ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеИстория всеукраинского обмана

История всеукраинского обмана

Если для политиков жилищно-коммунальная «фишка» является лишь предметом предвыборного пиара, то для обычных потребителей чрезвычайно волнующей является тема оплаты коммунальных услуг

В последнее время политики от власти и оппозиции активно подчеркивают необходимость проведения реформ в жилищно-коммунальной отрасли. Однако, если для политиков жилищно-коммунальная «фишка» является лишь предметом политических технологий и предвыборного пиара, то для большинства из нас, обычных потребителей, знакома и даже чрезвычайно волнующей является тема оплаты коммунальных услуг. Даже не столько оплаты, сколько недовольства качеством тех услуг, за которые приходится платить.

Ежегодно мы слышим одни и те же объяснения городских властей и начальников коммунальных предприятий о долгах, проблемах с переоборудованием систем и значительных трудностях  в реформировании коммунальной отрасли. А вот качество услуг становится все хуже, но тарифы вопреки всем обещаниям властей растут. Как следствие – потребители чувствуют себя обманутыми и начинают на уровне подсознания ненавидеть все, что связано со словом «коммунальное».

Вода в решете

Именно включение чрезмерных потерь воды в расчеты стоимости тарифов является одной из основных причин их повышения. В среднем по Украине потери воды в сетях составляют 45%, т.е. потребители платят на 45% больше, чем получают услуг водоснабжения и водоотведения. Причиной перерасхода водных и энергетических ресурсов становится не только значительная изношенность инженерных сетей, но и безответственность, связанная с несовершенством отечественного законодательства. В Украине давно действует норматив расхода питьевой воды при транспортировке, составляющий 30% (для сравнения – в Европе этот показатель составляет всего 4-10%). Однако законодательство Украины пока не предусматривает действенного механизма привлечения к ответственности предприятий, превышающих указанный норматив.

Этими погрешностями нормативной базы Украины и пользуются отечественные водоканалы, не вкладывая средства в ремонт трубопроводов, не осуществляя мер по энергосбережению, вследствие чего некоторые «флагманы» украинского водоснабжения позволяют себе работать при почти 90% потерь воды. Имеется в виду жилищно-коммунальное хозяйство г. Путивля Черновицкой области, которое утратило по данным, предоставленным в Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, 85,6% воды, водоснабжающее предприятие г. Косове на Ивано-Франковщине, и КП «Апостоловское ЖЭП» Днепропетровской области (76,8%).

Читайте также: Кабмин ищет инвесторов!

Хотя есть ряд предприятий, в которых ситуация с потерями воды значительно лучше. Наименьшие показатели фактических потерь воды отмечаются в Киевской, Полтавской и Ровенской областях, где эти потери на предприятиях ЖКХ значительно ниже нормативных. Так, например, КП «Березноеводоканал» в Ровенской области потеряло лишь 11% воды, подаваемой потребителям.

«Никаких особых усилий для того, чтобы удержать такой низкий, практически европейский уровень потери воды, мы не прилагаем, - уверяет директор КП «Березноеводоканал» Виталий Власюк. «Просто все артезианские скважины расположены компактно вблизи жилого массива города (в г. Березное Ровенской области проживает около 14 тыс. жителей), поэтому протяженность водоводов от артезианских скважин к вводам в дома обуславливает минимальный уровень потерь». Кроме этого, подчеркивает господин Власюк, на предприятии организовано почти круглосуточное обследование водоводов бригадами слесарей, что дает возможность оперативно (до одного часа) ликвидировать утечки воды и порывы трубопроводов. «В этом году, - делится планами на будущее господин Власюк, - запланировано завершение энергоаудита предприятия и установки частотных преобразователей, что позволит существенно уменьшить энергопотребление и снизить уровень потерь воды как на магистральных трубопроводах, так и во внутренних инженерных сетях водоснабжения многоквартирных домов города».

Сетевые игры

К сожалению, такие предприятия являются лишь своеобразным исключением, хотя и положительным, среди водоснабжающих предприятий.

Например, КП «Кировоградское водопроводно-канализационное хозяйство» закупает у водовода «Днепр – Кировоград» более 17 млн куб. м воды. Из них 44% числятся как потери, а это – более 8 млн кубометров. Если они действительно вытекали – Кировоград был бы уже затоплен. Поэтому мэрией Кировограда поставлена ​​задача – во что бы то ни стало снизить потери до уровня 30%. Следовательно, руководство горводоканала поставило своей абонентской службе задачу усилить работу по выявлению несанкционированных подключений к сетям водоснабжения. Незаконные врезки в сети были найдены, однако какие из них действительно были незаконными, разбирется городская прокуратура, поскольку граждане, которые были оштрафованы на значительные суммы средств и отключены от сети водоснабжения, имеют на руках все разрешительные документы.

КП «Городоцкое ВКХ» на Ровенщине провело анализ потребления воды в многоэтажных домах на ул. Авиационной г. Городка, оборудованных общедомовыми водомерами, находящимися в подвалах домов. Установлено, что количество воды, поданной в дома, существенно отличается от количества, учтенного поквартирными водомерами. Так, потери по домам составляют от 33 до 58 процентов. К жителям таких домов были применены меры по возмещению потерь воды (письма с требованием о возмещении, претензии, исковые заявления в суд). Однако, ни одним нормативно-правовым актом Украины не предусмотрено проведение такого рода мероприятий, то есть предприятие сознательно пошло на нарушение норм права, чтобы компенсировать свои потери.

Читайте также: Виртуальная сеть водоснабжения

Черкасские коммунальщики решили не «изобретать велосипед» и применить для покрытия своих потерь за счет потребителей старый, но надежный, проверенный веками практики, способ – начислить «мертвым душам» за услуги. Так, многие семьи из платежек узнали, что в их квартирах незаметно поселились неведомые «соседи», которые, однако, пользуются холодной и горячей водой в пределах установленных норм потребления – и за это, естественно, должны расплачиваться квартиросъемщики. Другим «деликатно» дали понять, что их уже оплаченные счета за предыдущие месяцы как-то непонятно «перешли» в задолженность, которую быстро добавили в счета для оплаты. Третьим суммы к оплате вообще накопили по теории случайных чисел, и разобраться в этих головоломках с помощью логики невозможно. Только после обращения пострадавших граждан в городской совет и прокуратуру жителям сняли излишне начисленные средства.

Луганская область на протяжении последних трех лет вообще держит пальму первенства в черном рейтинге коммунальщиков, которые решают вопросы своей бесхозяйственности путем искусственного начисления потребителям за услуги. ООО «Лугансквода», например, регулярно начисляет штрафы, не предусмотренные действующим законодательством, за неправильное установление счетчика, за просрочку поверки тех же счетчиков. Насчитывают в Луганске за потребленные услуги централизованного водоснабжения целым улицам, на которых есть только уличная водоразборная колонка, но нет собственно централизованного водопотребления. Не гнушаются луганские коммунальщики начислять плату за использование воды для сезонного полива гражданам, которые имеют счетчики холодной воды и исправно платят по их показаниям.

Голь на выдумки хитра

Потребители, которые испытывают на себе воздействие такого спектра методов незаконного опустошения кошельков от коммунальщиков, стремящихся во что бы то ни стало увеличить свои доходы, не остаются в долгу. Чтобы экономить за чужой счет, украинцы обычно покупают водомеры отечественного производства. И не потому, что они дешевле импортных на 150 грн. Наши приборы не имеют антимагнитных колец... А вот коммунальщики теряют до 30% от запланированных поступлений.

В г.Полтава народные умельцы, «Кулибины от ЖКХ», научились за полчаса освобождать канализационные стояки должников от устройств «Спрут» и «Зигзаг», которые точечно блокируют водопровод и канализацию. Некоторые потребители покупают счетчики холодной воды, в которых порог чувствительности больше, что дает возможность пользоваться водой почти без ограничений, но счетчик при этом стоит на месте, не считает.

Таким образом приходим к выводу, что отношения между водоснабжающими предприятиями и потребителями коммунальных услуг в Украине, к сожалению, построены не на взаимном уважении и доверии друг к другу, не являются партнерскими и равноправными. Грустно констатировать, но эти отношения построены на лжи и пренебрежении друг к другу сторонами коммунальных правоотношений, и это вредит как водоснабжающим предприятиям, так и потребителям, а особенно государству, которое намерено строить общество, основанное на европейских и мировых ценностях.

Андрей Осадчий

Где можно прибрести велосипед? Вариантов имеется множество. Вот, например, воспользовавшись ссылкой http://velo-dom.com.ua/bicycles/where/manufacturer/ardis, Вашему вниманию будет представлен интернет-магазин велосипедов. Заходите и делайте свой выбор среди предложенного разнообразия ассортимента.

 
Комментарии (2)
Гудвин Бугров2
28 марта 2012 г. 04:56
Приведите, пожалуйста, примеры стран, где Потребители "общества основанного на европейских и мировых ценностях" платят за единицу измерения ж/к услуг (метр.квадратный., метр. кубич., другое) - в зависимости от уровня своего дохода. Считаю, что инициатива отечественных "реформаторов ЖКХ - развенчивает миф о существовании каких-либо жилищно-коммунальных услуг, окончательно переводя учет "услуг" в систему уплаты налогов с доходов граждан, призванную покрывать "экономически обоснованные" расходы коммунальной безхозяйственности. http://www.radioera.com.ua/eranews/?idArticle=40906
Владимир1
30 марта 2012 г. 09:34
О каких взаимоотношениях может идти речь?,если водоканалы сами нарушают законы? И при чем тут потребители, согласно закона водоканал должен проводить поверку и ремонт счетчи- ков за свой счет и при этом следить какой счетчик пригоден к эксплуа- тации,а он переложил эту мисию на- потребителей и незаконно начисляет придуманные долги,чтобы дополни- тельно получить дотацию. И после этого он ждет нормального отноше- ния к нему со стороны потребителей.