ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаОтсутствие адекватной госполитики «загоняет» теплоснабжение Украины в состояние глубокого упадка

Отсутствие адекватной госполитики «загоняет» теплоснабжение Украины в состояние глубокого упадка

Системы теплоснабжения в Украине находятся в состоянии глубокого упадка. Нет, это произошло не сегодня и не вчера, это происходило последние 30 лет и еще началось до обретения независимости.
Во многих населенных пунктах уже давно отсутствует горячее водоснабжение, а в других - начался процесс демонтажа тепловых сетей и переход на автономные и индивидуальные системы телопостачання. И Киев этом яркий пример. В городе-миллионнике, что имеет несколько ТЭЦ и несколько сотен котельных, отсутствует подача горячей воды, а количество и масштаб аварий на тепловых сетях ежегодно растет. Причин этому много и одна из них - это отсутствие адекватной государственной политики, направленной на долгосрочное планирование развития эффективных систем теплоснабжения.
 
К сожалению, в Украине единственным и основным документом, который должен способствовать долгосрочному планированию и развитию теплоснабжения, есть схемы теплоснабжения населенных пунктов, о которых говорится в Законе Украины «О теплоснабжении». В 2006 году даже были утверждены методические рекомендации по разработке таких энерго- и экологоэффективных схем, а только в 2012 утвержден Порядок согласования схем теплоснабжения. Инвестиционные программы предприятий теплоснабжения должны осуществляться на основе разработанных, согласованных и утвержденных схем теплоснабжения. Почему за эти годы наши населенные пункты не стали энергоэффективным? Почему схемы теплоснабжения не способствуют развитию и не приводят к ожидаемым результатам?
 
1. Схема теплоснабжения - это «предпроектный документ, в котором обосновывается экономическая целесообразность и хозяйственная необходимость проектирования и строительства новых, расширения и модернизации действующих источников тепловой энергии и тепловых сетей». Итак, схемы теплоснабжения не является градостроительной документацией, а есть предпроектным документом.
 
2. К полномочиям органов местного самоуправления относится «утверждение с учетом требований законодательства в сфере теплоснабжения проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населенных пунктов, схем теплоснабжения и другой градостроительной документации». Итак, ОМС вправе утверждать / переутверждать схемы теплоснабжения. Закон содержит коллизию относительно полномочий органов местного самоуправления (местные советы или их исполнительные органы), имеющих право утверждать схемы теплоснабжения.
 
3. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере ЖКХ (Минрегион), принадлежит согласования схем теплоснабжения населенных пунктов с числом жителей более 20 000. Итак, Минрегион право согласовывать схемы теплоснабжения только для населенных пунктов с населением более 20 тыс. Человек. Для других - согласование не требуется. Законодательно не урегулирован вопрос о том на каком именно этапе должно быть согласование - до или после утверждения ОМС схемы теплоснабжения, в т.ч. четко не определено на каком основании разработаны исполнителями схемы теплоснабжения без одобрения / утверждения ОМС должны рассматриваться Минрегионстрой.
 
4. Законодательство не содержит никаких объективных критериев, на основе которых Минрегион мог бы качественно и количественно выполнить оценку схем теплоснабжения. Более того, отсутствуют четкий перечень документов, которые должны быть представлены для рассмотрения. Таким образом, наличие пояснительной записки, графической части и приложений является формальным признаком требований методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения и достаточным основанием для согласования.
 
5. Схемы теплоснабжения могут разрабатываться специализированными проектными организациями, деятельность которых подтверждена соответствующей лицензии. Таким образом, схемы теплоснабжения могут в т. ч. Разрабатываться и проектными организациями по лицензиям (а могут и другими неопределенным организациями), однако не указывается на какие именно виды проектных работ должна быть лицензия. Итак, объективные критерии к разработчикам схем теплоснабжения, способны обеспечить качество разработки схем теплоснабжения, тоже отсутствуют.
 
6. Разработка схем теплоснабжения осуществляется на основе технического задания, составляется заказчиком с участием исполнителя и соглашается органами местного самоуправления. Таким образом, создается впечатление, что будущий исполнитель / разработчик схемы теплоснабжения должна быть привлеченным к разработке техзадания, еще до проведения конкурса по отбору победителя (без технического задания), в чем усматриваются коррупционные риски. Не определенным остается следующий вопрос: «Каким органам местного самоуправления должно быть согласовано техническое задание (местными советами или их исполнительными органами)?».
 
7. Законодательство не содержит прямых указаний, которые бы указывали на «недействительности» схемы теплоснабжения, если она была утверждена ОМС и не была согласована Минрегионом.
 
8. Законодательство не предусматривает каких-либо санкций за отсутствие схем теплоснабжения, отсутствие согласования или их утверждения.

9. Схемы теплоснабжения должны быть пересмотрены через пять лет, однако законодательно не определено, что утвержденные схемы теплоснабжения теряют действие после указанного срока, а, соответственно, продолжают и в дальнейшем действовать.

10. Задекларированный принцип «оптимального сочетания систем централизованного, умеренно централизованного, децентрализованного и автономного отопления в схемах теплоснабжения населенных пунктов Украины» не содержит четких критериев, определяющих принцип «оптимальности». В т.ч. отсутствуют четкие критерии, на основе которых должно приниматься решение о внедрении тех или иных запланированных мероприятий.
 
11. Отсутствуют целевые показатели (энергетические, экономические, экологические, социальные и др.), Определяющих степень развития теплоснабжения населенных пунктов или достижения запланированного уровня развития.
12. Отсутствуют требования о необходимости разработки схем теплоснабжения с учетом национальных целей, стратегий и планов развития, в т.ч. в сфере уменьшения негативного влияния на окружающую среду.
 
13. Минрегион размещает на официальном сайте перечень предоставляемых для согласования схем теплоснабжения в период 2016-2018 года, однако, перечень всех согласованных схем теплоснабжения населенных пунктов не приводится. Таким образом, Минрегион не обеспечивает выполнение своих же приказов в полном объеме.
 
Для сохранения ЦТ государство должно четко задекларировать стратегическое направление на развитие эффективных систем централизованного теплоснабжения где это целесообразно. Необходимо начать реализовывать принципы государственной политики в сфере теплоснабжения, а именно - обеспечить «приоритетное развитие применения технологии комбинированного производства тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии» и «содействовать развитию конкурентных отношений на рынке тепловой энергии».
 
Совершенствование механизмов долгосрочного планирования, обязательность разработки схем теплоснабжения, установления четких критериев и требований к оценке «оптимальности» схем теплоснабжения и урегулирования законодательных пробелов в значительной степени будут способствовать развитию и улучшению сферы теплоснабжения. Такой подход должен обеспечить потребителям наиболее экономически выгодные условия доступа к услугам в сфере централизованного теплоснабжения, а также конкуренция по сравнению с индивидуальными и автономными системами.
 
 
Евгений Олейник*, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
* Статья подготовлена по материалам проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Мысли авторов, высказанные в этой публикации не обязательно совпадают с позицией Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства Соединенных Штатов Америки.
 

Если вы находитесь в поиске удобного и комфортного мужского нижнего белья, настоятельно рекомендуем вам заглянуть на портал https://linge.biz/cornette. Здесь представлен широкий выбор нижнего белья высокого качества.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
15 сентября 2018 г. 18:37
Державна програма "Замість тепла - схеми теплопостачання і лічильники тепла" набирає обертів.