ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПравительственная игра в тарифы - путь к энергетическому краху

Правительственная игра в тарифы - путь к энергетическому краху

Действия Кабмина по тарифной политике на энергоресурсы выглядят решительными. Однако анализ показывает, что они являются поверхностными, бессистемными и нацеленными на решение локальной проблемы с дефицитом бюджета «Нафтогаз Украины».
С 1 мая тарифы на природный газ для населения вырастут на 50-63% в зависимости от категорий потребителей или в среднем - на 55%. Такое решение правительства, введенное  постановлением Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), было спрогнозировано экспертами.
 
Также ожидаемым стало утверждение Кабинетом Министров графика поэтапного повышения тарифов на природный газ на период 2015-2017 годов. В случае его соблюдения, средневзвешенный тариф на природный газ для населения с 1 мая 2017 года будет составлять около 2600 грн/тыс. куб.м, а для наиболее массовой группы абонентов, потребляющих ежегодно до 2500 куб. м газа, - до 2200 грн/тыс. куб. м. Очевидно, что курсовые колебания национальной валюты, которые наблюдаются в последнее время, могут существенно повлиять на абсолютное значение тарифа, но, безусловно, - тариф на природный газ для населения будет расти в ближайшие годы.

Какое влияние будет иметь такой рост тарифов на газ?

1. Организационные мероприятия будут доминировать над техническими: 
 
Население будет стремиться перейти в категорию с низким тарифом. Это будет касаться, как перехода из категории с ежегодным объемом потребления «более 6 тыс. куб. м» в категорию «до 6 тыс. куб. м», так и перехода из этой категории в наименьшую - «до 2,5 тыс. куб. м». Поскольку эти две категории потребляют более 99% всего газа, переход в категорию с низким объемом потребления будет массовым, и такая тенденция уже наметилась в последние годы. Основным организационным мероприятием будет снижение температуры в отапливаемых помещениях, как средней, так и в отдельных группах помещений.
 
Возникает логичный вопрос: почему не станет массовым внедрение альтернативных топлив, например твердого биотоплива, как то пеллеты из биомассы? Даже после повышения тарифов на газ для категории абонентов, которые ежегодно потребляют до 2,5 тыс. куб. м в 2 раза с мая 2017 года по сравнению с тарифами с мая 2015 года - до 2200 грн/тыс. куб.м, только стоимость древесных пеллет, что эквивалентно тысяче кубометров газа, составляет минимум 2800-3000 грн. А, учитывая низкую эффективность современного пеллетного котла в сравнении с конденсационным газовым, - не менее 3500 грн.
И это без учета затрат на переоборудование (покупка и монтаж твердотопливного котла и оборудования хранилища для содержания запаса пеллет), стоимости доставки твердого топлива до дома (на отопительный сезон нужно завезти около 4 тонн пеллет), а также увеличение расходов электроэнергии на работу твердотопливного котла в сравнении с газовым и прочее. Лишь после роста тарифов на газ для населения как минимум до 4000-4500 грн/тыс. куб. м можно будет ожидать на развитие этого сектора, и то лишь при условии доступа населения к дешевым кредитным ресурсам. 
 
2. Углубление тарифных диспропорций между конкурирующими энергоресурсами
 
Очевидно, что электроэнергия, как и природный газ, является самым распространенным источникам энергии для населения в Украине. Именно поэтому тарифная политика, которая касается обоих энергоресурсов, должна быть связана как во времени, так и в соотношении тарифов. 
 
В то же время, при активной риторике и действиях правительства по повышению тарифов на природный газ, в настоящее время, не то что не видно, а даже не проанонсированные кратко- и среднесрочные планы реформы тарифообразования на электроэнергию для бытовых потребителей.
 
В условиях повышения стоимости газа для населения при сдерживании динамики тарифов на электроэнергию, растет ее привлекательность, как энергоресурса для достаточно широкого слоя населения. И причина не в экзотических для украинских реалий технологиях вроде тепловых насосов или электрического теплоаккумуляционные отопления с использованием дифференцированных по времени суток тарифов на электроэнергию. Возникает вопрос - почему так? 
 
Для упрощения восприятия обратимся к примеру. Владелец дома, который отапливается газовым котлом и потребляет в год 3 тыс. куб. м газа, с 1 мая этого года будет платить за газ 1788 грн/тыс. куб. м или, если это перевести кВт*ч, в которых обычно приводят цены на природный газ в Европе - 19 коп. /кВт*ч. Казалось бы, зачем отапливать помещение электроэнергией, которая стоит почти в два раза дороже - 34 коп./кВт*ч? Ответ кроется в особенностях дифференцированной тарифной сетки на природный газ и их соотношение с дифференцированным тарифам на электроэнергию. 
 
Владелец дома сжигая только газ, заплатит за него около 5400 грн в год. Но уменьшив потребление газа на 500 куб. м. он перейдет в категорию с меньшим тарифом и заплатит за газ 2700 грн в год. При этом, для замещения газа на отопление дома в отопительный период потребуется дополнительно около 4 тыс. кВт*ч электроэнергии в год или около 570 кВт*ч в месяц в период с октября по апрель. Это позволяет владельцу дома «втиснуться» в другую категорию потребителей электроэнергии (до 800 кВт*час в месяц), оплачивать ее по тарифу 34 коп/кВт*ч и заплатить за год около 1500 грн. Таким образом владелец дома заплатит 4200 грн против 5400 грн и сэкономит 1200 грн в год. Как говорят, выгода видна, а два электрообогревателя окупятся владельцу дома за один отопительный сезон. 
Но то, что хорошо выглядит для владельца дома, приобретает совсем другие краски, если взглянуть с другой стороны. В 2013 году население потребило около 41 млрд кВт*ч электроэнергии. При этом, промышленные потребители дотировали населения на сумму около 35 млрд грн через механизм перекрестного субсидирования. Причина в том, что тарифы на электроэнергию для населения в неполной мере возмещают ее реальную цену. 
 
Как было показано выше, повышение тарифов на газ при сдерживании тарифов на электроэнергию приведет к росту потребления электроэнергии, а, соответственно, и объемов перекрестного субсидирования населения промышленными потребителями. Последнее, в свою очередь, приведет к росту себестоимости промышленной продукции, что на фоне сравнительно высокой энергоемкости промышленного производства в Украине, снизит ее конкурентоспособность на внешних рынках. А это противоречит заявлениям Кабмина о покорении внешних рынков и стимулирования экспорта. 
 
Повышение тарифов на газ для населения анонсировалось правительством, как запад с сбалансирования дефицита бюджета НАК «Нафтогаз Украины». Такое обоснование и его позиционирование выглядит крайне неудачным при очевидной целесообразности самого мероприятия - повышение тарифов. Еще более неудачным оно выглядит при совместном анализе росте цены на газ при «замороженных» тарифах на электроэнергию. Фактически, это можно описать, как уменьшение дефицита «Нафтогаз Украины» за счет углубления диспропорций на рынке электроэнергии со снижением конкурентоспособности украинского производителя на внешних рынках. 
 
3. Централизованное отопление против индивидуального
 
С 1 июля этого года тарифы на тепловую энергию, которая отпускается системами централизованного теплоснабжения, возрастут в среднем на 35% - с почти 300 грн/Гкал (26 коп/кВт*ч) до 400 грн/Гкал (35 коп/кВт*ч). Причина - рост предельной цены на природный газ, который отпускается теплокоммунэнерго на производство тепловой энергии для нужд населения. 
 
Традиционно, системами централизованного теплообеспечения тепловая энергия поставляется в многоквартирные дома. Ведутся долгие споры о преимуществах централизованного теплоснабжения над индивидуальным, и наоборот. В определенный период правительство фактически оставило это без внимания, а когда одумалось, то действовало в духе административно-командной системы - запретом индивидуального отопления. Но, процесс пошел, а в некоторых регионах зашел слишком далеко - например, в западных регионах централизованные системы отопления были разрушены.
 
Причины «ползучего» распространения индивидуальных систем прячутся в простой финансовой выгоде владельца квартиры, что опирается на тарифные диспропорции на энергоресурсы, которые сформировал Кабмин. 
 
На практике, в случае обустройства индивидуального отопления в квартире площадью до 100 кв.м гарантированно достаточно менее 2500 куб. м природного газа в год. Таким образом, газ поставляется владельцу такой квартиры, как для потребителя первой категорий в тарифной сетке, - 725 грн/тыс. куб. м (9 коп/кВт*ч выработанной тепловой энергии) к 1 апреля и 1089 грн/тыс. куб. м (13 коп/кВт*ч выработанной тепловой энергии) с 1 апреля. Получается, если до 1 июля владелец индивидуального газового отопления экономил 17 коп/кВт*ч, то с 1 июля - 22 коп/кВт*ч. Финансовая экономия владельца такой системы с 1 июля вырастет на 30%! Поэтому финансовые стимулы для индивидуальных систем отопления после повышения тарифов только растут. 
 
Итак, усиленные правительством диспропорции в тарифах на природный газ сформируют новые предпосылки коррупции в разрешительной и контролирующих системах, а также дадут новый толчок к разрушение централизованных систем теплоснабжения. А это противоречит заявлениям правительства о сокращении потребления газа, поскольку переход на альтернативные энергоносители в индивидуальных системах отопления практически исключен, в отличие от централизованных систем.
 
Выводы: 
 
1. При текущих и перспективных (до 2017 года) тарифов на природный газ для населения массовое замещение природного газа твердым биотопливом в частных домохозяйствах финансово нецелесообразно для конечного потребителя. При таких условиях, потенциально перспективный сегмент для производства пеллетных котлов - домохозяйства с объемом потребления газа более 6000 куб. м в год, где в перспективе до 2017 года тариф на газ может вырасти до уровня промышленных потребителей - более 5000 грн/ тыс. куб. м В то же время, этот сегмент очень ограничен как количественно - около 180 тыс. потребителей, так и по объемам потенциально заміщуваного газа - до 130 млн куб. м в год. 
 
2. В кратко - и среднесрочной перспективе сокращение потребления газа населением будет происходить под давлением разницы в тарифах для категорий потребителей дифференцированных по годовым объемам потребления. В основном за счет снижения температуры в отапливаемых помещениях и частичного замещения природного газа электроэнергией с использованием простейших электроотопительных приборов прямого обогрева. 
 
3. Повышение тарифов на газ без повышения тарифов на электроэнергии приведет к росту объемов потребления электроэнергии населением. В свою очередь, это приведет к росту объемов перекрестного субсидирования населения промышленными потребителями и снижение конкурентоспособности украинского производителя на внешних рынках.
 
4. Усиление диспропорции в тарифах на газ для населения и теплокоммунэнерго повышает финансовую привлекательность индивидуальных систем отопления. Это будет способствовать дальнейшему разрушению систем централизованного теплообеспечения.
 
На первый взгляд, действия правительства относительно тарифной политики на энергоресурсы выглядят решительными и действенными. Однако анализ показывает, что они являются слишком поверхностными, бессистемными и такими, которые нацелены на решение локальной проблемы с дефицитом бюджета НАК «Нафтогаз Украины». Они не учитывают межсистемных связей второго и третьего порядка. Это ограничит эффективность повышения тарифов, приведет к повышению коррупции и уменьшит конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках.
 
Алексей Хабатюк, директор "Фонда экологических инвестиций" специально для ИА "Украина Коммунальная"
 
Комментарии (0)