ГлавнаяПубликацииТранспортВодителям готовят «палки в колеса»

Водителям готовят «палки в колеса»

Вместо обещанной отмены автопарковочного сбора в Украине может быть восстановлена скандальная норма о блокировке автомобилей при нарушении правил парковки. И это не единственный сюрприз для автовладельцев.

Сбор за места для парковки транспортных средств устоял. С января 2015 года вместо 9 разрекламированных Кабмином налогов и сборов в Украине действует 11 налоговых платежей. Один из двух «сверхплановых» - сбор за места для парковки. У депутатов не поднялись руки для его отмены, как и туристического сбора. 

В первоначальном варианте правительственного проекта закона о внесении масштабных изменений в Налоговый кодекс автопарковочный сбор, действительно, отсутствовал. Он восстановлен в процессе корректировки документа. Единственное отличие нового-старого сбора — изменение номера статьи Налогового кодекса, которой регулируется его уплата. В остальном все по-прежнему. 
 
Однако, роль автопарковочного сбора в наполнении местных бюджетов мизерна. Даже в крупных городах, где много парковок, а автомобильные пробки — обыденность. «Торговый» сбор, то есть сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, украинским городам приносил больше. Но его депутаты отменили, а сбор за места для парковки оставили. Зачем — загадка. 

Не сбор, а слезы

В структуре местных бюджетов на долю автопарковочного сбора приходится менее 1%. Правда, в плане администрирования это очень простой платеж: и ставку сбора, и базу налогообложения, и плательщиков устанавливают и определяют местные власти. При этом количество плательщиков ограничено. Так, в Киеве плательщик сбора всего один — КП «Киевтранспарксервис». Рассчитать, сколько это предприятие должно заплатить в бюджет — не проблема. В других городах ситуация похожая. 
 
 
Например, в бюджете Киева на 2014 год такие поступления были запланированы в 30 млн грн. В бюджете Одессы на 2014 год доходы от автопарковочного сбора оценены в 15,2 млн грн — 0,76% общего фонда без трансфертов, в бюджете Чернигова на прошлый год — 468,7 тыс. грн — 0,08% собственных и закрепленных доходов. 
 
Причем для наполнения местных бюджетов не обязательно взимать сбор за места для парковки. Так, разработчики концепции программы развития единого парковочного пространства в Киеве, презентованной в канун Нового года, предложили несколько вариантов реформирования парковочных платежей: уменьшить минимальную ставку сбора до 0,01% от размера минимальной заработной платы или вовсе заменить платой за аренду земельных участков. Законотворцы предпочли оставить все как есть. 

Кого возьмут в штрафники?

Впрочем, то, что налоговая реформа-2015 обошла стороной автопарковочный сбор, не исключает изменения правил парковки. В конце декабря в Верховную Раду подан депутатский проект №1627 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств». Самих правил парковки он не меняет, а вот ответственность за их нарушение существенно усиливает. По мнению разработчиков проекта, действующие меры воздействия на автовладельцев недостаточны, а пресекать нарушения правил парковки необходимо, так как нарушители «обкрадывают» местный бюджет, угрожают безопасности дорожного движения и осложняют благоустройство городов. 
 
В Проекте №1627 два ключевых положения — расширение сферы применения штрафов за нарушение правил парковки и восстановление нормы о временной блокировке автомобилей на площадках для парковки. 
 
Напомним, автопарковочные штрафы в Украине действуют более полугода. Они установлены Законом №1283-VII от 29 мая 2014 года, который дополнил Кодекс Украины об административных правонарушениях специальной «автопарковочной» статьей 152. За неоплату парковки ею установлен штраф в 136-204 грн. 
 
Однако, действие этой статьи распространяется лишь на площадки для платной парковки, оборудованные паркоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами. Это делает ее оторванной от жизни, ведь таким оборудованием багаты далеко не все парковки, и в обозримом будущем ситуация не изменится. Даже в Киеве паркоматы — экзотика, а в масштабах страны их «недокомплект», по самым скромным подсчетам, превышает 2 тыс. единиц. 
 
К тому же, с момента внесения последних изменений в Правила парковки в июне 2014 года, оборудование площадок паркоматами — не догма. У операторов появилась альтернатива: они вправе оборудовать площадку информационными знаками о возможности и порядке предоставления услуги «мобильная парковка».
 
Одним словом, штрафы за неоплату парковки сегодня действуют больше в теории, чем на практике.
 
Разработчики Проекта №1627 предложили радикальное решение — штрафовать всех водителей или владельцев автомобилей, не оплативших парковку на платной площадке, независимо от ее технической оснащенности. Параллельно проект максимально упрощает оформление штрафов. Причем обязанность водителя оплатить парковку прямо прописывается в законе. Соответствующую поправку проект вносит в статью 16 Закона «О дорожном движении», которой установлены основные права и обязанности водителей транспортных средств. 
 
Не забыли разработчики и о статье 152 КУоАП. Из нее изымается упоминание о паркоматах и терминалах. 
 
В довершение ко всему проект позволяет штрафовать неплательщиков заочно и без составления протокола — если нарушение запечатлено при помощи фото- , видеосъемки или технических средств, осуществляющих автоматическую запись. В этом случае постановление о применении штрафа разработчики предлагают выносить без участия нарушителя — по аналогии с видеоконтролем за дорожным движением. Если же по записи нельзя будет идентифицировать водителя-нарушителя, штраф придется заплатить владельцу автомобиля. 

Стоять на месте!

Что касается блокировки автотранспорта на парковках, Проект №1627 не просто восстанавливает скандальную норму, а поднимает ее на новый уровень — законодательный. Поправками в Закон «О дорожном движении» расширяются полномочия городских, районных и сельских советов. Они наделяются правом принимать решения о временной блокировке автомобиля и применении технических средств ограничения движения при осуществлении контроля за соблюдением правил парковки. 
 
Аналогичные поправки проект вносит в Закон «О местном самоуправлении в Украине». Корректируется и КУоАП: блокировка автомобилей на площадках допускается в двух случаях — при неоплате парковочных услуг и при парковке на месте, предназначенном для бесплатного размещения автомобилей льготниками. При этом право на блокировку предоставляется «должностным лицам, уполномоченным на это исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета». Кого местные власти будут наделять такими полномочиями, можно лишь гадать. Но наиболее вероятные претенденты — представители операторов парковок.
 
Так что, по сути, речь идет о реинкарнации пункта 31 Правил парковки, изъятого в прошлом году.
 
Напомним, до июля 2014 года Правила парковки позволяли операторам блокировать автомобили в случае полной или частичной неоплаты стоимости услуг по парковке. Правда, четыре последних года эта норма пребывала в «замороженном состоянии», а суды трижды констатировали, что блокировка автомобилей на парковках — прямое нарушение статьи 41 Конституции и статьи 319 Гражданского кодекса Украины, которые гарантируют собственникам право совершать со своим имуществом любые действия, не противоречащие закону.
 
Теперь блокировка может обрести «второе дыхание». Более того, КУоАП позволяет блокировать транспорт на срок до 3 суток. Если Проект №1627 будет принят, действие этого пункта автоматически распространится и на нарушителей правил парковки.

Об операторах позаботились 

А вот для операторов парковок разработчики приготовили несколько приятных сюрпризов. Должностным лицам, уполномоченным исполнительным органом сельского, поселкового или городского совета, проект позволяет рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы. Так как в проекте не конкретизировано место работы таких лиц, вероятна передача полномочий операторам. 
 
 
Вместе с тем, разработчики проекта предложили не штрафовать операторов за необорудование площадки для платной парковки паркоматами и терминалами или другими средствами контроля за оплатой услуг. Сейчас это чревато штрафом в 510-680 грн, хотя сама норма спорная. За отсутствие паркомата с лета 2014 года штрафовать, как минимум, некорректно. А об альтернативных средствах контроля оплаты Правила парковки не упоминают. 
 
Проект №1627 смягчает действующую формулировку. Он предлагает штрафовать операторов за неоснащение площадок для парковки согласно требованиям законодательства. 
 
Остается добавить, что не все «автопарковочные» предложения депутатов вписываются в действующие Правила парковки. Так, сейчас при неоплате услуг по парковке должен составляться протокол о нарушении — должностным лицом местного органа власти, а нарушение должно быть зафиксировано с помощью фотосъемки или в базе данных защищенной компьютерной системы. 
 
Поэтому принятие Проекта №1627 без параллельной корректировки Правил парковки на практике может привести к недоразумениям. Хотя кого в Украине этим можно удивить?
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 

 

Реклама: Мягкая постель, удобная подушка, теплое одеяло – это все составляющие отличного и крепкого сна. Вашему вниманию компания Matroluxe предлагает ортопедические матрасы, аксессуары для сна, мебель и многое другое. Более подробно об ассортименте Вы можете ознакомиться на сайте matroluxe.com.ua.

 
Комментарии (0)