин задолженности за топливо предприятия ТКЭ называют несвоевременные и неполные расчеты госбюджета с производителями тепла. Речь идет о компенсации разницы между ценой газа, заложенной в тарифе, и ее сегодняшней цене. Например, доля топлива в себестоимости гигакалории для нужд населения Чернигова составляет 54%, а для бюджетников этого города - 78%. Нынешнюю цену тепла для жителей региона утверждали несколько лет назад: тогда 1000 кубометров стоила на 150 гривен дешевле.

По словам директора черниговского предприятия «Облтеплокоммунэнерго» Юрия Барбарова, только за декабрь - первую половину января бюджет задолжал предприятию 34 млн гривен, из них львиная доля - разница в цене газа. Другая составляющая задолженности ТКЭ перед поставщиком газа - несвоевременная компенсация разницы между тарифом и себестоимостью тепла и горячей воды. Если тарифы не покрывают затраты на производство, разницу должен доплачивать бюджет.

Однако, происходит это несвоевременно и не в полном объеме. С 2010 года тарифы определяла Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, а до того - местные власти. В конце 2011 года к этой работе приступила вновь созданная Национальная комиссия по регулированию в сфере коммунальных услуг. Поскольку в стране более 400 городов, в большинстве из них до сих пор действуют тарифы, установленные несколько лет назад местными советами. Обычно плата за коммунальные услуги была ниже себестоимости - это должно было гарантировать депутатам благосклонность избирателей. «Наши тарифы не покрывают затраты на производство тепла, никаких инвестиционных программ на модернизацию сетей не предусмотрено», - отмечает господин Барбаров.

Такая система определения цены на услуги коммунальных энергетиков является непрозрачной. «Компании часто суют туда все, что заблагорассудится, а потребители не знают, за что платят», - говорит бывший мэр Львова и экс-министр регионального развития и строительства Василий Куйбида. Он отмечает стремление производителей тепла компенсировать за счет потребителей потери в теплотрассах. «Тариф с покрытием части потерь следует вводить, если предприятия будут брать на себя обязательства в обусловленный период сократить потери тепла», - считает экс-мэр Львова.

До недавнего времени закарпатские предприятия ТКЭ были в числе лидеров среди должников «Нафтогаза». Поэтому городские власти Ужгорода постановили ликвидировать компанию «Уж-тепло». Котельные решили заменить автономными котлами, которые будут отапливать бюджетные учреждения. «Теперь эти котлы будут собственностью города. А для малообеспеченных горожан уже установлено 600 котлов. Теперь потребители тепла рассчитываются за топливо напрямую с компанией «Закарпатгаз». А «Уж-тепло» разбирается с долгами предыдущих периодов», - отметила пресс-секретарь мэра Ужгорода Алла Хаятова. По ее словам, котельные, которые стали ненужными, планируют продать, а вырученные средства пустить на покрытие прошлогодних долгов. Однако вряд ли опыт Ужгорода можно еще где-то повторить, ведь прежде чем тамошние власти отказалась от услуг энергетиков, 85% горожан самостоятельно перешли на автономное отопление.

Поскольку государство не спешит компенсировать предприятиям ТКЭ разницу между реальной и заложенной в тарифах цене газа, энергетики рассматривают возможность перехода на другие виды топлива. «У нас есть ТЭЦ-1, ТЦ «Южный», ТЦ «Северная», которые, при необходимости можно перевести на уголь, мазут или другое альтернативное топливо», - говорит пресс-секретарь коммунального предприятия «Львовтеплоэнерго» Анна Пищула.

Львовское предприятие уже навело порядок в расчетах со своими потребителями и теперь страдает от недисциплинированности государства. Черниговские коммунальные энергетики возможности отказаться от газа для себя не видят. «Котельные проектировались для обеспечения построенных районов, поэтому среди жилых домов сжигать уголь или мазут - нереально. Представьте, как это скажется на окружающей среде, да и теплотворная способность альтернативных видов топлива значительно ниже, чем у природного газа», - отметил руководитель черниговского предприятия «Облтеплокоммунэнерго» Юрий Барбаров. Среди препятствий для перехода на другие виды топлива он назвал отсутствие системы транспортировки и хранения шлака.

Между тем, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что тепловые электроцентрали (ТЭЦ) государство будет переводить на водно-угольную технологию. К этому подталкивает отсутствие прогресса на газовых переговорах с Россией. Как вернуть ТЭЦ на уголь, в правительстве не говорят. На многих централях оборудование, предназначенное для сжигания угля и мазута, в начале 90-х порезали и продали на металлолом.

Для реализации провозглашенной идеи потребуется значительное время и средства, считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. «Для правительства сегодня видение реформы ТКЭ, похоже, ограничивается поисками возможностей сократить потребление газа. Но, если говорить о частных владельцах и арендаторах ТЭЦ, они давно перешли бы на сжигание угля, если бы это было экономически целесообразно», - отметил эксперт. Он считает, что последние изменения в закон «О теплоснабжении» не смогут принципиально изменить ситуацию с расчетами ТКЭ за газ.

Ведь новые положения закона лишь легализовали те методы давления, которые раньше применялись в отношении должников. Политические размышления накануне выборов и в дальнейшем будут преобладать экономическую целесообразность, считает Дмитрий Марунич. «Нет данных, что посреди отопительного сезона кому-то из должников ограничивали поставки газа. Никто не хочет провоцировать социальную напряженность, ведь скоро парламентские выборы», - отмечает эксперт.

Анвар Деркач

 

 
Комментарии (0)