ГлавнаяВыбор редакцииКомментарииЗаконодательная алхимия квартплаты

Законодательная алхимия квартплаты

Причиной особого внимания правительства к порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий является попытка устранить сложившуюся правовую коллизию

Правительство предложило уточнить порядок расчета тарифов на централизованное отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотвод. Для этого Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало проект постановления, которым предлагается внести изменения в действующее постановление Кабмина №869, определяющее единый механизм и порядок формирования на тарифы ЖКХ для жилищно-коммунальных услуг. Документом, копией которого располагает «У.К.», предлагается закрепить за Госинспекцией по контролю за ценами экономическое обоснование затрат коммунальных предприятий и служб, связанных с производством, транспортировкой и поставкой тепловой энергии, а также затрат, касающихся предоставления услуг по централизованному водо- и теплоснабжению. Однако планируется, что предоставлять экономическое обоснование затрат Госинспекция сможет только для тех предприятий – естественных монополистов, лицензирование деятельности которых не осуществляет госрегулятор – Нацкомуслуг. При этом обосновывать затраты Госинспекция будет по формуле, установленной Министерством экономического развития и торговли.

Стоит отметить, что в Украине насчитывается около 500 теплоэнергетических предприятий и порядка 200 водоснабжающих компаний.  Как ранее сообщал «У.К.» глава Нацкомуслуг Валерий Саратов, регулятор осуществляет лицензирование всех теплоснабжающих предприятий, установленная мощность которых превышает 20 гигакалорий в год. Таким образом, сегодня комиссии подконтрольны 268 предприятий теплоснабжения. Что касается водоснабжения, Нацкомуслуг регулирует деятельность тех предприятий, которые обеспечивают водой населенные пункты с количеством жителей не менее 100 тыс. человек. Сейчас – это 68 компаний, охватывающих около 70% рынка воды. Оставшиеся 30% — мелкие предприятия, они действуют на основании лицензий, выданных местными органами власти.

Согласно проекту, основные изменения действующего порядка тарифообразования должны коснуться стоимости услуг по содержанию придомовых территорий. Сейчас затраты на их обслуживание рассчитываются, исходя из площади территории для каждого отдельно взятого многоквартирного дома. Она определяется согласно Государственным строительным нормам «ДБН 360-92. Градостроение. Планирование и застройка городских и сельских поселений». Важно понимать, что ДБН предполагают наличие градостроительной документации, которая определяет план и площадь территории, относящейся к жилому дому. Новым проектом предлагается, что в случае отсутствия документации, определяющей отведенную перед жилым зданием территорию, стоимость уборки придомовой территории не должна будет превышать 30% общего объема «нормативных затрат на услуги по содержанию домов, сооружений и территории».

Причиной особого внимания правительства к порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий является попытка устранить сложившуюся правовую коллизию. В частности, Кабинет Министров утвердил своим постановлением №560 еще в 2005 году, что размер тарифов (нормативных расходов) определяется по каждому дому отдельно «в зависимости от количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения необходимого санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий согласно типового перечня услуг». Однако до сих пор местные власти рассчитывали тарифы в обход этого постановления – для всего региона или населенного пункта в целом. В конце 2011 года Минрегион заявил о переходе расчета стоимости жилищных услуг на подомовую оплату. Однако в большинстве случаев в населенных пунктах отсутствует необходимая документация, на основании которой можно определить площадь придомовой территории.

 

Таким образом, сложился прецедент как для коммунальных служб, так и для местных властей к завышению нормативных затрат на жилищные услуги, которые связаны с содержанием домов и территорий.

По словам заместителя исполнительного директора по правовым вопросам Федерации работодателей ЖКХ Юлии Головатюк, документ нуждается в серьезной доработке. В частности, уточнения необходимы при определении стоимости уборки придомовой территории. «Следует отметить, что расчетная площадь придомовой территории по указанному в проекте ДБН алгоритму будет значительно ниже, чем она есть по факту. В настоящее время во многих городах не существует соответствующей документации по жилым домам. Поэтому формально не будет исходных данных для расчета площади придомовых территорий. Ее размер измерен по каждому дому и утвержден решением органа местного самоуправления. Кроме того, по 1-2-3-х этажных многоквартирных домах, по которым предоставляется минимальное количество услуг (3-4 услуги), расходы на уборку придомовой территории составляют 30-45% от общего объема всех нормативных расходов – в зависимости от перечня предоставляемых услуг и отношения размера придомовой территории к общей площади здания. Поэтому такое ограничение дает основания утверждать, что по тарифу будет убираться не вся необходимая территория вокруг домов, или тариф снова окажется «необоснованным», так как убирать кому-то придется все равно.

Проект согласовывался  с Федерацией работодателей ЖКХ Украины как стороной социального диалога на отраслевом уровне. Федерация считает необходимым разработать отдельную Методику определения и расчета размера площадей придомовых территорий жилых многоквартирных домов, с учетом отдельных норм и требований нормативно-правовых актов жилищно-коммунальной и строительной отраслях Украины. Такая Методика должна учитывать специфику и предусматривать индивидуальный подход к определению границ придомовой территории каждого отдельного дома, в т.ч. наличие функциональных элементов придомовых территорий по группам домов. А до разработки такой методики при расчете соответствующих тарифов целесообразнее пользоваться нормами, установленными органами местного самоуправления», - отметила Юлия Головатюк.  

«По поводу уточнения полномочий Госценинспекции – если взять тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, то по отдельным городам предприятия проходят согласование от двух до шести инстанций (Госценинспекция – по расчетам цены на услуги техобслуживания лифтов и вывозу ТБО, управления жилищно-коммунального хозяйства горисполкома, управления экономики горисполкома, профильные депутатские комиссии, территориальные отделения Антимонопольного комитета и т.п.). В большинстве случаев это занимает от трех до семи месяцев. За это время происходит повышение минимальной заработной платы, цен на материалы и энергоносители. То есть установленные тарифы уже нельзя назвать экономически обоснованными.

Поэтому добавление еще одной инстанции по согласованию «в целом» тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий займет еще некоторое время. Это вызвано тем, что изначально свои расчеты будут согласовывать перевозчики на вывоз ТБО, лифтовые – на обслуживание лифтов, и только после этого – жилищные предприятия на содержание домов и придомовых территорий (услуги в целом), с учетом согласованной стоимости услуг лифтовых организаций и перевозчиков ТБО.

Так что Федерацией было предложено при определении порядка согласования расчетов тарифов предусмотреть возможность одновременного согласования расчетов на обслуживание лифтов, вывоз ТБО и содержание домов и сооружений и придомовых территорий. После этого планируемые затраты на услугу по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий должны были определяться как сумма отдельных согласованных составляющих (обслуживание лифтов, вывоз ТБО и другие расходы, связанные с оказанием услуг).

Кроме того, поскольку сегодня не существует определенного порядка установления (утверждения) тарифов органами местного самоуправления, мы предложили  разработать Порядок установления (и корректировки) тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий с определением согласующих инстанций и соответствующих сроков», - резюмировала эксперт.

 

Подготовила Мария Цатурян

 
Комментарии (0)