ГлавнаяВыбор редакцииАльтернативная энергетикаВойна за придомовые территории: развязка близка

Война за придомовые территории: развязка близка

Нежилое: не путать со вспомогательным Вначале хотелось бы отметить, что в любом жилом многоквартирном доме есть всего три вида помещений: 1. Жилые квартиры. Большая часть жилых квартир в Украине уже приватизирована. Но есть редкие случаи, когда квартира все еще находится в коммунальной собственност

Нежилое: не путать со вспомогательным
Вначале хотелось бы отметить, что в любом жилом многоквартирном доме есть всего три вида помещений:

1. Жилые квартиры. Большая часть жилых квартир в Украине уже приватизирована. Но есть редкие случаи, когда квартира все еще находится в коммунальной собственности. Распоряжаться квартирой может только ее собственник.

2. Нежилые встроено-пристроенные помещения. Они находятся в собственности территориальной общины конкретного города или района. Нежилые помещения – это отдельные объекты гражданско-правовых отношений: магазины, аптеки, библиотеки, почтовые отделения, банки и др. Они могут быть размещены в жилых многоквартирных домах или отдельно на придомовой территории. Эти помещения могут быть объектами права собственности. То есть город или район может сдавать их в аренду или продавать.

3. Вспомогательные помещения – общее имущество владельцев квартир: подвалы, чердаки, лестничные площадки, колясочные и др... Они не могут выступать объектами права собственности. В соответствии с законодательством (о котором - ниже), эти помещения предназначены для эксплуатации дома и удовлетворения бытовых потребностей жителей. Более того, вспомогательные помещения – общее имущество владельцев квартир в многоквартирном доме с момента приватизации первой квартиры в доме, независимо от того, создано ОСМД или нет.

Естественно, так было не всегда. Многие помнят, что в Советском союзе коммунальными были все территории и помещения.

Что же поменялось за период независимости Украины, и откуда возникли проблемы?

Буква закона
В ноябре 1991 года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 311 «О размежевании государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)». Этим постановлением правительство определило перечень государственного имущества, которое относится к коммунальной собственности. Они установили порядок распределения этого имущества между административно-территориальными единицами.

В январе 1992 года Киевсовет на выполнение этого постановления приняла решение № 26 «О формировании коммунального имущества города и районов», которым утверждался перечень такого имущества. Аналогичные по смыслу решения по всей стране приняли другие местные советы.

В 1994 пункт 9 ст. 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» дополнили несколькими словами. А именно: «... нежилые помещения жилищного фонда, используемые предприятиями торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения на условиях аренды, передаются в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов».

Таким образом, собственностью территориальных общин могли считаться только те помещения, которые еще с советских времен использовались под магазины, библиотеки, химчистки и т. д. Все остальное трогать было нельзя.

В марте 2001 года был принят Закон «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», который четко определил подвалы, лестничные клетки, вестибюли, коридоры, колясочные, кладовые, чердаки и другие технические помещения вспомогательными. То есть жители домов могли быть спокойными хотя бы за свои чердаки и подвалы.

Но вот 27 декабря 2001 года Киевсовет принял знаменитое решение № 208 «О формировании коммунальной собственности территориальных общин районов города Киева». Это решение утверждало новый, «расширенный» перечень объектов коммунальной собственности общины Киева.

«В приложениях к решению № 208 появились... фактически, все многоквартирные дома города Киева. И это притом, что в этих домах давно уже были приватизированы около 75 % квартир. То есть - они давно уже получили статус совместной собственности людей, которые приватизировали эти квартиры, и территориальной громады - формального владельца неприватизированных квартир», - сравнивает дополнения в предыдущем решении № 26 с решением № 208 адвокат Татьяна Монтян.

И снова же по всей стране другие местные советы «расширили» перечень коммунальных объектов.

Согласно этим решениям, местные власти с помощью БТИ начали массово переводить вспомогательные помещения в помещения нежилого фонда, которые потом сдавали в аренду или продавали.

«Заинтересованная сторона заказывала экспертизу в БТИ, где подтверждали, что вспомогательное помещение можно использовать как нежилое, - конкретизирует Татьяна Бойко, руководитель жилищно-коммунальной программы Гражданская сеть ОПОРА. После этого подвал переставал быть подвалом, и у этого помещения мог появиться собственник или арендатор».

Хотя никакого отношения к собственности территориальных общин вспомогательные помещения не имели. Напомним, согласно законодательству, их давно уже должны были безвозмездно передать в общую собственность жителей многоквартирных домов.

Лишь немного изменило ситуацию и принятие в марте 2004 года решение Конституционного суда № 4-рп/2004, согласно которому вспомогательные помещения должны передаваться бесплатно в совместную собственность граждан с момента приватизации ими квартир (комнат) в многоквартирных домах.

И лишь сейчас готовится соответствующий законопроект, в котором сказано, что нежилые помещения – это помещения, которые были паспортизованы и зарегистрированы в БТИ как самостоятельный объект до момента приватизации первой квартиры в доме. И хоть былого не вернешь, это должно исключить возможность перевода вспомогательных помещений в нежилые.

Плоды ошибок прошлых
Кто и зачем нарушал законы, сейчас уже, наверное, не стоит разбираться, тем более что все и так понятно. Главный вопрос, что со всем этим делать?

После нескольких перепродаж бывшие вспомогательные помещения сегодня в собственности, по сути, ни в чем не повинных предпринимателей. И именно к ним возникают претензии у жителей дома, с небольшим опозданием сообразивших, что они сами могут пользоваться средствами, полученными за аренду своих чердаков и подвалов. К слову, закон разрешает ОСМД сдавать любые помещения в аренду.

Пытаясь вернуть себе законную собственность, жители многоквартирных домов массово подают иски в суд. Но, по мнению экспертов, вернуть многое не получится, так как процедура очень сложна и растянута во времени, пройти ее могут только самые отчаянные активисты, привлекая очень опытных юристов.

«Чтобы вернуть право собственности владельцев квартир на вспомогательные помещения, мы вызываем в суд работника БТИ с инвентарной книгой, чтоб он предъявил документы первой инвентаризации, проведенной после приема дома в эксплуатацию. Эти документы снимают все вопросы об изначальной функции помещения. Но нужно признать, что в судах этот вопрос решается долго и сложно», - отмечает Михаил Березовчук, заместитель председателя ВОО «Союз владельцев жилья Украины».

Вопрос земельный
В плане передачи придомовой территории в пользование жителей дома все еще сложнее. В Украинском законодательстве существует только статья №42 Земельного кодекса, к которой даже нет подзаконных актов, регулирующих порядок реализации норматива. К тому же, п.4 ст.42 Земельного Кодекса не предусматривает возможности организовать упрощенный процесс оформления землеустроительной документации придомовой территории ОСМД. Более того, он предполагает оформление длительного и дорогого «проекта отвода территории», а не оформление «технической документации установления границ территории». Это действительно две большие разницы, как в денежном эквиваленте, так и в согласовательном и во временном. Наверное, это недоработка Министерства.

Но, собственники жилья не сдаются. В Киеве, к примеру, уже 155 ОСМД подготовили весь необходимый пакет документов для получения земли в собственность. Желание распоряжаться землей возле дома не ослабевает несмотря даже на то, что для изготовления всей землеустроительной документации приходится выложить 50-70 тыс. грн.

И это характерно не только для Киева.

«К сожалению, в Житомире, любые обращения действующих ОСМД относительно придомовых территорий упираются в необходимость заказа проекта отвода такой территории, - говорит Игорь Скоропад, председатель Житомирского отделения СВЖУ, председатель Ассоциации ОСМД « Жито-Мир». - Даже учитывая то, что это стоит немалых денег, некоторые ОСМД, воодушевленные своей независимостью и законными правами, обращались в горсовет с заявлениями на отвод своих территорий. Но ответы управления земельных отношений горсовета, со ссылками на п.4 ст.42 Земельного Кодекса, мгновенно остужают желание оплатить такой проект, который в итоге не будет утвержден ввиду отсутствия проекта раздела квартала микрорайона города. А такие работы вообще не предусмотрены местным бюджетом».

Виктор Чумак, глава ОСМД «Родинний затишок» г. Здолбунов, рассказывает, что получить в собственность придомовую территорию им все же удалось, но лишь в течение трех лет. «Согласно закону, ОСМД должно передаваться вся техническая и проектная документация на дом и землю. Но в лучшем случае мы получали поэтажные планы, - сказал он. - Все остальное было утеряно. Поэтому необходимые документы приходилось восстанавливать или разрабатывать за счет жителей».

Напомним, что еще совсем недавно Сергей Крушановский, первый заместитель главы Главного управления жилищного хозяйства КГГА, сказал, что территории вблизи домов, которые организованы объединениями совладельцев многоквартирных домов, будут переданы в собственность этих ОСМД, так же, как нежилые помещения на этой территории. Он также заявил, что в дальнейшем оформление документов, необходимых для закрепления права собственности ОСМД на придомовую территорию, будет значительно упрощено.

И действительно, по предложению правительства в первом чтении принят законопроект, упрощающий процедуру отведения придомовой территории в собственность ОСМД. Об этом сказал Владимир Стороженко, руководитель ГУ жилищного хозяйства Киева. Но сколько времени понадобится для появления работающего норматива пока непонятно.

Кроме того, сейчас уже зарегистрирован законопроект № 8474, согласно которому земельный участок под пятном застройки будет автоматически включен в состав общего имущества владельцев квартир в многоквартирном доме. И на том, как говорится, спасибо!

Нельзя не сказать и о том, что некоторые местные советы предлагают желающим ОСМД арендовать (!) территорию вблизи их дома. Но, по словам экспертов, это неправильный путь. Для аренды нужны немалые деньги и регулярное переоформление документации. Поэтому вряд ли многие ОСМД согласятся на это.

Максим Файдор, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Война- это всегда страшно и это загадка. Все подробности 3 Мировой Войны вы можете узнать, прочитав сайт http://www.3world-war.su/. Тут собрано много интересной информации.

 
Комментарии (0)