ИНФОГРАФИКА:
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
В ЖКХ прежде всего надо разобраться, кто есть кто, и что кому принадлежит
"Нікому в голову не приходило, що можна окупувати атомну станцію. До цього навіть ІДІЛ не додумався"
"Уряду зараз головне подивитися на реакцію на підвищення тарифів на електроенергію"
Свое видение важности, методов и перспектив реформы жилищно-коммунальной сферы Украины ее инициаторы и создатели на страницах портала ИА «Украина Коммунальная» высказывали неоднократно. А теперь мы предлагаем вашему вниманию мнение человека, который занимает должность министра ЖКХ в оппозиционном правительстве Украины, народного депутата от БЮТВладимира Бондаренко.
Владимир Дмитриевич, скажите пожалуйста, в чем недостатки действий власти в реформе ЖКХ, которую провозгласил Президент и пытается реализовать Минрегион? Как, по Вашей оценке, выполняется поручение Президента о проведении этой реформы?
Это не первое поручение и не первый разговор о том, будто что-то делается. Во-первых, это вопрос, который касается проблем энергосбережения, проблем оптимизации схем и внедрения современных технологий в жилищно-коммунальное хозяйство, схем управления, привлечения к управлению жильем на уровне жилых домов граждан Украины. Вместе с тем абсолютно ни одного шага не сделано, кроме поднятия тарифов.
Хочу сказать, что сегодня реформа началась в Черкассах, где мэр города Сергей Одарич делает реальные шаги, а также в Каменец-Подольском, там публикуются все финансовые потоки и бюджетные расходы. А больше я не знаю примеров реального реформирования. На мой взгляд, надо сделать, по крайней мере, первые шаги – разобраться, что кому принадлежит и кто есть кто в этой системе. Второе. Надо разобраться, кто есть производитель услуг, кто – поставщик, а кто – потребитель. Это позволит юридически определить стороны процесса и заключить договор, который дает право человеку обжаловать некачественное и ненормальное обеспечение той или иной услуги. Третье и параллельное с этим – мы должны сделать реальным учет услуг. Не считать по количеству зарегистрированных квартир и затем высчитывать, сколько они потребляют, а по счетчикам считать воду и т.п. Нельзя высчитывать по площади жилых домов, ибо греется кубатура. Сегодня в учете предоставления услуг появляются такие искажения, которые дают возможность махинациями достигать чего-угодно. Мы не знаем, откуда мы пьем воду! А это важно, потому что вода в Киеве, например, может быть и артезианской, и днепровской, и деснянской – и стоимость ее различна. На этом идет большая игра. В дополнение к уже перечисленному – неограниченный объем так называемой страховой деятельности. В Киеве это 1 млрд 200 млн грн на страховую деятельность, хотя страховых случаев никогда не было больше чем на 80 млн. То есть 1 мрлд 120 млн грн – это ежегодное отмывание. В Киеве вообще дошли до того, что расчетная ведомость включает не кубические метры потребленной воды, а гигакалории, использованные для ее подогрева. Так у гражданина не остается никакой возможности подсчитать и проконтролировать, что это за гигакалории, сколько их и кто их использует. В этой ситуации начинаются махинации. В Киеве считают, что одна гигакалория подогревает 18 м куб. воды, хотя по всем расчетам институтов ЖКХ она подогревает 22,5 куб. м. То есть 4,5 кубометров сразу крадут. Таким образом, мы должны иметь, кроме учета, еще и качественные показатели. То есть, что такое горячая вода? Это не просто вода, прошедшая через счетчик трубы горячей воды, а это горячая вода, которая соответствует параметрам – от 55 до 75 градусов и выше, но выше никто и не греет. Мы также должны знать, что каждый день в Киеве должна подсчитываться и контролироваться схема соответствия наружной температуры до внутренней температуры на входе теплоносителя и на выходе. Это позволит людям оспаривать нарушения. Я уже не говорю о том, что энергосбережение у нас сводится к промазыванию швов на зданиях, за которые взымаются бешеные деньги, или за батареями наклеивается фольга – и это считается энергосбережением. А на самом деле оно у нас и не начиналось, потому что оно начинается с коммуникаций, по которым идет горячая вода и теплоноситель. Например, в Киеве менее 9% сетей являются теплоизолированными, а все остальные греют землю. И это ужасные потери. Я подавал на рассмотрение парламента 9 законопроектов, касающихся реформы ЖКХ. Эти законопроекты очень серьезные и разработаны очень серьезными людьми. Я несколько лет назад создал лабораторию исследований ЖКХ за свой счет. Грантов нам никто не дает, но мы изучили опыт прибалтийских стран, а также Санкт-Петербурга и Москвы – и пришли к выводу, что у нас надо было давно обеспечить деятельность так называемой «жилищной инспекции». У нас давно можно было бы обеспечить конкуренцию в системе ЖКХ, то есть определенные компании имели бы сертификат на проведение таких работ, и не было бы монополизма, который приводит к ужасным последствиям. Надо изучать и делать такие компенсаторы, чтобы это не било по карману гражданина. Думаю, должна быть установлена граница, которую при установлении тарифов нельзя переходить ни в одном регионе. Конечно, надо искать компенсаторы, но разница может быть, и нельзя свести все к одной системе. Однако должны быть разработаны принципы, как посчитать тариф правильно, чтобы в него не попадали маразматические подходы, такие, как были в Киеве. А 1,5 млн грн тратились только на банкеты? 1,5 млн грн – это банкеты и презентации в системе «Киевэнерго». А еще, например, оздоровление сотрудников «Киевэнерго» за счет тарифов для граждан, дополнительные премии, функционирование их домов отдыха за счет граждан. К тому же в этот тариф включались вещи, которые никогда в Киеве не функционировали. За очистку дворовых туалетов – 4,5 копейки на каждого человека каждый месяц мы платили. Казалось бы, копейки... А еще раскрылась махинация с лимитными шайбами. Это когда при проектировании дома закладывается труба, по которой подается теплоноситель, и она не может быть ни меньше, ни больше. Со временем компания-поставщик услуг якобы провела утепление стыков между панелями и объявила, что теплоустойчивость здания возросла на 10%. Тогда они сужают трубу на 10%, ставя специальную лимитную шайбу. В доме становится холодно, граждане жалуются, ЖЭК к ним обращается, что жалуются граждане, они говорят – хорошо, мы увеличим, но 10% теплоносителя вы получите сверх норматива, и платить за него надо в двойном размере. Или, например, при Черновецком 2 года назад стало холодно на Левом берегу, который отапливают ТЭЦ-6 и ТЭЦ-5. Я начал интересоваться – потому что знаю, что на этих 2-х современных ТЭЦ в неделю есть запас мазута. Начал расспрашивать, почему не включают мазут. Мне отвечают, что нет мазута, потому что его продали. Один чиновник прокололся и написал, кому продали. Я быстренько сделал запрос и выяснил, что продали гудрон дорожный – дешевый мазут. Если обычный топочный мазут стоит 1 570 грн, то тот – 700 грн с копейками. Таким образом они купили по 700 грн за тонну прекрасного топочного мазута, потому что там гудрона не было. Тогда я направил письма в различные службы, и оказывается, что продали по цене вдвое дешевле реальный топочный мазут – они тут же его возвращают по документам. Оказалось, что они его и не вывозили, потому что он там и был, но за возвращенный берут опять как за хороший. Таким образом 71 млн грн навара, не выходя из кабинета. Просто документы дважды сносили туда и обратно. Таким образом, мы имеем уникальные коррупционные факты, которые как минимум в этой системе работают. Вот есть несколько цен на один и тот же товар, например, на газ. Сегодня есть четыре цены на газ, и это для такой деятельности абсолютно чистое поле, ибо вы имеете весь учет. Например, потреблено 10 млрд кубометров газа по дешевым ценам, а собираете средства вы по реальным ценам, рассчитываетесь с государством тоже по самым дешевым ценам, а весь остаток – а это миллиарды – идут кому-то в карман. Поэтому никакой реформы нет и близко.
Что Вы конкретно имеете в виду?
Например, в Киеве 30% водоснабжающих и отопительных сетей бесхозные, ибо никому не принадлежат. Непризнание принадлежности этих систем к тем или иным коммунальным службам дает возможность потом, ремонтируя их, требовать деньги за ремонты, мол, они же не наши. Вместе с тем «Киевэнерго» берет полностью все деньги, которые идут от уплаты за воду, за отопление, и позиционируют себя так, мол «сети не наши, ремонтировать их мы не будем». Так почему же они и водоканал берут деньги? И то же касается энергетических сетей и газовых.
Тарифы на производимую электроэнергию ночью и днем тоже совершенно разные, а газ может быть использован для населения и для промышленных объектов – цена тоже совершенно разная. На этом и играет сегодняшняя власть.
Как Вы относитесь к необходимости установки приборов учета?
Следующий этап – это качественные показатели работы сетей и всей системы. Качественные показатели в мире разработаны. Например, с Прибалтики можно брать очень хороший пример, но внедрение существующих и эффективно работающих там механизмов у нас никому не выгодно. Но нельзя же и дальше терпеть то обстоятельство, что плата за холодную воду, например, ведется по расчетной схеме, а не по счетчику! Я проводил эксперимент в Святошинском районе в двух параллельных одинаковых домах на улице Симиренко. Там примерно один контингент граждан. Если потребление воды в доме, где стоят счетчики, никогда не превышает 4,5 кубических метров, которые потребляет один человек, то люди в соседнем таком же доме по схеме, которую ввел «Киевводоканал», вынуждены оплачивать от 7 до 14 кубических метров воды. Откуда взялись эти расчеты и почему так? - Не понятно. От 13% до 15-18% горячей воды, теплоносителя, теряется по дороге, и это все к сожалению включается в тариф на следующий период людям.
А как решается этот вопрос в контексте содержания жилищного фонда?
Качественный показатель, например, по вывозу мусора, когда температура выше 20 градусов тепла – он должен вывозиться дважды: утром с 7.30 до 8 часов, и вечером с 20.00 до 21.00. Лестничные марши моются так: каждый день первый этаж и лифт, через день – зона пешеходной доступности до 3-го этажа, и дважды в неделю – лестничные марши до самого верха. И это нормальные качественные показатели по той или иной коммунальной услуге. Но и тут ни одного шага в Украине не сделано для улучшения.
Насколько они велики?
Наши затраты в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня в 4 раза превышают расходы Швеции на такую же площадь жилых домов. А почему? Потому что заниматься этим никому не выгодно. А деньги, которые выделялись в разнообразных вариантах, - например около 3 млрд грн секвестрирования бюджета, ушли в песок.
На нее возлагались бы функции контроля?
Да. У прибалтов нет ЖЭКов, а есть прямые договора между гражданином и поставщиком услуг, а инспекция следит за выполнением договоренностей. Как только гражданин жалуется в эту инспекцию, она сразу это фиксирует, а виновный затем платит деньги. За эти деньги и живет эта инспекция. Кстати, эту службу уважают и потребитель, и поставщик услуг.
А какВы оцениваете идею, которую в свое время озвучил Президент В.Янукович, касательно «выравнивания» тарифов?
Очень критично. Они не могут быть одинаковыми априори. Они могут быть компенсированы властями или гражданами. Почему? Ну вот, например, в Святошинском районе Киева есть котельная, которая находится на Беличах, а отапливает Южную Борщаговку. Конечно, 11 км транспортировки – идиотизм полный, но другой котельной нет, поэтому там затраты очень высокие. А есть котельные рядом с жилыми домами – и там минимальные затраты. Есть вода, которая перебрасывается в Крым по специальным каналам – и это очень затратно, а есть вода, которой, например, в Киеве достаточно, чтобы она была дешевой.
Я когда-то обнаружил в киевских тарифах даже 1,5 млн грн на фуршеты и презентации.
Это при каком мере столице?
Это было при Омельченко. Тогда ЕБРР давал 220 млн евро на реабилитацию сетей в Киеве. Омельченко с Плачковым распорядились этими деньгами специфически. Я знаю, что Иван Плачков, бывший министр энергетики, положил их на счета «Энергобанка», который затем исчез. Кроме того он так спроектировал некоторые законы, подзаконные акты, что они полностью сняли равноправие в отношениях потребителя и поставщика услуг.
А если подсчитать...
...То на 3 млн, да на 12 месяцев. А к этому добавляли еще и очистку «приямков». А каких приямков? Говорю: покажите хоть один приямок, что это такое.
Беседовала Екатерина Селиванова, специально для ИА «Украина Коммунальная»
Где провести планируемое мероприятие? Вариантов существует множество. Вот, например, Вашему вниманию представлена аренда банкетного зала. Более детально ознакомиться с условиями бронирования можно на сайте premier-palace.phnr.com.