ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Ю.Хиврич: «До конца года мы будем знать себестоимость услуги каждого предприятия ЖКХ»
Юрий Егорович, с какой целью Нацкомиссия регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг готовит Постановление об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги?
Постановление призвано обеспечить единый подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех регионов Украины. В целях его обеспечения Кабинет Министров постановляет утвердить: порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги централизованного отопления и снабжения горячей водой. Далее - порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод, а также порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений, придомовой территории. Кроме того, необходимо будет утвердить порядок расчета розничных цен на электроэнергию и газ для населения.
На какой стадии сейчас находится это документ?
Данное Постановление находится сейчас в Кабмине, его пересогласовали, потому что сменились руководители профильного министерства. Ранее его согласовывал вице-премьер Виктор Тихонов, а сейчас - заместитель министра по вопросам ЖКХ Григорий Семчук. К тому же ее уже согласовал Валерий Саратов в качестве председателя новосозданного нацрегулятора. Это постановление уже рассматривали на Кабмине, но сейчас дорабатываются некоторые документы и идет процесс пересогласования.
По Вашим прогнозам, когда Кабмин окончательно утвердит Постановление?
Думаю, что на следующей неделе. К концу недели оно должно быть готово. Этот шаг необходим для полноценной и качественной работы Комиссии. Это основной документ, которым мы будем руководствоваться в своей деятельности. Если, условно говоря, тариф поднимается на электроэнергию, то он сразу должен подниматься и на тепло, и на воду. Если в тепле небольшое количество затраченной электроэнергии – до 8%, то в воде – от 30% до 50%. Но просто необходимо знать и видеть, что все цены формируются по единому принципу.
По словам Валерия Саратова, первое заседание Нацкомиссия планирует провести в конце августа. Вы начнете работу с лицензиатами. Какие и сколько предприятий будут приглашены на дебютное заседание органа?
Пока нам сложно сказать, потому что у нас сложилась сложная ситуация с лицензиатами. По воде, например, у нас 38 из 69 предприятий подали документы, из этих 38-ми 25 были возвращены на доработку, а пять или шесть вернули через полное несоответствие этому порядку. И только восемь у нас готовы сегодня к рассмотрению. И даже сейчас у нас работают люди, которые по этим восьми уже анализируют ситуацию и расчеты той себестоимости, которую они нам показали. Могу сказать, что по этим водоснабжающим предприятиям расчеты на 100% соответствуют необходимым критериям.
До конца года мы должны знать по каждому предприятию, по каждому лицензиату, какая у них себестоимость, какие затраты и куда они направляются.
Какова ситуация в области теплопоставщиков?
По теплу ситуация несколько иная. Документы подали всего 56 из 193 предприятий. Из этих 56-ти 44 заявления мы вернули по причине несоответствия требованиям. В частности, одним из ключевых критериев в расчетах является наличие этих трех составляющих: производства, транспортировки и реализации. А по 12 предприятиям мы сейчас занимаемся, так сказать, «работой над ошибками», чтобы идти дальше. И именно эти 12 теплоснабжающих предприятий – претенденты на первое заседание. Все зависит от того, как руководитель предприятия и его команда подготовили необходимые документы, насколько они их обработали и могут представить их согласно регламенту и действующим требованиям.
Одной из первоочередных задач Комиссии Вы называли создание в регионах управляющих компаний. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Какими должны быть эти компании, и кому они должны подчиняться?
Мы будем рекомендовать местным органам власти и председателям облгосадминистраций создавать управляющие компании.
Сегодня высокая цена на ЖКУ именно в тех регионах, где низкая реализация и большие затраты на производство и транспортировку воды. Управляющая компания будет включать в свой состав более мелкие предприятия, а регулировать деятельность этих компаний будет Нацкомиссия регулирования рынка ЖКУ. Компания сегодня создается для того, чтобы вести единую политику в области – техническую, экономическую, ценовую. Для того, чтобы подтягивать «слабеньких», которые будут собраны вместе в одной управляющей компании. И именно последняя будет иметь достаточную мощность и возможности вкладывать средства, ликвидировать недостатки в предоставлении услуг. Кроме того, она также может осуществлять основные работы, имея подразделения по строительству, капитальному ремонту, ревизии запорной арматуры, ремонту электрооборудования. У небольшого города таких подразделений может не быть, а у компании такая возможность есть. И тогда не надо искать предприятие, часто личное, чтобы, образно говоря, отремонтировать двигатель или задвижку. Своими силами это делается дешевле и быстрее, поскольку при таких условиях не идет речь о рентабельности или НДС.
Это будет одна компания на область?
Нет, конечно, их может быть и две. В зависимости от объемов и количества предприятий, которые в нее будут входить. Может существовать отдельно и управляющая компания, и водоканал областного центра или другого города, который работает не в убыток. Возможно, и представители органов местного самоуправления не поддержат эту идею. Все может быть.
Насколько сегодня сформирована нормативная база для работы Комиссии?
Я могу сказать, что она подготовлена в полном объеме. В прошлом году приняты и зарегистрированные в Минюсте порядки формирования тарифов по воде и по теплу. Поэтому база у нас есть. Более того, вы знаете, что Комиссия уже утвердила первый этап цен: с 14 декабря 2010 г. введены цены на тепло, с января 2011 г. – на воду. Поэтому свой первый шаг мы уже сделали.
Сейчас мы активно привлекаем для работы в Комиссии специалистов, работавших в НКРЭ. Это 20 человек. Они подготовлены и будут действовать на уровне руководителей. И сейчас мы занимаемся формированием профильных подразделений.
С чем возникли наибольшие трудности в начале работы Комиссии?
Прежде всего, это проблема с предоставлением лицензий вышеуказанным 193 предприятиям. Завершается лето и, казалось бы, что мы должны были пересмотреть каждое из них. И хотя глава комиссии Валерий Саратов и сказал на пресс-конференции, что мы не привязаны к отопительному сезону, наша задача, чтобы люди вошли в него с теми финансовыми гарантиями, которые дадут им право стабильно работать, чтобы их не отключали ни энергетики, ни газовщики.
Поэтому сегодня мы работаем над тем, чтобы собрать профессиональных работников для этой работы, а во многом и научить. Сейчас у молодого человека, если даже он квалифицированный экономист, сказывается недостаток опыта работы на предприятии, незнание технологических процессов. Вследствие этого трудно определить и проанализировать, куда и какие средства на предприятии идут: на транспортировку, на производство и т.п. Что такое котельная? Принцип ее работы, виды и количество энергоресурсов, которые она использует? Эти и другие тонкости в работе специалиста Комиссии имеют колоссальное значение.
Отходя от основной темы... Хотелось бы знать Ваше мнение относительно передачи объектов ЖКХ в концессию. Насколько она может быть эффективной?
Концессия – это один из путей внедрения инвестиций и энергосберегающих технологий на предприятиях, а самое главное – путь повышения качества предоставления услуг. Обязательным в таком случае является финансовый план концессионера. В течение пяти первых лет идет активное вложение средств, за счет которых идет замена электрооборудования, разработка методов по уменьшению потерь воды или тепла.
И только после этого цена будет покрывать затраты. Плюс инвестиционная составляющая, с помощью которой либо возвращаются деньги концессионеру, либо вкладываются в дальнейшее развитие, в частности энергосбережение. На мой взгляд, это оптимальный на сегодня способ улучшить состояние сетей и оборудования, не меняя владельца.
Беседовала Юлия Грамотная специально для ИА «Украина Коммунальная»