ГлавнаяИнтервьюЮ.Хиврич: «До конца года мы будем знать себестоимость услуги каждого предприятия ЖКХ»

Ю.Хиврич: «До конца года мы будем знать себестоимость услуги каждого предприятия ЖКХ»

Юрий Егорович, с какой целью Нацкомиссия регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг готовит Постановление об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Постановление призвано обеспечить единый подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Юрий Егорович, с какой целью Нацкомиссия регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг готовит Постановление об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги?

Постановление призвано обеспечить единый подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех регионов Украины. В целях его обеспечения Кабинет Министров постановляет утвердить: порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги централизованного отопления и снабжения горячей водой. Далее - порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод, а также порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений, придомовой территории. Кроме того, необходимо будет утвердить порядок расчета розничных цен на электроэнергию и газ для населения.

На какой стадии сейчас находится это документ?
Данное Постановление находится сейчас в Кабмине, его пересогласовали, потому что сменились руководители профильного министерства. Ранее его согласовывал вице-премьер Виктор Тихонов, а сейчас - заместитель министра по вопросам ЖКХ Григорий Семчук. К тому же ее уже согласовал Валерий Саратов в качестве председателя новосозданного нацрегулятора. Это постановление уже рассматривали на Кабмине, но сейчас дорабатываются некоторые документы и идет процесс пересогласования.

По Вашим прогнозам, когда Кабмин окончательно утвердит Постановление?
Думаю, что на следующей неделе. К концу недели оно должно быть готово. Этот шаг необходим для полноценной и качественной работы Комиссии. Это основной документ, которым мы будем руководствоваться в своей деятельности. Если, условно говоря, тариф поднимается на электроэнергию, то он сразу должен подниматься и на тепло, и на воду. Если в тепле небольшое количество затраченной электроэнергии – до 8%, то в воде – от 30% до 50%. Но просто необходимо знать и видеть, что все цены формируются по единому принципу.

По словам Валерия Саратова, первое заседание Нацкомиссия планирует провести в конце августа. Вы начнете работу с лицензиатами. Какие и сколько предприятий будут приглашены на дебютное заседание органа?
Пока нам сложно сказать, потому что у нас сложилась сложная ситуация с лицензиатами. По воде, например, у нас 38 из 69 предприятий подали документы, из этих 38-ми 25 были возвращены на доработку, а пять или шесть вернули через полное несоответствие этому порядку. И только восемь у нас готовы сегодня к рассмотрению. И даже сейчас у нас работают люди, которые по этим восьми уже анализируют ситуацию и расчеты той себестоимости, которую они нам показали. Могу сказать, что по этим водоснабжающим предприятиям расчеты на 100% соответствуют необходимым критериям.
До конца года мы должны знать по каждому предприятию, по каждому лицензиату, какая у них себестоимость, какие затраты и куда они направляются.

Какова ситуация в области теплопоставщиков?
По теплу ситуация несколько иная. Документы подали всего 56 из 193 предприятий. Из этих 56-ти 44 заявления мы вернули по причине несоответствия требованиям. В частности, одним из ключевых критериев в расчетах является наличие этих трех составляющих: производства, транспортировки и реализации. А по 12 предприятиям мы сейчас занимаемся, так сказать, «работой над ошибками», чтобы идти дальше. И именно эти 12 теплоснабжающих предприятий – претенденты на первое заседание. Все зависит от того, как руководитель предприятия и его команда подготовили необходимые документы, насколько они их обработали и могут представить их согласно регламенту и действующим требованиям.

Одной из первоочередных задач Комиссии Вы называли создание в регионах управляющих компаний. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Какими должны быть эти компании, и кому они должны подчиняться?
Мы будем рекомендовать местным органам власти и председателям облгосадминистраций создавать управляющие компании.
Сегодня высокая цена на ЖКУ именно в тех регионах, где низкая реализация и большие затраты на производство и транспортировку воды. Управляющая компания будет включать в свой состав более мелкие предприятия, а регулировать деятельность этих компаний будет Нацкомиссия регулирования рынка ЖКУ. Компания сегодня создается для того, чтобы вести единую политику в области – техническую, экономическую, ценовую. Для того, чтобы подтягивать «слабеньких», которые будут собраны вместе в одной управляющей компании. И именно последняя будет иметь достаточную мощность и возможности вкладывать средства, ликвидировать недостатки в предоставлении услуг. Кроме того, она также может осуществлять основные работы, имея подразделения по строительству, капитальному ремонту, ревизии запорной арматуры, ремонту электрооборудования. У небольшого города таких подразделений может не быть, а у компании такая возможность есть. И тогда не надо искать предприятие, часто личное, чтобы, образно говоря, отремонтировать двигатель или задвижку. Своими силами это делается дешевле и быстрее, поскольку при таких условиях не идет речь о рентабельности или НДС.

Это будет одна компания на область?
Нет, конечно, их может быть и две. В зависимости от объемов и количества предприятий, которые в нее будут входить. Может существовать отдельно и управляющая компания, и водоканал областного центра или другого города, который работает не в убыток. Возможно, и представители органов местного самоуправления не поддержат эту идею. Все может быть.

Насколько сегодня сформирована нормативная база для работы Комиссии?
Я могу сказать, что она подготовлена ​​в полном объеме. В прошлом году приняты и зарегистрированные в Минюсте порядки формирования тарифов по воде и по теплу. Поэтому база у нас есть. Более того, вы знаете, что Комиссия уже утвердила первый этап цен: с 14 декабря 2010 г. введены цены на тепло, с января 2011 г. – на воду. Поэтому свой первый шаг мы уже сделали.

Сейчас мы активно привлекаем для работы в Комиссии специалистов, работавших в НКРЭ. Это 20 человек. Они подготовлены и будут действовать на уровне руководителей. И сейчас мы занимаемся формированием профильных подразделений.

С чем возникли наибольшие трудности в начале работы Комиссии?
Прежде всего, это проблема с предоставлением лицензий вышеуказанным 193 предприятиям. Завершается лето и, казалось бы, что мы должны были пересмотреть каждое из них. И хотя глава комиссии Валерий Саратов и сказал на пресс-конференции, что мы не привязаны к отопительному сезону, наша задача, чтобы люди вошли в него с теми финансовыми гарантиями, которые дадут им право стабильно работать, чтобы их не отключали ни энергетики, ни газовщики.

Поэтому сегодня мы работаем над тем, чтобы собрать профессиональных работников для этой работы, а во многом и научить. Сейчас у молодого человека, если даже он квалифицированный экономист, сказывается недостаток опыта работы на предприятии, незнание технологических процессов. Вследствие этого трудно определить и проанализировать, куда и какие средства на предприятии идут: на транспортировку, на производство и т.п. Что такое котельная? Принцип ее работы, виды и количество энергоресурсов, которые она использует? Эти и другие тонкости в работе специалиста Комиссии имеют колоссальное значение.

Отходя от основной темы... Хотелось бы знать Ваше мнение относительно передачи объектов ЖКХ в концессию. Насколько она может быть эффективной?

Концессия – это один из путей внедрения инвестиций и энергосберегающих технологий на предприятиях, а самое главное – путь повышения качества предоставления услуг. Обязательным в таком случае является финансовый план концессионера. В течение пяти первых лет идет активное вложение средств, за счет которых идет замена электрооборудования, разработка методов по уменьшению потерь воды или тепла.
И только после этого цена будет покрывать затраты. Плюс инвестиционная составляющая, с помощью которой либо возвращаются деньги концессионеру, либо вкладываются в дальнейшее развитие, в частности энергосбережение. На мой взгляд, это оптимальный на сегодня способ улучшить состояние сетей и оборудования, не меняя владельца.

Беседовала Юлия Грамотная специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)