Мы спросили руководителя компании о результатах проведенной реструктуризации, о стратегии дальнейшего развития, обсудили государственную тарифную политику и финансовую отчетность «Киевэнерго». Сегодня мы публикуем первую часть интервью, продолжение которого, читайте на страницах «У.К.» на этой неделе.
- Александр Валерьевич, в 2012 году «Киевэнерго» начало реструктуризацию компании? Она закончена? Что изменилось в компании?
Внедрение новой модели управления в «Киевэнерго» было завершено в апреле 2013 года. При проведении реорганизации мы руководствовались европейским опытом. В основу мы заложили австрийскую модель структурирования компании по видам деятельности. Ранее «Киевэнерго» объединяло более 10 предприятий. А именно: электроэнергетический блок, который условно был поделен на сбыт и передачу электроэнергии, в тепловом блоке – работало три предприятия, а ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 – являлись автономными.
Сегодня, после реорганизации, сформирована холдинговая компания по дивизионально-функциональному признаку. Филиалы и структурные подразделения (СОП) компании объединили по сферам деятельности – генерация, дистрибуция электроэнергии и теплоснабжение. В состав компании вошли аппарат управления, 5 структурных обособленных подразделений («Киевские ТЭЦ», «Киевские тепловые сети», «Киевские электрические сети», «Контроль и диагностика», «Автотранспорт») и 2 филиала («Завод «Энергия», «Энергосервис»).
- Что это дало компании?
Предприятия, осуществляющие производственный цикл от генерации энергии до ее сбыта, стали более самостоятельными. То есть, они полностью несут ответственность за всю финансово-хозяйственную деятельность своего подразделения. Аппарат «Киевэнерго» сконцентрировал функции обеспечения, а также безопасности, финансов, претензионно-исковой работы, бухгалтерского учета, внешней политики и стратегических инициатив. Если ранее предприятия не имели полномочий в принятии решений, то сегодня они полностью самостоятельны.
- Реструктуризация повлияла на численность персонала компании?
Изначально в ходе реорганизации мы не предполагали сокращений персонала. Но, по факту, оптимизация численности персонала произошла. В большей степени это касалось административных подразделений при централизации бухгалтерии, юридической и финансовой службы, а также служб, выполняющих функции обеспечения. Кроме того, непрофильные виды деятельности мы вывели на аутсорсинг, такие как, например, уборку и охрану помещений. По большому счету, эффективность работы компании повышена при той численности персонала, которая была и ранее.
- Прошлый год «Киевэнерго» завершило с «бумажной» прибылью в 2,3 миллиарда гривен. За первое полугодие текущего года компания получила чистую прибыль, которая составила около 400 миллионов гривен. Этот показатель также условный?
Мы неоднократно сообщали о том, что тарифы на тепловую энергию не покрывают затрат на ее производство. Поэтому государство установило компенсационный механизм для производителей тепловой энергии, перечисляя компаниям разницу между тарифами и себестоимостью производства тепла. В 2012 году государство компенсировало «Киевэнерго» 2,3 миллиарда гривен, которые компания сразу же перечислила НАК «Нафтогаз Украины» за «тепловой» газ. В первом полугодии 2013 года, согласно налоговой отчетности, «Киевэнерго» получило убытки в размере 342,2 миллиона гривен. Убытки возникли из-за того, что государство не компенсировало своевременно разницу в тарифах.
В то же время, согласно международным стандартам финансовой отчетности, на которые компания перешла в январе прошлого года, в первом полугодии 2013 года, «Киевэнерго» зафиксировало прибыль в 396,8 миллионов гривен. Это объясняется изменением подхода к оценке резервов сомнительных долгов. Этот доход не сопровождался притоком денежных средств. Считаю, что в условиях нынешней тарифной политики, компания не может работать рентабельно.
- Насколько тарифы «Киевэнерго» покрывают затраты компании на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии?
Наш действующий тариф на отпуск тепловой энергии жилищно-эксплуатационным организациям для нужд населения сегодня составляет 169,38 гривен за гигакалорию (без НДС) или 171,25 гривен за гигакалорию (без НДС), в зависимости от того, принадлежит ли домовой прибор учета тепловой энергии балансодержателю жилого дома или отсутствует. Эта цена покрывает нашу фактическую себестоимость не более чем на 45 процентов. Установление тарифов на тепловую энергию – это прерогатива ведомств, отвечающих за ценовую политику на рынке ЖКХ. Разница между установленными тарифами на тепловую энергию для населения и фактическими затратами на ее производство, транспортировку и поставку сегодня покрывается за счет субвенции из государственного бюджета. Но, в любом случае, компенсаторные механизмы нуждаются в серьезном реформировании.
- Какие отношения у компании складываются с национальными регуляторами? Как вы оцениваете их работу?
В части тарифообразования компания взаимодействует с двумя регуляторами. Тарифы на производство электроэнергии для ТЕЦ, а также ее передачу и поставку утверждает Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ). Соответственно, тарифы на выработку, передачу и поставку тепловой энергии устанавливает Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг). Компания имеет лицензии на право осуществлять деятельность по всем вышеперечисленным услугам. В свою очередь, нацрегулятор осуществляет контроль за лицензионными условиями, которые естественный монополист обязан соблюдать.
НКРЭ, созданная указом Президента еще в 1994 году, прошла все этапы становления. Сегодня Комиссия продолжает проводить открытые слушанья по вопросам выдачи лицензий, пересмотру тарифов и др. Это государственный орган, который строит свою работу, согласно утвержденной нормативно-правовой базе в сфере электроэнергетики. Что касается Нацкомуслуг – это недавно созданный регулятор на рынке ЖКХ, прошедший первую стадию становления. На данном этапе Комиссия продолжает участвовать в разработке нормативно-правовой базы в сфере теплоэнергетики, в том числе, решая вопрос убыточности тарифов на тепловую энергию.
- Какова дебиторская задолженность в компании?
Задолженность перед «Киевэнерго» за тепловую и электроэнергию всех категорий потребителей, по состоянию на конец июля, составляет порядка 2,6 миллиардов гривен.
- Какие категории потребителей являются злостными неплательщиками за электроэнергию, а какие, напротив, демонстрируют высокий уровень платежной дисциплины?
На сегодня дебиторская задолженность за потребленную электроэнергию составляет – 971,6 миллионов гривен. Крупнейшими неплательщиками являются коммунальные предприятия, такие как «Киевводоканал», «Киевпастранс», «Киевский метрополитен» и «Киевсвет», а также государственный и местный бюджеты. Причину неплатежей коммунальные предприятия объясняют экономически необоснованными тарифами на их услуги. Например, «Киевводоканал» покрывает свои затраты всего лишь на 50-60 процентов. Разумеется, что предприятие компенсирует свои расходы за счет наращивания задолженности за электроэнергию. Аналогичная ситуация и с «Киевпастрансом». Что касается населения, то их доля задолженности перед «Киевэнерго» незначительна. Безусловно, тарифообразование – не является сферой ответственности компании, но такая социальная политика негативным образом отражается на экономическом состоянии энергетических предприятий.
- А как обстоит ситуация с расчетами за тепловую энергию?
Задолженность за потребленное тепло составляет 1,64 миллиарда гривен, - это львиная доля всей дебиторской задолженности компании. Основные неплательщики - жилищно-коммунальные хозяйства, ЖСК и ОСМД, а также местный и госбюджеты.
Биография:
37-летний Александр Фоменко назначен генеральным директором ПАО «Киевэнерго» в январе прошлого года. До этого, с 2010 года он занимал аналогичную должность в ПАО «ЭК «Днепрооблэнерго». Карьеру в энергетике начал с должности инженера ОАО «Донецкоблэнерго». В дальнейшем работал заместителем главного инженера ООО «Сервис-Инвест», председателем правления ОАО «ПЭМ-Энергоуголь».
Образование: в 1998 году окончил Донецкий государственный технический университет по специальностям «Электрическая часть электростанций» (инженер-электрик) и «Бухгалтерский учет и аудит» (бухгалтер). В 2007 году окончил Донецкий национальный университет по специальности «Менеджмент организаций» (магистр экономических наук), в 2010 году - Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (MBA). В 2011 году получил диплом по совместной программе London Business School (LBS) и Академии ДТЭК «Энергия Лидера».
Беседовала Мария Цатурян
В любой сфере производства изделия из металла пользуются огромной популярностью. Главное преимущество их – прочность, пластичность и твердость. На сайте http://steelservice.com.ua/ компания «Стил-Сервис ЛТД» предлагает огромный каталог металлопроката. Заходите и выбирайте.