ГлавнаяУслугиФинансирование ЖКХСодержанием «тарифного» регулятора будут заниматься коммунальщики

Содержанием «тарифного» регулятора будут заниматься коммунальщики

Вероятно уже на этой пленарной неделе позиции независимости НКРЭКУ приблизятся к укреплению. Правительство призывает парламент принять проект Закона, который увеличивает полномочия регулятора и переводит его финансирование на плечи лицензиатов.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, за несколько шагов от серьезных изменений. В конце мая правительство предложило парламенту урегулировать вопросы организации деятельности регулятора путем законодательного закрепления правового статуса НКРЭКУ, ее полномочий, экономической, политической и финансовой независимости при принятии решений. Соглашаются с тем, что изменения в работе регулятора необходимые, и народные избранники. Об этом свидетельствуют несколько альтернативных законопроектов, зарегистрированных ими в Верховной Раде вслед за правительственной инициативой. Поэтому, вполне вероятно уже на этой пленарной неделе позиции независимости НКРЭКУ приблизятся к укреплению. Однако, эксперты отрасли убеждены, что предложенные изменения нужно еще неоднократно дорабатывать.

Несколько недель назад, 29 мая, под куполом Верховной Рады правительством был зарегистрирован проект Закона №2966 «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг». Этот регуляторный акт, согласно пояснительной записке, разработало Министерство энергетики и угольной промышленности с целью урегулирования вопроса организации деятельности Национальной комиссии и приведение ее в соответствие с требованиям общеевропейского законодательства. Ведь сейчас деятельность НКРЭКУ регулируется положениями более десятка отраслевых законов, среди которых: Законы Украины «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике», «Об основах функционирования рынка природного газа», чего, по мнению правительства, недостаточно. Так, проектом предлагается определить порядок формирования, правовой статус и организацию деятельности Национальной комиссии, как государственного коллегиального органа, а также четкие границы компетенции и полномочия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, в том числе мероприятий, определенных ключевым событием 8 программы (Матрицы) стратегических и институционных реформ в рамках проекта «Второй программный заем на политику развития».
 
В частности, определению статуса Нацкомиссии и критериям независимости ее работы посвящены первые два раздела правительственного законопроекта. Согласно им, регулятор определяется как «постоянно действующий независимый государственный коллегиальный орган, который осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль на энергетических рынках и рынках коммунальных услуг». Главным его приоритетом остается «достижение баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на энергетических рынках или рынках коммунальных услуг, и государства и обеспечение энергетической безопасности». При этом отмечается, что во время исполнения своих функций и полномочий Нацкомиссия действует самостоятельно и независимо от любого другого органа государственной власти, иного государственного органа, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, а также политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов. Соответственно любые указания, распоряжения, поручения таких субъектов регулятору считаются незаконными и не подлежат исполнению. Это положение сводит на нет идею общественного контроля как таковую. В то же время решение Национальной комиссии, в соответствии с проектом, не подлежат согласованию с органами государственной власти и могут быть обжалованы только в судебном порядке.
 
 
Примечательно, по «новым критериям» председателем или членом НКРЭКУ стать будет не просто. Документом закрепляется преимущество за гражданами Украины, которые имеют полное высшее техническое, юридическое или экономическое образование, безупречную профессиональную квалификацию, опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет в течение последних 10 лет, владеющие государственным языком и способные по своим деловым качествам, образовательному и профессиональному уровню и состоянию здоровья выполнять свои должностные обязанности. Однако, несмотря на это, ставится еще более десятка требований. В частности, категорически будут отказывать в таких должностях иностранцам, представителям политических партий, акционерам или владельцам предприятий энергетического и коммунального секторов, лицам, которые имеют судимость, и тому подобное. К тому же, отбор будет проводиться на конкурсной основе специальной комиссией при Президенте Украины, в которую будут входить два представителя, назначенные Главой государства, два представителя от Верховной Рады и Министр энергетики. В сам состав регулятора будет входить семь членов, которых будет назначать на должность Президент, Председатель среди них будет избираться путем тайного голосования. Состав регулятора обновляться что 6 лет, а председатель НКРЭКУ – через каждые два года. Это, по мнению разработчиков, даст возможность сделать подбор кадров Национальной комиссии максимально прозрачным.
 
Интересно, что финансирование на содержание государственного регулятора, в случае принятия законопроекта, будет осуществляться «за счет поступлений в специальный фонд государственного бюджета взносов на регулирование». Эти взносы на содержание Комиссии, согласно документу, обяжут платить ее лицензиатов – электро - и газоснабжающие компании, теплоэнергетические предприятия и водоканалы. Максимальная ставка взноса за регулирование составит 0,15% от дохода плательщика от лицензируемого вида деятельности за отчетный квартал. При этом подчеркивается, что «в случае не уплаты взноса на регулирование или уплаты его не в полном объеме в течение квартала, следующего за отчетным, Комиссия вправе принять решение о наложении штрафа на плательщика взноса в размере 10% от неуплаченного взноса на регулирование». Если же такие санкции не подействуют, на протяжении второго квартала плательщик взноса может потерять лицензию. Его возобновят лишь после исполнения им обязанности по уплате взноса на регулирование.
 
В остальном, как уже отмечалось, Национальная комиссия сохранит свои полномочия по государственному регулированию, мониторингу и контролю на энергетических рынках и рынках коммунальных услуг. Так, регулятор имеет право на две плановые ежегодные проверки каждого предприятия, а также на неограниченное количество внеплановых контрольных мероприятий, срок проведения которых определен сроком в 10 дней. Причем, поводом для проверки может стать множество факторов, в том числе и жалоба потребителя на качество услуг. В случае выявления нарушений, как и ранее, регулятором будут налагаться санкции в виде предупреждения, штрафа, приостановления действия лицензии или ее аннулирования. К примеру, за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации, предусмотренной лицензионными условиями, непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных данных в отчетности в установленный Комиссией срок или в других документах, непредставление копий документов, заверенных в установленном законодательством порядке, объяснений и другой информации на законные требования Комиссии, предусмотрен штраф в размере от 100 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, - в размере от 1000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан.
 
Заметим, с момента регистрации проекта Закона «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» Кабинет Министров всячески настаивает на его принятии парламентом. В частности, во время часа вопросов к правительству в ходе пленарного заседания 5 июня Премьер-министр Арсений Яценюк призвал всех народных депутатов, которые имеют предложения к этому документу, к обсуждению, чтобы уже в ближайшее время этот законопроект можно было вынести на голосование.
 
«Пройдемся по всех технических вопросах этого закона, чтобы на следующую неделю (пленарную – ред.) мы могли внести этот законопроект, проголосовать его. И что это даст? Это даст возможность, в первую очередь, полностью снять любое политическое давление из Национальной комиссии по регулированию энергетики, второе, это дополнительно даст нам возможность прозрачно и честно устанавливать тарифы, как они уже установлены, на газ, электроэнергию, ни любые коммунальные услуги, которые сейчас устанавливаются Национальной комиссией», - отметил Премьер.
 
 
Примечательно, то, что в работу государственного регулятора нужно вносить изменения, народные избранники не отрицают. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что после регистрации правительственной инициативы относительно деятельности НКРЭКУ, последовали и другие альтернативные законопроекты. Так, 29 мая нардеп от «Оппозиционного блока» Артур Мартовицкий зарегистрировал аналогичный по названию проект Закона №2966-1, а 2 июня его примеру последовал внефракционный депутат Юрий Левченко – проект Закона №2966-2. Впрочем, Комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности рекомендует парламенту принять за основу именно правительственную инициативу и поручить ему с учетом положений законопроектов №2966-1 и №2966-2, а также других замечаний доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение Верховной Рады во втором чтении. В частности, об этом говорится в соответствующем проекте постановления парламента от 3 июня.
 
При этом стоит отметить, что ряд экспертов выступают против принятия вышеуказанного решения. Так, Министр топлива и энергетики (2005-2006 гг.) Иван Плачков утверждает, что «рекомендованный для ВР документ - законопроект №2966 обеспечивает абсолютно полное и прямое подчинение деятельности Комиссии высшим органам государственной власти, и о какой независимую регулирующую Комиссию не может идти речь». По его мнению, документ требует тщательной доработки. 
 
«Также вызывает явное непонимание спешка народных депутатов с принятием указанного законопроекта», - подчеркивает он в блоге «У.К.».
 
Схожей позиции придерживается и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады. «Более удачным, по нашему мнению, видится вариант разработки единого закона о государственном регулировании на рынках энергетики и коммунальных услуг с определением в нем, в том числе, исчерпывающего состава соответствующих субъектов (включая Комиссию), их статуса, функций, полномочий, принципов организации и деятельности (как это имеет место, например, в случае с Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» и др). В связи с этим представляется целесообразным вернуть внесенный законопроект субъекту права законодательной инициативы на доработку», - говорится в заключении Управления от 2 июня. 
 
При этом эксперты ВР подают почти три десятка замечаний к проекту Закона «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг».
 
Екатерина Ляшевская

 
 
Комментарии (0)