ГлавнаяИнтервьюИнтервьюВ ЖКХ прежде всего надо разобраться, кто есть кто, и что кому принадлежит

В ЖКХ прежде всего надо разобраться, кто есть кто, и что кому принадлежит

мы предлагаем вашему вниманию мнение человека, который занимает должность министра ЖКХ в оппозиционном правительстве Украины, народного депутата от БЮТ Владимира Бондаренко

Свое видение важности, методов и перспектив реформы жилищно-коммунальной сферы Украины ее инициаторы и создатели на страницах портала ИА «Украина Коммунальная» высказывали неоднократно. А теперь мы предлагаем вашему вниманию мнение человека, который занимает должность министра ЖКХ в оппозиционном правительстве Украины, народного депутата от БЮТВладимира Бондаренко.

Владимир Дмитриевич, скажите пожалуйста, в чем недостатки действий власти в реформе ЖКХ, которую провозгласил Президент и пытается реализовать Минрегион? Как, по Вашей оценке, выполняется поручение Президента о проведении этой реформы?
Это не первое поручение и не первый разговор о том, будто что-то делается. Во-первых, это вопрос, который касается проблем энергосбережения, проблем оптимизации схем и внедрения современных технологий в жилищно-коммунальное хозяйство, схем управления, привлечения к управлению жильем на уровне жилых домов граждан Украины. Вместе с тем абсолютно ни одного шага не сделано, кроме поднятия тарифов.

Хочу сказать, что сегодня реформа началась в Черкассах, где мэр города Сергей Одарич делает реальные шаги, а также в Каменец-Подольском, там публикуются все финансовые потоки и бюджетные расходы. А больше я не знаю примеров реального реформирования. На мой взгляд, надо сделать, по крайней мере, первые шаги – разобраться, что кому принадлежит и кто есть кто в этой системе.

Что Вы конкретно имеете в виду?
Например, в Киеве 30% водоснабжающих и отопительных сетей бесхозные, ибо никому не принадлежат. Непризнание принадлежности этих систем к тем или иным коммунальным службам дает возможность потом, ремонтируя их, требовать деньги за ремонты, мол, они же не наши. Вместе с тем «Киевэнерго» берет полностью все деньги, которые идут от уплаты за воду, за отопление, и позиционируют себя так, мол «сети не наши, ремонтировать их мы не будем». Так почему же они и водоканал берут деньги? И то же касается энергетических сетей и газовых.

Второе. Надо разобраться, кто есть производитель услуг, кто – поставщик, а кто – потребитель. Это позволит юридически определить стороны процесса и заключить договор, который дает право человеку обжаловать некачественное и ненормальное обеспечение той или иной услуги.

Третье и параллельное с этим – мы должны сделать реальным учет услуг. Не считать по количеству зарегистрированных квартир и затем высчитывать, сколько они потребляют, а по счетчикам считать воду и т.п. Нельзя высчитывать по площади жилых домов, ибо греется кубатура. Сегодня в учете предоставления услуг появляются такие искажения, которые дают возможность махинациями достигать чего-угодно.

Мы не знаем, откуда мы пьем воду! А это важно, потому что вода в Киеве, например, может быть и артезианской, и днепровской, и деснянской – и стоимость ее различна. На этом идет большая игра.
Тарифы на производимую электроэнергию ночью и днем ​​тоже совершенно разные, а газ может быть использован для населения и для промышленных объектов – цена тоже совершенно разная. На этом и играет сегодняшняя власть.

В дополнение к уже перечисленному – неограниченный объем так называемой страховой деятельности. В Киеве это 1 млрд 200 млн грн на страховую деятельность, хотя страховых случаев никогда не было больше чем на 80 млн. То есть 1 мрлд 120 млн грн – это ежегодное отмывание.

Как Вы относитесь к необходимости установки приборов учета?
Следующий этап – это качественные показатели работы сетей и всей системы. Качественные показатели в мире разработаны. Например, с Прибалтики можно брать очень хороший пример, но внедрение существующих и эффективно работающих там механизмов у нас никому не выгодно. Но нельзя же и дальше терпеть то обстоятельство, что плата за холодную воду, например, ведется по расчетной схеме, а не по счетчику! Я проводил эксперимент в Святошинском районе в двух параллельных одинаковых домах на улице Симиренко. Там примерно один контингент граждан. Если потребление воды в доме, где стоят счетчики, никогда не превышает 4,5 кубических метров, которые потребляет один человек, то люди в соседнем таком же доме по схеме, которую ввел «Киевводоканал», вынуждены оплачивать от 7 до 14 кубических метров воды. Откуда взялись эти расчеты и почему так? - Не понятно. От 13% до 15-18% горячей воды, теплоносителя, теряется по дороге, и это все к сожалению включается в тариф на следующий период людям.

В Киеве вообще дошли до того, что расчетная ведомость включает не кубические метры потребленной воды, а гигакалории, использованные для ее подогрева. Так у гражданина не остается никакой возможности подсчитать и проконтролировать, что это за гигакалории, сколько их и кто их использует. В этой ситуации начинаются махинации. В Киеве считают, что одна гигакалория подогревает 18 м куб. воды, хотя по всем расчетам институтов ЖКХ она подогревает 22,5 куб. м. То есть 4,5 кубометров сразу крадут.

Таким образом, мы должны иметь, кроме учета, еще и качественные показатели. То есть, что такое горячая вода? Это не просто вода, прошедшая через счетчик трубы горячей воды, а это горячая вода, которая соответствует параметрам – от 55 до 75 градусов и выше, но выше никто и не греет.

Мы также должны знать, что каждый день в Киеве должна подсчитываться и контролироваться схема соответствия наружной температуры до внутренней температуры на входе теплоносителя и на выходе. Это позволит людям оспаривать нарушения.

А как решается этот вопрос в контексте содержания жилищного фонда?
Качественный показатель, например, по вывозу мусора, когда температура выше 20 градусов тепла – он должен вывозиться дважды: утром с 7.30 до 8 часов, и вечером с 20.00 до 21.00. Лестничные марши моются так: каждый день первый этаж и лифт, через день – зона пешеходной доступности до 3-го этажа, и дважды в неделю – лестничные марши до самого верха. И это нормальные качественные показатели по той или иной коммунальной услуге. Но и тут ни одного шага в Украине не сделано для улучшения.

Я уже не говорю о том, что энергосбережение у нас сводится к промазыванию швов на зданиях, за которые взымаются бешеные деньги, или за батареями наклеивается фольга – и это считается энергосбережением. А на самом деле оно у нас и не начиналось, потому что оно начинается с коммуникаций, по которым идет горячая вода и теплоноситель. Например, в Киеве менее 9% сетей являются теплоизолированными, а все остальные греют землю. И это ужасные потери.

Насколько они велики?
Наши затраты в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня в 4 раза превышают расходы Швеции на такую ​​же площадь жилых домов. А почему? Потому что заниматься этим никому не выгодно. А деньги, которые выделялись в разнообразных вариантах, - например около 3 млрд грн секвестрирования бюджета, ушли в песок.

Я подавал на рассмотрение парламента 9 законопроектов, касающихся реформы ЖКХ. Эти законопроекты очень серьезные и разработаны очень серьезными людьми.

Я несколько лет назад создал лабораторию исследований ЖКХ за свой счет. Грантов нам никто не дает, но мы изучили опыт прибалтийских стран, а также Санкт-Петербурга и Москвы – и пришли к выводу, что у нас надо было давно обеспечить деятельность так называемой «жилищной инспекции».

На нее возлагались бы функции контроля?
Да. У прибалтов нет ЖЭКов, а есть прямые договора между гражданином и поставщиком услуг, а инспекция следит за выполнением договоренностей. Как только гражданин жалуется в эту инспекцию, она сразу это фиксирует, а виновный затем платит деньги. За эти деньги и живет эта инспекция. Кстати, эту службу уважают и потребитель, и поставщик услуг.

У нас давно можно было бы обеспечить конкуренцию в системе ЖКХ, то есть определенные компании имели бы сертификат на проведение таких работ, и не было бы монополизма, который приводит к ужасным последствиям.

А какВы оцениваете идею, которую в свое время озвучил Президент В.Янукович, касательно «выравнивания» тарифов?
Очень критично. Они не могут быть одинаковыми априори. Они могут быть компенсированы властями или гражданами. Почему? Ну вот, например, в Святошинском районе Киева есть котельная, которая находится на Беличах, а отапливает Южную Борщаговку. Конечно, 11 км транспортировки – идиотизм полный, но другой котельной нет, поэтому там затраты очень высокие. А есть котельные рядом с жилыми домами – и там минимальные затраты. Есть вода, которая перебрасывается в Крым по специальным каналам – и это очень затратно, а есть вода, которой, например, в Киеве достаточно, чтобы она была дешевой.

Надо изучать и делать такие компенсаторы, чтобы это не било по карману гражданина. Думаю, должна быть установлена ​​граница, которую при установлении тарифов нельзя переходить ни в одном регионе. Конечно, надо искать компенсаторы, но разница может быть, и нельзя свести все к одной системе. Однако должны быть разработаны принципы, как посчитать тариф правильно, чтобы в него не попадали маразматические подходы, такие, как были в Киеве.
Я когда-то обнаружил в киевских тарифах даже 1,5 млн грн на фуршеты и презентации.

Это при каком мере столице?
Это было при Омельченко. Тогда ЕБРР давал 220 млн евро на реабилитацию сетей в Киеве. Омельченко с Плачковым распорядились этими деньгами специфически. Я знаю, что Иван Плачков, бывший министр энергетики, положил их на счета «Энергобанка», который затем исчез. Кроме того он так спроектировал некоторые законы, подзаконные акты, что они полностью сняли равноправие в отношениях потребителя и поставщика услуг.

А 1,5 млн грн тратились только на банкеты?

1,5 млн грн – это банкеты и презентации в системе «Киевэнерго». А еще, например, оздоровление сотрудников «Киевэнерго» за счет тарифов для граждан, дополнительные премии, функционирование их домов отдыха за счет граждан.

К тому же в этот тариф включались вещи, которые никогда в Киеве не функционировали. За очистку дворовых туалетов – 4,5 копейки на каждого человека каждый месяц мы платили. Казалось бы, копейки...

А если подсчитать...

...То на 3 млн, да на 12 месяцев. А к этому добавляли еще и очистку «приямков». А каких приямков? Говорю: покажите хоть один приямок, что это такое.

А еще раскрылась махинация с лимитными шайбами. Это когда при проектировании дома закладывается труба, по которой подается теплоноситель, и она не может быть ни меньше, ни больше. Со временем компания-поставщик услуг якобы провела утепление стыков между панелями и объявила, что теплоустойчивость здания возросла на 10%. Тогда они сужают трубу на 10%, ставя специальную лимитную шайбу. В доме становится холодно, граждане жалуются, ЖЭК к ним обращается, что жалуются граждане, они говорят – хорошо, мы увеличим, но 10% теплоносителя вы получите сверх норматива, и платить за него надо в двойном размере.

Или, например, при Черновецком 2 года назад стало холодно на Левом берегу, который отапливают ТЭЦ-6 и ТЭЦ-5. Я начал интересоваться – потому что знаю, что на этих 2-х современных ТЭЦ в неделю есть запас мазута. Начал расспрашивать, почему не включают мазут. Мне отвечают, что нет мазута, потому что его продали. Один чиновник прокололся и написал, кому продали. Я быстренько сделал запрос и выяснил, что продали гудрон дорожный – дешевый мазут. Если обычный топочный мазут стоит 1 570 грн, то тот – 700 грн с копейками. Таким образом они купили по 700 грн за тонну прекрасного топочного мазута, потому что там гудрона не было. Тогда я направил письма в различные службы, и оказывается, что продали по цене вдвое дешевле реальный топочный мазут – они тут же его возвращают по документам. Оказалось, что они его и не вывозили, потому что он там и был, но за возвращенный берут опять как за хороший. Таким образом 71 млн грн навара, не выходя из кабинета. Просто документы дважды сносили туда и обратно.

Таким образом, мы имеем уникальные коррупционные факты, которые как минимум в этой системе работают. Вот есть несколько цен на один и тот же товар, например, на газ. Сегодня есть четыре цены на газ, и это для такой деятельности абсолютно чистое поле, ибо вы имеете весь учет. Например, потреблено 10 млрд кубометров газа по дешевым ценам, а собираете средства вы по реальным ценам, рассчитываетесь с государством тоже по самым дешевым ценам, а весь остаток – а это миллиарды – идут кому-то в карман. Поэтому никакой реформы нет и близко.

Беседовала Екатерина Селиванова, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Где провести планируемое мероприятие? Вариантов существует множество. Вот, например, Вашему вниманию представлена аренда банкетного зала. Более детально ознакомиться с условиями бронирования можно на сайте premier-palace.phnr.com.

 
Комментарии (0)