Кабмин ищет инвесторов!

Правительство планирует привлечь инвесторов в жилищно-коммунальную отрасль обещаниями корпоративных прав на долю коммунального имущества.

Правительство разработало и зарегистрировало в Верховной Раде законопроект, которым предусмотрен порядок корпоратизации коммунальных унитарных предприятий. Главная цель, задекларированная разработчиками, - привлечение частного капитала в коммунальную отрасль. По разным подсчетам, ЖКХ в масштабах страны требует десятки миллиардов гривен для модернизации и учета ресурсов. Между тем, сами предприятия, большинство которых находится в коммунальной собственности, работают с убытками.

Все предприятия по производству тепла и поставке воды (водоотвода) являются естественными монополистами. Их деятельность и тарифы на их услуги с прошлого года определяются Национальной комиссией регулирования в сфере коммунальных услуг. Именно тариф должен обеспечивать прибыльную работу коммунальщиков. Однако, по свидетельству представителей предприятий ЖКХ, пока пересмотр тарифов комиссией предусматривает только учет инфляции и повышения зарплат. Ни о прибыли, ни об инвестиционных программах по модернизации оборудования и трубопроводов речь не идет.

Читайте также: Приватизация замерзающего тепла

Нерешенной остается проблема своевременной компенсации разницы в цене на природный газ для ТЭЦ и котельных, а цена тепла и воды для потребителей остается ниже экономически обоснованной себестоимости. Фактически, государство использует тарифы на ЖКУ как инструмент социальной политики. Так после прошлогоднего списания задолженности за газ предприятий тепловой коммунальной энергетики отрасль уже успела обрасти новыми многомиллионными долгами. Предприятия с таким грузом и еще с контролируемыми государством тарифами не привлекают потенциальных инвесторов.

Бесправное владение

Минрегион заявил, что реформа отрасли будет состоять из двух этапов - организационного и инвестиционного. Первый предусматривает создание законодательной базы. Составляющей частью этой работы должен стать законопроект «Об особенностях преобразования коммунальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, в хозяйственных обществах».

Содокладчик по этому законопроекту от профильного комитета Верховной Рады Игорь Лысов считает, что этот документ адресован крупным компаниям, которые финансово могут работать одновременно в нескольких регионах. «Речь идет о компаниях, которым по плечу взяться за отрасль в нескольких регионах. Это позволит инвестору сократить расходы», - отметил г-н Лысов. В то же время он признает, что некоторые ограничения, предусмотренные авторами, могут насторожить потенциальных покупателей водоканалов и теплосетей. Например, документ предусматривает, что частные инвесторы могут выступать только соучредителями новых акционерных обществ совместно с территориальными общинами. Предполагается, что общины будут иметь 60% акций, а частники - 40%. «Это необходимо, чтобы местные советы, представляющие общины, могли самостоятельно сформировать руководящие органы компании», - отмечает Игорь Лысов. Это положение подкладывает мину замедленного действия под декларируемую авторами цель. Ведь инвесторам собственность нужна как гарантия сохранения вложенных средств. Впрочем, они получат только корпоративные права и будут отстранены от управления компаниями. На таких условиях деньги будут вкладываться только при условии высокой доходности бизнеса. А это невозможно, учитывая состояние водопроводов и теплосетей, в которых сегодня теряется от четверти до трети ресурсов.

К примеру, компания «Инфокс», которая в 2003 году получила в аренду одесский водоканал на 49 лет, своим достижением считает сокращение потерь с 45% до 38%. Между тем, одесситы отмечают: единственным положительным следствием появления нового хозяина водоканала стало круглосуточное снабжение - раньше воду в квартиры ночью не подавали. Вкусовые качества питьевой воды в городе остаются низкими, хотя она и соответствует государственным санитарным нормам.

Долгосрочная аренда - не панацея

Однако даже долгосрочная аренда не дает гарантий, что частная компания будет заинтересована в чем-то большем, чем поддержании имущества в рабочем состоянии. Так случилось и в Каменце-Подольском: там в 2004 году городской совет передал в аренду на 10 лет имущественный комплекс коммунального предприятия, которое эксплуатировало городской водопровод и канализационную систему, а также ТЭЦ, котельные и теплосети. Не прошло и 4-х лет, как город начал судебную тяжбу за возврат собственности. Городской совет обвинил арендаторов в неэффективном использовании оборудования и трубопроводов. Депутат городского совета Каменца-Подольского Сергей Акимов считает, что законодатели должны учитывать особенности украинских инвесторов, в частности - их стремление в кратчайшие сроки вернуть вложенные средства. «В коммунальном хозяйстве вложенные средства возвращаются в течение более длительного времени, чем в других отраслях», - отмечает господин Акимов. Оптимальным он считает срок окупаемости 17 лет, предусмотренный кредитным договором города со Всемирным банком. Каменец-Подольский сейчас осваивает кредит в 32,6 млн грн на реконструкцию системы водоснабжения. В правительственном законопроекте определены кратчайшие сроки совместной эксплуатации имущества, не подлежащего приватизации, в 10 лет.

Читайте также: Взгляд со стороны инвестиций

Однако, законопроект оставляет возможность перехода права собственности на имущество территориальной общины к другим хозяйствующим субъектам. Юрист фирмы «Ефимов и партнеры» Глеб Норов отмечает, что предложенная в законопроекте процедура корпоратизации предусматривает изменение правового статуса имущества. Пока унитарное коммунальное предприятие лишь распоряжается трубопроводами и оборудованием, а акционерное общество станет его владельцем. «Законопроект предусматривает снятие ограничения по распоряжению имуществом, переводя имущество территориальной общины из коммунальной формы собственности в частную собственность хозяйственного общества, а у общества остаются корпоративные права вновьсозданного общества», - констатирует Норов. Между тем, практика правоприменения в нашей стране, по мнению юриста, предусматривает возможность законного отчуждения имущества хозяйственного общества.

Корпоративные права вместо собственности - такой обмен при нынешней ситуации в формировании тарифов не может заинтересовать ни инвесторов, ни территориальные общины. «Без изменения тарифной политики этот закон появления частного капитала в отрасли не гарантирует», - признает заместитель председателя профильного парламентского комитета Игорь Лысов. Так же законопроект, который еще не запланирован к рассмотрению в сессионном зале Рады, является неким полуфабрикатом. Каждая лоббистская группа постарается перекроить и дополнить его в соответствии с собственными интересами.

 

Анвар Деркач

 

Решили отправиться в путешествие. Что для этого необходимо? Для начала созвать компанию, составить маршрут движения, а также собрать сумку для вещей. Купить модный рюкзак в интернет-магазине Вы можете на сайте bagstore.com.ua. Огромный ассортимент удивит и поможет сделать правильный выбор.

 
Комментарии (0)